Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Ключевые слова: причины распада Древнерусского государства, крупнейшие земли и княжества, монархии и республики, Владимир Мономах, Новгородская республика, Новгород, причины феодальной раздробленности

 

Процесс распада государства на суверенные княжества (или феодальная раздробленность) проходил на протяжении нескольких сот лет. Его предпосылки были заложены еще в процессе формирования древнерусского государства.

 

У НАС ЕСТЬ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ПО ИСТОРИИ, ГДЕ МЫ ПИШЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ И ПОМОГАЕМ ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ – ПРИХОДИ УЧИТЬСЯ 🙂 

 

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Как помнится, еще в IX веке система политических взаимодействий строилась на личной преданности: воин/дружинник (или как говорят историки “вассал”) приносит своему сеньору клятву верности и готов отныне в любой момент за своего князя или сеньора умереть, а тот в свою очередь дарит ему удел (земельный участок).

Экономика в этих отношения тоже достаточно проста: 2/3 всех сборов полюдья должно отправиться князю, что дал ему этот участок (так по этой пирамиде налоги доходили до центра – Киева). Само владение – называлось “вотчина” и не имело условий его потери или владения (отсюда вотчину считают “безусловным землевладением”).

Это значит, что свой удел вассал мог легко разделить между своими детьми, завещать, продать, пропить или проиграть в карты или дать часть земель уже своим вассалам/воинам, которые оберегают его и его семью (зависит от места человека в этой складывающейся феодальной иерархии).

 

ЕГЭ ИСТОРИЯ ОНЛАЙН ТЕСТЫ С БАЛЛАМИ

 

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ КНЯЗЯ И ВАССАЛОВ

Так вот эта система уже в начале ее формирования имела один важный изъян – если князь вступит в конфликт с вассалом, то у него тоже есть свое войско.

И со временем князья, которые держали в качестве удела большие города или княжества (Новгородское, Смоленское, Черниговское или др.) стали только укреплять свое политико-экономическое значение. К середине XI в. (время смерти Ярослава Мудрого) уже сложились местные городские военные элиты, благополучие и процветание которых зависело исключительно от положения своего сеньора. Богаче он, богаче и они. А потому эта пороховая бочка к XI не выдерживает напряжение и уже дает свои сбои.

Кроме такая примитивная система кормления, что была создана еще в IX в. (т.е. пожалования князя территорий своим вассалам/дружинникам в обмен на службу), имела другой важнейший недостаток: когда в центре сидит сильный и влиятельный человек, то все княжества регулярно и почти всегда честно платят налоги (полюдье), когда же у власти слабак – денег не дождешься. Деньги оседают в местных центрах и постепенно к XI в. с Киевом уже конкурируют Новгород, Смоленск и др. города.

Две вышеперечисленные объективные причины  сделали процесс феодальной раздробленности неизбежным, а вот возникшие в XI в.  субъективные причины его ускорили.

 

УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

 

ЗАВЕЩАНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Князь Ярослав Мудрый еще при жизни составил завещание, где всю территорию он передал пяти сыновьям, разделив её на «уделы». Старший сын Изяслав получил Киевскую и Новгородскую земли; Святослав – Чернигов и Муром, Тмутаракань; Всеволод – Переяславль, Ростово-Суздальская земля, Вячеслав – Смоленск,  Игорь – Волынь и Карпатская Русь.

Братья получали свои княжения скорее как наместничества, на время, и должны были чтить старшего брата Изяслава, унаследовавшего великое княжение, «в отца место». Все же братья вкупе должны были блюсти единство Русской земли, оберегать её от пришлых врагов и пресекать попытки междоусобных распрей.

Русь тогда мыслилась Рюриковичами как их общее родовое владение, где старший в роде, являясь великим князем, выступал верховным распорядителем. К чести своей, братья Ярославичи почти два десятилетия жили, руководствуясь отцовым завещанием, сохраняя единство Русской земли и защищая её рубежи. В 1072 г.

Ярославичи продолжили законотворческую деятельность своего отца. Ряд законов под общим названием «Правда Ярославичей» дополнял и развивал статьи «Русской Правды».

 

ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РЕШАТЬ ТЕСТЫ ОНЛАЙН

 

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА: ОШИБКИ СВЯТОСЛАВА

Год спустя Святослав, тяготясь своим положением правителя удела, пусть и немалого, и утратив почтение к старшему брату, силой отнял у Изяслава великое княжение. Изяслав же оставил Русь и пустился в безрадостные странствования по Европе в тщетных поисках поддержки. Он просил помощи и у германского императора, и у Папы римского, лишился своей казны в землях польского короля и только после смерти Святослава в 1076 г. смог вернуться на Русь.

Мягкосердечный Всеволод Ярославич великодушно возвратил старшему брату его законное великое княжение, но вскоре подняли меч на своего дядю  племянники Олег и Борис. В 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве близ Чернигова Изяслав разгромил мятежников, но и сам пал в сражении.

