ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: РАЗБИРАЕМ ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Политический процесс ЕГЭ ОГЭ обществознание горючкина карина роман богатенко

Ключевые слова: политический процесс, политический процесс и его участники, виды политического процесса, какие бывают политические процессы, базовые и периферийные политические процессы, политический процесс и его типы, политический процесс и его основные этапы, политический процесс и его структура: объекты, субъекты, ресурсы и другое, политический процесс и общественные науки, политический процесс и теория основ политологии, ЕГЭ, ВПР по обществознанию, 10 класс, 11 класс

 

 

Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

 

Политический процесс обладает своей спецификой.

Он складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включённых в него участников — субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодёжные, женские и другие организации, СМИ).

Политический процесс связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества, указывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений, продолжается безостановочно с момента появления государства.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТРУКТУРА

Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно.

Участники процесса – пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего.

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель).

В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.

 

РЫНОК ТРУДА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ ЕГЭ ОГЭ ИНТЕЛЛЕКТ ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО РЕСУРСЫ

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов:

• степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность;
• уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений;
• способы нахождения и реализации политических решений;
• соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти;
• взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты).

Ядром содержания политического процесса является политическое решение.

 

Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения целей, задач политического действия, этапов, форм, методов и способов их достижения.

 

ТИПОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:

1. Режим функционирования – простое воспроизводство повторяющихся политических отношений (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения);

2. Режим развития – адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат).

3. Режим упадка – распад целостности политической системы (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность).

 

государство и его функции горючкина карина интеллект история общество тесты ЕГЭ ОГЭ

 

ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Политический процесс имеет свои этапы развития. Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:

• первый этап – артикуляция (формулирование) индивидуальных и групповых интересов (их носителем выступают групповые объединения);

• второй этап – агрегирование (объединение в единое целое) интересов путем селекции и объединения разнородных интересов различных индивидов и групп в единой партийно-политической позиции;

• третий этап – выработка политического курса на основе интеграции коллективных решений институтов государства;

• четвертый этап – реализация принятых решений через функционирование институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы;

• пятый этап – контроль и арбитраж через деятельность институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе общепризнанных норм.

 

КОНСЕРВАТИВНЫЕ И РЕФОРМАТОРСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИТИКЕ

В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский.

Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим).

Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции.

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

 

греция античность роман богатенко интеллект история общество

 

БАЗОВЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

С точки зрения принятия политических решений выделяют базовые и периферийные процессы.

Базовые процессы – процессы, связанные с принятием ключевых политических решений и характеризуются разнообразием способов политического участия граждан, форм преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, путей формирования политических элит и т.д.

Периферийные процессы – не оказывают принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ОТКРЫТЫЕ И ТЕНЕВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

С точки зрения публичности осуществления властных функций выделяют явные (открытые) и теневые политические процессы.

Явные (открытые) политические процессы характеризуется при: демократическом режиме – систематическим выявлением политических интересов групп и граждан, что выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, обсуждении и корректировке политического курса; тоталитарном режиме – административным беспределом центральных органов власти, всеохватывающим силовым влиянием государства на рядовых граждан, недоступностью для них механизмов управления и выработки политических решений.

Теневые политические процессы может выступать в двух формах: альтернативной официальной политике форме, основанной на публично неоформленных политических институтах и центрах власти (нелегальные структуры мафиозные кланы), и неальтернативной, когда власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

 

факторы спроса предложения экономика общество как система политический процесс

 

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

По характеру преобразования власти можно выделить: революционный и эволюционный политический процесс.

Революционный политический процесс характеризуется быстротечностью, обвальным характером преобразований, допустимостью использования насильственных средств, стихийностью массовых политических движений; незаконными способами воздействия на органы власти; резким изменением функций и статуса политических субъектов; распространением нестандартных форм политического поведения и нарастанием конфликтности.

Эволюционный политический процесс характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; легитимностью органов власти.