Культурное развитие русских земель и княжеств
Ключевые слова: культурное развитие русских земель и княжеств XII-XV вв., архитектура, живопись, иконопись XII-XV вв., культурное развитие русских земель и княжеств XII-XV вв. и влияние монгольского нашествия, культурное развитие русских земель и княжеств XII-XV вв. и ее эволюция, восстановление русских земель
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ |
В XIIв. начинается развитие новых культурных центров. Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в обособлении от Киева наиболее развитых земель, становившихся самостоятельными княжествами. Наиболее ярко эти процессы проявились в летописании.
ЛИТЕРАТУРА: ЛЕТОПИСИ, СЛОВА И ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ МОНОМАХА
В самом начале XII в. (1113 г.) в киевской земле монахом Киево-Печерского монастыря Нестором создается Повесть временных лет.
Текст летописи представляет собой связное литературно-историческое произведение, в котором нашли отражение не только событийная канва, но и религиозно-философские воззрения, политическая идеология, этика и подробности повседневной жизни.
Продолжает развиваться летописание в Новгороде. Важно, что наряду с городами, в которых летописи велись уже на протяжении столетий, в начале XII в. возникает летописная традиция там, где раньше ее не было – во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях. Много нового появляется в литературе.
“СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”
Литература XII-XIIIвв. весьма разнообразна как по жанрам, так и по тематике. «Слово о полку Игореве» считается одним из самых свободных от церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.).
Автор слова выступает за единство Русской земли, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и риск, без поддержки других князей, в погоне за добычей и почестями.
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ОНЛАЙН |
“ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ” ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Не менее интересно «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125 гг.) на склоне жизни он пишет наставления своим детям, готовя их к нелегкому труду правителей земли.
Мономах вспоминает свою жизнь и дает читателю возможность представить и понять, каким же должен быть настоящий князь.
Образованный, смелый, деятельный, истинно верующий – таким предстает княжеский идеал в «Поучении».
Непременная черта настоящего князя – забота о русской земле.
По мнению Мономаха, ради единства Руси князья обязаны оставить личные обиды и братоубийственные ссоры.
СКАЧИВАЙ НАШЕ БЕСПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ПО ИСТОРИИ, ГОТОВЬСЯ К ОГЭ И ЕГЭ, РЕШАЙ ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
НОВЫЕ ЖАНРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ В XII ВЕКЕ
К XIIв. Также относится первое описание путешествия в русской литературе. Это рассказ о паломничестве («Хождение») игумена Данила в Святую землю, т.е. в Иерусалим.
Развитие агиографического (житийного) жанра в начале XIII в. ознаменовалось формированием Киево-Печерского Патерика – сборника рассказов об истории основания Киево-Печерского Патерика – сборника рассказов об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах. Подвижническая жизнь которых составила его славу.
Особняком в литературе стоит «Моление» или «Слово» Даниила Заточника.
ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА. МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ |
АРХИТЕКТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII ВЕКЕ
Существенные изменения происходят в архитектуре. Несмотря на то, что Киев по-прежнему сохраняет роль культурного центра Руси, во многих землях возникают свои, отличающиеся от столичных разновидностей, храмы. Начинается формирование самостоятельных архитектурных школ.
Базовой моделью для строительства по-прежнему служит крестово-купольная конструкция, но конкретные воплощения ее варьируются. Новгородская школа тяготеет к суровой строгости форм, монументальной мощи композиции, простоте убранства. Храмы строились из местного камня – известняка, который достаточно трудно поддается обработке.
В результате стены новгородских храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную «скульптурную» пластичность и особую одухотворенность. Наиболее известными постройками новгородской школы являются Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный мастером Петром (1119г.), и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198г.). эта последняя церковь знаменита еще и фресками, которыми были расписаны ее стены. Новгородские мастеры смело преобразовывали традиции византийского иконописания.
В XIIIв. в Новгороде складывается своеобразная живописная манера. Многое в ней было заимствовано из народного искусства. Живопись была построена на контрасте ярких цветов. Характерной особенностью этих икон был красный фон, на котором с особой силой звучали чистые цвета синих, белых и желтых одеяний святых.
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII-XV вв.: ВЛАДИМИР КАК НОВЫЙ ЦЕНТР ФЕОДАЛЬНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Совсем в ином русле развивалась архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Масштабное строительство здесь было развернуто князем Андреем Боголюбским. При нем в г. Владимире возводится большой Успенский Собор (1160 г.). город Владимир соперничал великолепием с Киевом. В середине XIIв. В нем были построены «Золотые ворота».
Князь Андрей строит себе загородную резиденцию – Боголюбово, от которой до настоящего времени сохранились лишь небольшая лестничная башня и церковь Покрова на Нерли (1165 г.). строительство продолжалось и при преемниках Боголюбского.
При Всеволоде Большое Гнездо был возведен Дмитровский собор (1197 г.). В Дмитровском соборе наиболее четко проявились характерные черты владимирской архитектуры. Стены были украшены резьбой, в которой растительный орнамент сочетается с фигурами библейских персонажей и фантастических зверей.
Традиции белокаменной резьбы нашли свое выражение в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском (1234 г.) – храм был покрыт каменными узорами от фундамента до купола.
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РОССИИ К ЕГЭ И ОГЭ |
АРХИТЕКТУРА ПОЛОЦКА, СМОЛЕНСКА, ЧЕРНИГОВА В XII-XIII вв.
Интересными новшествами было ознаменовано развитие архитектурных школ Полоцка, Смоленска и Чернигова.
