Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

В 1300 г. Московское княжество занимало скромную территорию 20 тысяч км2. К началу княжения Ивана III оно уже раскинулось на 430 тысячах км2. Когда в 1533 г. умер сын Ивана III Василий III, с именем которого связывается завершение собирания русских земель вокруг Москвы, территория нового государства достигла 2800 тысяч км2.

Создание единого государства происходило в условиях слаборазвитой городской жизни и замедленного развития феодализма. Социально-экономическая «незрелость» отчасти компенсировалась политическим стремлением освободиться от ордынского ига. Эти особенности образования Русского государства имели важные последствия. Его преодоление предполагало изменения во всех сферах, но прежде всего во властных, государственных структурах. Создание единого государства в результате политического объединения земель и княжеств вовсе не означало, что было создано централизованное государство. 

Это разные вещи. В узком смысле слова централизация относится к области государственного устройства: это такая система управления, при которой все органы власти строго подчинены одному центру. Средневековая история знает немало случаев существования единых государств с минимальной степенью централизации. К таким можно отнести ближайшего соседа Русского государства — Польско-Литовское государство, в котором власть была рассредоточена между королем, сеймом, сенаторами и высшими должностными лицами.

Для Русского государства централизация была потребностью исторической: именно с ее помощью можно было преодолеть удельную старину, наладить управление на огромных территориях, решить внешние и внутренние проблемы. При Иване III (1462-1506) происходит возвышение великокняжеской власти. Вместо прежнего титула «Великий князь Иван Васильевич» Иван III принимает пышный титул «Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и иных». Титул отражал претензии московского правителя. Называя себя государем всея Руси, Иван III и его преемники предъявляли права на все древнерусское наследие, включая и православные земли в составе Литовского и Польского государств.

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Другой титул, принятый московским государем, «самодержец» означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного другой власти. Такой смысл был связан с недавним ордынским прошлым, когда русские князья отправлялись на поклон к хану за ярлыками на княжение. Позднее Иван Грозный придал этому понятию новый смысл: самодержец — абсолютный, неограниченный монарх. Возвышение великокняжеской власти нашло свое выражение в утверждении пышного и строгого церемониала, который постепенно появляется при дворе. Иван III начинает выступать в роли преемника власти православных византийских императоров. Важное значение здесь имела женитьба князя на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Брак был устроен по инициативе папы римского. В Риме надеялись, что Софья Палеолог склонит московского государя к принятию церковной унии. Не пыталась склонить к унии его и сама Софья. Если в приютившей ее Италии она всячески демонстрировала свою лояльность к католичеству, то, переступив в 1472 г. границу Русского государства, она повела себя как истовая сторонница православия.

Становление единой системы управления государством 

С объединением земель старая, дворцовая система управления уже не соответствовала масштабам страны. Дворец терялся перед множеством проблем, которые возникали в огромном государстве, когда властям приходилось пересматривать землевладельческие права и привилегии тысяч феодалов, заниматься развитием великокняжеского суда, устанавливать дипломатические отношения с ближними и дальними соседями. Человек средневековья — традиционалист. Чаще всего новое вызревает в рамках старого. Так и новая система управления в начале своего движения начнет вырастать из дворца. Со временем отдельные отрасли дворцового хозяйства, призванные ранее обслуживать потребности князя, приобретут государственный характер, встанут на службу централизации страны.

Главными помощниками князя были его бояре, составляющие Боярскую думуФункции последней не были определены — важна была традиция, реальный вес личности самого князя и его бояр. Чаще всего Дума выступала как орган совещательный. Но сами же бояре исполняли думские решения, если на то была княжеская воля. С объединением страны деятельность Боярской думы стала более сложной. Теперь только часть бояр могла принимать участие в работе Думы. Бояре удельных князей с потерей суверенитета далеко не всегда могли проникнуть не то что в Думу — во дворец московского князя. Правом участия в заседаниях Думы обладали не все бояре, а те из них, которых московский князь жаловал боярством. В итоге меняется само содержание понятия «боярин». Если раньше оно означало достаточно широкую категорию высокопоставленных княжеских слуг, то теперь речь шла о небольшой группе лиц, особо приближенных к московскому князю, членах его Думы.