Великим князем стал Всеволод, однако все 15 лет его княжения (1078—1093 гг.) прошли в непрестанных междоусобных бранях, главным виновником которых был энергичный и жестокий князь Олег Святославич, получивший прозвище Гориславич.

Беда гнездилась в самой ярославовой удельной системе, которая не могла уже удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Каждая ветвь рода — Изяславичи, Святославичи, Игоревичи и т. д. — могла считать себя ущемлённой и требовать передела княжений в свою пользу. Не менее запутанным было и наследственное право.

По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде, но вместе с христианством на Русь приходит и византийское право, признающее наследование власти только за прямым потомством: сын должен наследовать отцу, минуя иных родичей, пусть и старших. Противоречивость наследственных прав, неопределённость и запутанность уделов — вот естественная питательная среда, взрастившая многие проблемы.

 

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ КАРТОЧЕК ПО САМЫМ СЛОЖНЫМ ТЕМАМ ИСТОРИИ РОССИИ

 

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА: ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛОВЦЕВ

Ситуация усложнилась еще и тем, что на южной границе Киевской Руси появились новые кочевники – половцы. Они регулярно набегали на приграничные земли (в основном осенью, когда уже был собран урожай, но полюдье еще не уплачено).

Земледельцы не могли им дать отпор, а поскольку политические институты в это время крайне ослабли, то защитить этих трудяг дружинникам было крайне сложно ввиду высокой мобильности кочевников и медлительности военных структур того времени.

Ситуация накалилась до такой степени, что половцы в очередной раз дошли до Киева и попытались его взять. Так, в 1068 г. вспыхнуло восстание киевлян против своего великого князя Изяслава, который испугался выйти и дать отпор кочевникам, было дело собрался бежать к полякам, а потому отказался вооружать горожан.

Изяслав ожидал расправы над собой сразу после того, как киевляне расправятся с половцами, а потому восстание начали подавлять. В город вошли половцы, Киев был разграблен…

 

Причины распада Древнерусского государства

 

ПОПЫТКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

Постепенно многие князья одумались и стали искать способ прекращения распрей. Особенно заметная роль в этом принадлежала сыну Всеволода Ярославича Владимиру Мономаху.

По его предложению в 1097 г. князья съехались в Любеч на первый княжеский съезд. Съезд этот рассматривался Мономахом и другими князьями как средство, которое позволит достигнуть общего согласия и отыскать способ предотвращения дальнейших междоусобиц. На нём было принято важнейшее решение, гласившее: «Каждый да держит отчину свою».

Таким образом, каждый князь превращался из наместника, всегда готового оставить свой удел ради более почётного княжения, в постоянного и наследственного его обладателя.  Будучи отныне уверены в своих правах на наследственные владения, князья должны были бы прекратить прежнюю вражду.  Если ранее Русская земля была общеродовым владением всех Рюриковичей, которым распоряжался великий князь, то теперь Русь превращалась в совокупность наследственных княжеских владений.

С этого времени князья в своих княжествах — уже не наместники волею великого князя, как повелось со времён Владимира Святого, но полновластные хозяева-правители. Власть же киевского князя, утратившего таким образом своё прежнее право распределять уделы-наместничества по всей Русской земле, неизбежно теряла своё общерусское значение.

 

ОГЭ ПО ИСТОРИИ. РЕШАТЬ ТЕСТЫ ОНЛАЙН

 

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА: ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД

Так Русь вступала в исторический период, важнейшей особенностью которого являлась политическая раздробленность. Через этот период в той или иной мере прошли многие страны Европы и Азии.

Но в состоянии раздробленности Русь оказалась отнюдь не сразу после Любечского съезда. На время княжества все же объединились. В первые десятилетия XII в. Русь переходит в наступление против половцев, нанося им сокрушительные поражения.

 

ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂

 

Причины распада Древнерусского государства

С.В.Иванов. Съезд князей в Уветичах

 

ПОЯВЛЕНИЕ ТРЕХ ЦЕНТРОВ ВЛАСТИ

В середине XII в. междоусобицы достигли невиданной остроты, и число их участников многократно возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель; в следующем столетии, накануне нашествия Батыя, — уже 50, а в годы правления Ивана Калиты количество княжеств различного ранга перевалило за две с половиной сотни.

После кончины Мстислава Великого от Киева отпадает одно княжество за другим. 1136 год ознаменовался настоящим политическим переворотом в Новгороде Великом: князя Всеволода Мстиславича «мужи новгородские» обвинили в трусости, нерадивом отношении к обороне города, а также в том, что годом раньше хотел он сменить Новгород на более почётный Переяславль.

Два месяца князь, его дети, жена и тёща находились под стражей, после чего были изгнаны. С этого времени новгородское боярство само стало приглашать к себе князей и окончательно освободилось от власти Киева.

После Любеческого съезда для князей они — наследственные отчины, о процветании которых следует более всего заботиться. Отныне если князь и поглядывает вожделенно на Киев, то часто не порывая отношений со своей отчиной, источником своего могущества. При этом борьба за киевский стол нередко ведется не из-за того, что какой-то князь стремится перейти туда, а чтобы не допустить возвышения соперников.

