История образования первых городов-государств в Месопотамии.

120558_original

Древнее Двуречье – это страна двух рек. Она лежит между двумя большими реками — Евфратом и Тигром. Отсюда и её название — Двуречье или Междуречье. Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города — центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на судёнышках, сплетённых из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.

shumer_big

В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома — всё здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого — деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом — бог Луны Сии. Все почитали бога воды Эа — ведь он питает влагой ноля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

b088dce058606e7e70fd4629313bf9f3_i-496

Учёные-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные таблички обычно обжигали в печи. Клинообразные значки — это особое письмо Двуречья, клинопись. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» — как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» — он следил за дисциплиной. 

3-1

Периодизация

На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение Первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества.

В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII—XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV—XXIII вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX— XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI—XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII—VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII—VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV—XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

Формирование государства

Возникновение общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой (середина — вторая половина IV тысячелетия до н. э.):

Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быстрыми темпами идет процесс отделения ремесла от земледелия. Выделяется гончарное ремесло. Урукские гончары работают в мастерских, используют быстро вращающийся гончарный круг; о развитии массового производства свидетельствует появление стандартных форм и гладкой красной и серой окраски сосудов. Обособляются мастера-камнерезы, изготавливающие скульптуры, каменные сосуды, украшенные барельефами, печати и др. Особой отраслью становится ювелирное производство, славящееся изделиями из драгоценных металлов и камней.

Развивается внешний и внутренний обмен. Из соседних областей в страну ввозятся медь, золото, строительный материал, драгоценные и полудрагоценные камни, вывозятся зерно и продукты ремесла. В  качестве транспортных средств служат лодки и повозки, изображения и глиняные модели которых найдены археологами.

Поселения увеличиваются в размерах, становятся не только центрами окружающей сельскохозяйственной территории, но и средоточием ремесла и торговли — прообразом будущих городов. Центром такого раннего города выступает храм, а иногда целый храмовый комплекс. Монументальные храмы, богато украшенные колоннами, фресками, мозаикой, ярко подчеркивают рост экономического потенциала страны.

11

Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков, каждый из которых передавал целое понятие. От этого времени сохранились три архива: два (ранний и поздний) из Урука и один из Джемдет-Насра (поселения последующей эпохи). Неудивительно, что археологи назвали это время Протописьменным периодом.

Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества. Из материалов погребений явствует, что общинная знать сосредоточивает в своих руках значительные богатства и в этом отношении противостоит остальной массе рядовых общинников. Особую социальную группу образуют рабы и близкие им по положению подневольные работники.

По мере усложнения социальной структуры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Оно в значительной мере сосредоточивало в своих руках функции управления сложным ирригационным хозяйством. На рельефах и печатях нередко изображается жрец-правитель, который выполняет религиозные функции, наблюдает за производством и поступлением в храм продуктов. Развивается фортификация: храмы и дворцы укрепляются толстыми и высокими стенами. Встречающиеся в некоторых поселениях слои пепла, разрушенные и брошенные дома, непогребенные скелеты людей со следами насильственной смерти свидетельствуют о войнах и нашествиях. Поселения Протописьменного периода были разобщены и экономически, и политически, но были связаны религиозными узами. Культовым центром в это время был и надолго сохранил это значение город Ниппур, где почитался общешумерский верховный бог Энлиль и находился его храм Экур.

В начале III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге — шумеры, в средней части долины Тигра и Евфрата — аккадцы, а на севере — субареи и хурриты. Из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в истории Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для периода, который принято называть Ранне-династическим и который охватывал XXVIII—XXIV вв. до н. э.

tmp831924407990484992

Экономический подъем Шумера в III тысячелетии до н. э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. В земледельческом хозяйстве этого времени отмечается разведение злаковых культур (ячмень, эммер, просо) и садовых, среди которых особое место занимала финиковая пальма. Примитивную мотыгу заменяет соха с трубкой-сеялкой, серпы изготавливаются из глины, дерева с кремневыми вкладышами, но наряду с этим и из металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.

Для указанного периода характерен высокий уровень ремесел. На первом месте стоит металлургическое производство. Шумерские мастера овладевали методами литья, клепки, паяния. Из меди изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения с применением техники филиграни и зерна, а также сосуды и светильники. В строительстве типичным является использование плоско-выпуклого кирпича и кладка «в елку». Деревообделочное ремесло представлено изготовлением повозок и колесниц, лодок, мебели, музыкальных инструментов. Из льна и шерсти делаются ткани. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей.

Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения. Основным источником рабства является война. По-прежнему распространены термины, обозначаемые идеограммами «мужчина (или женщина) чужой (горной) страны».

Земля в шумерском городе-государстве Делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и покупаться, а следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая составляла фонд храмовой земли. Она в свою очередь делилась на несколько категорий: собственно храмовая земля, доходы с которой поступали на нужды культа и храма; земля, раздававшаяся храмовому персоналу в неотчуждаемое и ненаследственное пользование за выполнение обязанностей; наконец, земля, сдававшаяся в аренду с уплатой определенной доли урожая.

В начале Раннединастического периода во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Встречается он еще в эпоху главенства в государстве «эна», когда «энси» являлся одним из представителей храмовой администрации. Функции «энси» сводились к руководству строительством ирригационных сооружений и храмов, поэтому он часто изображался несущим на голове корзину с каким-нибудь строительным материалом; к отправлению общинного культа, сбору налогов, иногда — к предводительству личным и храмовыми военными отрядами.

Роль народного собрания со временем уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть. Однако постепенно усиливается экономическая и военнополитическая власть правителя; в конце Раннединастического периода возникает такая форма монархической власти, как деспотия. Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении. Армия в этот период состояла из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками, тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека, легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы. Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5—6 тыс.).

Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и другими мелкими городами). Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду (в переводе — «Добрый город»). Но между городами-государствами шла ожесточенная борьба за политическую гегемонию, в ходе которой то одному, то другому из них удавалось на время возвыситься и играть преобладающую роль.

В зависимости от политического преобладания того или иного центра историю Шумера в первой половине III тысячелетия до н. э. принято делить на три последовательных этапа, составляющих Раннединастический период (РД I, РД II и РД III).

Первый этап (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) характеризуется возвышением города Киша, а в конце первого этапа Раннединастического периода начинает возвышаться Урук.  Второй этап Раннединастического периода (XXVII—XXVI вв. до н. э.) начинается с ослабления Киша. Этим воспользовался Урук, где стал править Гильгамеш, любимый герой шумерского, а затем аккадского эпоса. Третий этап Раннединастического периода, охватывающий XXV—XXIV вв. до н. э., характеризуется все более растущей тенденцией к объединению, порожденной необходимостью создания в масштабе всего Шумера ирригационной сети, стремлением вести успешные захватнические войны и оборонять страну от набегов горных и степных племен. В ходе ожесточенной борьбы между городами выдвигается Ур, где правит I династия. При ней значительно усиливается власть правителя за счет подчинения ему храмового хозяйства и выдвижения жен правителей на должности верховных жриц.

Источник информации:

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций /  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014. 303с.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций /  А.А. Майков. М.: Вентана-Граф, 2013. 128с.

История Древнего Мира. Атлас. М. 2013.

История Древнего Мира: 5 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС/  М.Н. Чернова. – М.: Изд-во «Экзамен». 2015. – 127 с.

История Древнего мира/ под ред. Кузищина. М. «Высшая Школа», 2003.

История Древнего Мира. Рабочая тетрадь.  Годер Г.И.  М. «Просвещение», 2011.

Проверочные материалы по всеобщей истории за 5 класс. История Древнего мира. Алебастрова А.А.  Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2010.