Каждый из членов Думы и Государева двора, опираясь на свое происхождение, «отечество», стремился занять высокое положение, быть ближе к государю. Взаимные претензии членов великокняжеского двора, столкновения между Рюриковичами, Гедиминовичами (потомками литовского князя Гедимина, отъехавшими в московское подданство), представителями старомосковского боярства (то есть бояре, предки которых издавна служили московским князьям) грозили взорвать всю систему управления. Регулировать взаимные отношения членов государева двора должно было местничество

КОНТРОЛЬНЫЕ ПО ИСТОРИИ. РЕШАТЬ ОНЛАЙН

Согласно местническим представлениям, место или должность, занимаемые тем или иным членом государева двора, зависели от прежней его службы и от положения его рода — отеческой чести. Местнические счеты возникают не просто так, а всегда по отношению к кому-либо, при назначении воеводой, послом, главой приказа и т. д. Для разрешения споров была создана своеобразная местническая арифметика, и каждый внимательно следил, чтобы его чести и чести его рода не было нанесено «порухи». Это было чрезвычайно важно: ведь в противном случае при следующем назначении будут исходить из того, что он сам признал свое более низкое положение на местнической лестнице.

Но поскольку к середине XV в. стало очевидным, что управлять огромной территорией «по-старинке» уже невозможно, в русском обществе начинает свое формирование институт чиновничества.  В это же время появляется потребность в записывание всех распоряжений и актов (когда территория была небольшой, так называемое «сарафанное радио» гонцов и наместников искажало требования великого князя, серьезно завышала налоговые требования и неплохо наживалось на «устных» указах, однако в новых условиях это грозило катастрофой и вынужденной миграцией крестьянского населения на север).

Так, появляются дьяки и подъячие. Это служители канцелярии, у них сугубо бюрократическая работа — записывать за князем, а после подавать указ на печать.  При нем же был еще один помощник — печатник (должность появилась еще при Дмитрии Донском в XIV в., это был важный человек, который подкреплял некоторые письменные указы особым знаком — печатью).  Сами же дьяки и подьячие были в основном выходцами из среды духовенства, поскольку только единицы бояр владели элементарной грамотностью (умели читать, писать и считать). Вскоре статус дьяков стал серьезно возрастать. Им стали доверять право выдачи жалованных грамот, вести судебные разбирательства, они вели переписки между столицей и подвластными княжествами.

Главной фигурой в аппарате управления, от которой зависело принятие решений, был светский сановник — боярин, контролировавший власть на местах, устранял проблемы несвоевременной уплаты налогов и др. конфликтных ситуаций.

С середины XV в. возросла потребность в создании постоянно действующих центральных исполнительных органов управления — изб (позже — приказов). Появились они при Иване III и Василии III. Часть приказов образовалась из управления княжеским дворцом — Дворцовый (Дворец) и Казенный (Казна). Некоторые приказы выделились из Боярской думы, например Посольский приказ, занявшийся внешнеполитическими вопросами. Вскоре появились Разрядный и Поместный приказы. Первый ведал всеми служебными назначениями, второй следил за обеспечением помещиков землей, без чего невозможно было содержать войско.

ИСТОРИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ЗАДАНИЕ 24, ЗАДАНИЕ 23 В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Создание приказов — свидетельство перемен в центральном управлении, первых, пока робких шагов по дороге централизации. Но даже они кажутся значительными, если сравнить их с местной системой управления, сложившейся в эпоху собирания земель. Московский князь направлял в города и волости своих наместников, которые должны были судить и управлять местным населением. В ответ последнее должно было содержать наместников. Такая система называлась кормлениемПри слабости центральной власти и ее контроля наместники часто злоупотребляли своим положением, рассматривая кормление как способ обогатиться.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Обретение государственной символики

С конца XV в. на печатях Московского государства появляется двуглавый орел. В 1498 г. Иван устраивает торжественное венчание на великое княжение своего внука и наследника Дмитрия Ивановича, возлагая на него шапку Мономаха. Тогда же появляется сказание о том, что эта шапка была прислана в Киев византийским императором Константином Мономахом для венчания Владимира Мономаха, от которого ведут свой род московские государи. Авторов сказания мало беспокоили исторические несоответствия, главное было подчеркнуть преемственность власти. В конце XV — начале XVI в. много внимания было уделено разработке политической доктрины самодержавной власти.  Получила свое распространение и другая доктрина: «Москва — третий Рим», одним из создателей которой стал псковский монах Филофей.