Потому и сажают победившие князья в Киеве своих наместников, не желая покидать родовые гнезда. Рядом с княжеским доменом возникают усадьбы бояр, старших дружинников. Они превращаются в феодалов-землевладельцев, чьи интересы крепко связаны с местным владением. Отныне не дань, а доходы, получаемые от вотчин, становятся для них главным средством существования. Землевладение при феодализме — источник политической и социальной силы, и князья уже не могут не считаться со своим боярством. Нетрудно заметить, что все перечисленное — результат развития феодальных отношений.

Напор со стороны степи сдвигает на север границу: Киев утрачивает свое центральное положение, обращается в форпост борьбы с половцами. Население начинает уходить из Киевской и соседних областей в поисках мест безопасных, недоступных степным кочевникам. Один поток миграции устремляется на северо-восток, в далекий Залесский край; другой идет на юго-запад, в галицко-волынские земли. В средневековье плотность населения и экономическое процветание — понятия взаимосвязанные, поэтому перемещение населения отрицательно сказалось на положении центра. Половцы, утвердившись по нижнему течению Днепра, подорвали торговлю с Византией и Востоком.

 

ЕГЭ ИСТОРИЯ. ТЕРМИНЫ, НА КОТОРЫЕ НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

 

УПАДОК ПУТИ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

«Путь из варяг в греки» приходит в упадок. Но окончательный удар ему был нанесен перемещением мировых торговых путей. Быстро набиравшие силу североитальянские города прибирают торговлю с Востоком в свои руки. Это не проходит бесследно для древнерусских городов.

Будущее было за теми городами, которые сумели найти свое место, утвердиться на новых путях. Новгород ориентируется на торговлю с северогерманскими городами. Другой путь, минуя Киев, пролег через относительно безопасную Галицию. Древняя Русь утрачивает роль участника и посредника в торговых сношениях между византийским, западноевропейским и восточным мирами.

Перемены отразились на сознании князей. Защиту Русской земли многие из них уже не почитают общим делом. Отсюда бесконечные усобицы между князьями. Но одновременно они — отражение экономического и политического обособления земель, изменения ориентации окрепших городов и феодальных кланов.

Местный, прочно осевший в собственной отчине свой князь устраивал их куда больше властителя Киевского государства. Он лучше и полнее мог выразить интересы земли. Он заботился о том, чтобы передать ее не чужому, пришлому князю, а своим прямым наследникам.

 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА: ШЕСТЬ ГЛАВНЫХ ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 1945 Г.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

В обособившихся княжествах — новых политических и экономических центрах — быстрее развивались ремесла, интенсивнее шло строительство, процветала культура. После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Киевская земля стала распадаться на самостоятельные политические образования — уделы. К середине XII в. их насчитывалось 15. Спустя полвека — уже около 50.

Наиболее крупными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Этим землям довольно долго удавалось сохранять единую государственную территорию, что предопределило их решающее политическое значение в сравнении с другими княжествами. Все они имели известные различия в политическом устройстве. Различные соотношения политических элементов и определяли своеобразие земель.

 

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ

 

Причины распада Древнерусского государства

 

МОНАРХИИ

На северо-востоке Руси власть оказалась сосредоточена в руках князя. Ему удалось возвыситься над боярами, превратив их в послушных исполнителей своей воли, и над вечем. Обладая большой властью, владимиро-суздальские князья стремились к единодержавию. Не случайно именно они первыми попытались вступить на путь объединения земель, преодоления феодальной раздробленности: именно такой, авторитарный тип власти более всего подходил для решения этой задачи.

Южнорусские князья столкнулись с традиционно сильным и сплоченным боярством. Борьба шла с переменным успехом. Но даже в моменты наивысших успехов южнорусским князьям приходилось считаться с интересами боярства. Здесь соотношение князь — боярство складывалось не столь ощутимо в пользу первого, как на северо-востоке.

 

УЧИМ ВОИНЫ И МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ

 

КРУПНЫЕ РЕСПУБЛИКИ

Древняя Русь знала не только монархии, но и республики. Главная из них — Новгородская республика. Здесь государственное устройство и даже реальная политика определялись могущественным новгородским боярством и сильным вечем. Влияние князя было ограничено. Он выступал прежде всего в роли военного охранителя и защитника новгородских рубежей.

С распадом Древнерусского государства на уделы не было утрачено сознание единства Русской земли. Княжества продолжали жить по общим законам Русской Правды, в рамках одной православной митрополии, единые по культуре и языку.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

Сложилась своеобразная федерация русских княжеств, способная иногда к совместным действиям. Однако в целом распад на уделы и усобицы пагубно отразился на военной мощи. Вместе с тем сама раздробленность — результат восходящего развития феодализма. С ней связано упрочение хозяйства, рост городов, развитие культуры. Нетрудно заметить противоречивый характер последствий раздробленности.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ИХ СОСЕДИ

ЗАНЯТИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