Сначала в Полоцке, а затем в Смоленске и Чернигове была выработана новая концепция пространственной организации архитектурных объемов храма.
Обычному крестово-купольному храму придавалась особая устремленность ввысь, был найден архитектурный образ стремительного вертикального движения. Такие храмы называют столпообразными.
Классическим воплощением идеи столпообразного храма считается Спасо-Преображенский собор Ефросиньского монастыря в Полоцке (зодчий Иоанн, 1159г.), собор Архангела Михаила в Смоленске (конец XIIв., зодчий Петр Милонег).
Таким образом, к XIIв. Византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением Руси, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство.
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII-XV вв.: УПАДОК КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ НАШЕСТВИЯ
Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Однако традиция не прервалась.
Более того, вряд ли можно говорить о сколько-нибудь заметном влиянии монгольской культуры на русскую. Батыево нашествие стало основной темой в литературе.
Один из первых откликов на произошедшее – «Повесть о разорении Рязани Батыем».
В «Повести» описывается гибель Рязани и рода рязанских князей. Мотив героической смерти является ведущим в литературе. Посвященный нашествию. Не менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром.
Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.) является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского».
Составленное в конце XIIIв. Самостоятельное значение имеет «Слово о погибели земли русской» – небольшое произведение, которое древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к этому житию.
ИСТОРИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ЗАДАНИЕ 24, ЗАДАНИЕ 23 В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ |
БОРЬБА С МОНГОЛАМИ В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ XIV-XV вв.
Прошло более сотни лет и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед. Откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» – поэтическое произведение, созданное рязанским боярином Софонием.
«Задонщина» проникнута гордостью за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.
Со второй четверти XIVв. Был составлен «Летописец Великий Русский», а в 1408 г. по инициативе митрополита Киприана – Троицкая летопись, ставшая основой последующего московского летописания.
С самого начала московское летописание было тесно связано с процессами объединения русских земель вокруг Москвы, выполняло функцию идеологического обеспечения этих процессов. В нем нашли яркое выражение идеи политической консолидации.
РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ В XV ВЕКЕ
Летописцы стремились показать роль Москвы как общерусского центра, собирательницы Руси. Те же идеи нашли отражение в «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых возводится к Августу-кесарю» – римскому императору Октавиану Августу.
Чрезвычайно велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Огромное значение для культурного и общественного развития в XIVв.
Имела деятельность подвижника и реформатора Сергия Радонежского. Им был основан Троицкий монастырь (Троице-Сергиева лавра), воплотивший в себе новые принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям, в которых монахи жили на особицу, сохраняя при себе все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий инокам образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили трудом и пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь. Житие святого преподобного Сергия было написано монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премурым.
БОЛЬШАЯ ПРАКТИКА ОГЭ И ЕГЭ НА НАШЕМ САЙТЕ CENTR-INTELLECT.RU |
АРХИТЕКТУРА В XIV – XV вв.
В середине XIV в. начинается возрождение русской архитектуры. Раньше всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия.
Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов. В Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите.
В отличие от Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и купеческих артелей, здесь монументальное зодчество с самого начало приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) – белокаменный Кремль.
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII-XV вв.: РАСЦВЕТ ЖИВОПИСИ В XIV-XV вв.
Высочайшего уровня достигает на рубеже XIV-XV веков русская живопись. Расцвет иконописного искусства в рассматриваемый период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Феофан Грек (1340-1410) – выходец из Византии, приехавший на Русь уже зрелым мастером.
Работал в Новгороде, затем в Москве. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице – единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, ему также приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле.
Художественная манера Феофана ярко индивидуальна, узнаваема, отличается экспрессивностью и темпераментом. В палитре преобладают «пробела» – блики, нанесенные мазками чистой белой краской на оранжево-коричневую основу.
МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ И ОРДА. ЭКСПАНСИЯ С ЗАПАДА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНДРЕЯ РУБЛЁВА (1360-1430)
Андрей Рублев (1360-1430) – величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Первое летописное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405г., когда они вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывают Благовещенский собор Московского Кремля (не сохранившийся до сегодняшнего дня).
Кисти Рублёва принадлежат иконы так называемого «Звенигородского чина» (Спас, Архангел Михаил и апостол Павел). В 1408г. Андрей Рублев и Даниил Черный заново расписывают древний Успенский Собор во Владимире. До нашего времени дошли фрагменты фресок и часть иконостаса.
Самым известным произведением Рублёва является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420г.), произведение, наполненное глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение трех склонённых ангелов вписано в круг, подчиняющий себе всю композицию, исполненную внутренней гармонии.
ДИОНИСИЙ (1440-1503 гг.)
Продолжателем рублевской традиции в московской иконописной школе был Дионисий (1440-1503). Им были расписаны церкви в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях. Известность и славу мастера он получил уже при жизни. В 1481 г. он выполняет почетный заказ: оформление кремлевского Успенского собора.
С тех пор Дионисий становится олицетворением официальной столичной традиции в искусстве. Композиции его произведений отличаются строгой торжественностью, светлыми красками, удлиненностью фигур. Высокий уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное совершенство произведений, создаваемых иконописцами XIV-XVвв.
Позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху, по многим параметрам созвучную эпохе европейского Предвозрождения.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ИХ СОСЕДИ
ЗАНЯТИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА. МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ
МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ И ОРДА. ЭКСПАНСИЯ С ЗАПАДА
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIII – XV вв.