Москва- третий Рим

Падение под ударами турок Византии потрясло русских людей. Канула в прошлое великая православная держава, некогда крестившая Русь. Причина была найдена в отступничестве греков от православия. Бог наказал их за шатания в вере — лишил царства. Но с падением Византии не осталось более православных царств. Не есть ли это конец истинной веры — приближение конца света? Эта мысль пугала, рождала чувство одиночества, пессимизма. Однако падение Византии совпало со стремительным возвышением Московского княжества, и в этом обстоятельстве был найден выход из духовного тупика. В представлении русского человека, Бог благословил Москву, восприемницу Византии, Москву, ни в чем не отступившую от православия.

Эти чувства и неясные представления наиболее полно выразил Филофей в посланиях Василию III. Московское царство объявлялось преемником и наследником «большого христианства», тогда как Рим первый и Рим второй — Византия, согрешив, канули в Лету. Но Филофей одновременно высказал мысль об особой ответственности Рима третьего — Москвы, поскольку «четвертому (Риму) не быти». Это значило, что «благочестивые» московские цари несут ответственность за свое православное царство и за своих православных подданных единственно перед Богом, что они, московские государи, ответственны за судьбы восточного христианства. Понятно, каким высочайшим представлением о власти наделяла эта теория русских государей. Заметим, однако, что, как бы ни возносили книжники носителей великокняжеской власти, она не была еще абсолютной. Удельная старина с образованием единого государства не была полностью изжита. Преодолеть пережитки старины можно было на путях централизации.

Религиозные споры — иосифляне и нестяжатели 

Мысль о покушении на церковную собственность зрела не в одном великокняжеском тереме или в помещичьих домах. Осуждали церковное землевладение и отдельные представители духовенства — нестяжателиОдин из духовных лидеров нестяжателей, Нил Сорский, опираясь на раннехристианские традиции, считал, что монастырская собственность неминуемо ведет к корыстолюбию и стяжательству, что она пагубна для церкви и духовенства. С его точки зрения, греховно не только владение вотчинами, но и сам умысел. Противником Нила Сорского был Иосиф ВолоцкийИосифляне решительно осуждали само намерение покуситься на церковную собственность, считая ее священной и неприкосновенной. Иосиф Волоцкий вел строгий аскетический образ жизни. Он был необычайно требователен к себе и не уступал в этом другим подвижникам русской церкви. Но он много требовал и с других.

В своем монастыре Иосиф Волоцкий твердой рукой поддерживал устав и порядок. Такой же порядок он стремился навести во всей церкви. Спор иосифлян и нестяжателей — это спор о разных путях спасения. Нил Сорский выступал за нравственное, внутреннее перерождение человека; Иосиф Волоцкий более ратовал за средство «внешнее» — устроенную церковь и православного государя. В его глазах монастырская земельная собственность потому и необходима, что она поддерживает величие церкви и становится орудием спасения. Спор стяжателей и нестяжателей, помимо своего богословского содержания, имел сторону вполне мирскую и практическую: какое мнение более пригодно для великокняжеской власти?? Набожность великого князя всегда уживалась в нем с готовностью пожертвовать церковными традициями во имя государственных интересов. Он и в этом столкновении аргументы Нила Сорского и Иосифа Волоцкого воспринимал исключительно через призму собственных интересов.

Сначала он склонялся к поддержке нестяжателей — заманчиво было заполучить процветающие монастырские вотчины. Но несравненно большей ценностью для Ивана III и его сына Василия III была власть. Учение Иосифа Волоцкого при всей неуступчивости его создателя эту власть поддерживало и обожествляло. Нил Сорский с его ориентацией на внутренний мир мог обойтись без прямого обращения к этой власти. В конце концов Иван III предпочел отказаться от столкновения с иосифлянски настроенными иерархами и более не поднимать вопроса о конфискации земель церкви.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Падение ига и заключительный этап собирания земель

Иван III (1462-1506)  уже мало и редко покупал земли — последняя купля им была сделана в Ростове в середине 70-х гг. XV в., а предпочитал их присоединять. Особенно важным оказалось присоединение Новгородского государства. Стиснутый между Московским и Литовским государствами, Новгород оказался в условиях, когда уже трудно было проводить независимую политику. Предстояло сделать выбор, в любом случае грозящий утратой суверенитета: Литва или Москва? С последней Новгород объединяло множество связей, более прочных, чем с Литвой. Но Москва страшила своей тяжелой княжеской дланью, тогда как в Литве отношения между государем и подданными строились на договорных началах.

Последнее особенно привлекало новгородское боярство, мечтающее о сохранении своих прав. В 1471 г. новгородцы под давлением пролитовской партии повели активные переговоры с польским королем и великим князем литовским Казимиром IV. В город были присланы его наместники — православные князья из Литвы. Все это было сделано в нарушение Яжелбицкого договора, что дало повод Ивану III вмешаться в события. Конфликт был преподнесен как измена новгородцев и их отступление от православия. В итоге война приобрела религиозно-патриотическую окраску и под московские знамена пришли рати из других удельных княжеств и Пскова. Новгородцы оказались изолированы, и все их попытки призвать на помощь Казимира — с ним был даже заключен союз — ни к чему не привели: бороться приходилось в одиночку. Война велась подчеркнуто жестоко. Решающее столкновение произошло в середине июля 1471 г. на реке Шелони.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Битва на реке Шелонь 1471 г.

Новгородцы, еще не обнажив оружия, были надломлены духовно: и они привыкли смотреть на московского князя и митрополита как на своих политических и религиозных лидеров. К тому же олигархическое правление боярства в Новгороде не побуждало их к крепкостоятельству. Новгородцы были разбиты, схваченные предводители «литовской партии» казнены. Победа Москвы была закреплена подписанием в сельце Коростыни договора. Новгород признавал себя «отчиной» великого князя и обязался не вступать ни в какие отношения с соседними государствами. Иван III в свою очередь обещал уважать традиции Новгорода.

Иван III был слишком прозорливым политиком, чтобы не понимать: такое положение не могло быть устойчивым. Он стремится действовать не одной только силой, но и милостью. В 1475 г. великий князь появился в Новгороде. Он разбирает тяжбы, судит, завоевывая популярность среди простых горожан и изолируя сторонников новгородской вольности. Вскоре новгородское посольство признало Ивана III «государем», заменив прежнее обращение «господин». Разница была принципиальная: в понимании людей того времени обращение «государь» означало признание отношений подданства, в московском варианте — полновластие, безоговорочное подчинение, тогда как термин «господин» содержал массу оттенков — от равенства до разной меры покровительства. Однако в Новгороде было объявлено, что послы превысили свои полномочия. Под предлогом наказания новгородцев за нарушение «крестного целования государю» Иван III в 1477 г. двинулся  в  поход.  Город  был осажден. В январе 1478 г. новгородцы сдались на условиях Ивана III. Эти условия были не просто жестоки — они означали полную ликвидацию независимости.

ПРИЛОЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ УЧИТЬСЯ

В Новгород были направлены великокняжеские наместники, заменившие посадников и тысяцких. Уникальная новгородская государственность была упразднена, по своему устройству Новгород уравнивался с другими областями Московского государства. Иван III обещал не нарушать собственнические права новгородского боярства. Однако в том и было отличие московских порядков от литовских, что великий князь сам распоряжался своим словом. Иван Васильевич посчитал за лучшее вырвать из Новгородской земли с корнем всякую оппозицию еще до того, как она обретет силу. Вскоре начались широкие конфискации вотчин новгородских землевладельцев боярского и небоярского происхождения и их переселение в центральные и поволжские районы. Объем конфискаций составил почти 90% земель. Вместо прежних владельцев здесь появились новые — московские служилые люди, всецело преданные великому князю.

Кроме  того, из Новгорода был выселен наиболее зажиточный торгово-ремесленный слой населения — новгородское купечество. Их организация — Иванское купечество —  была уничтожена, купцов насильственно переселили в Москву, а московские купцы (как и купцы сдругих княжеств, лояльных Москве) переехали торговать в Новгород.

Вышеперечисленные факты позволяют нам сделать вывод о том, что с присоединением Новгорода к Москве особый путь развития этой республики был насильственно прерван, а социальный облик населения существенно изменился.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Новгород в XIV-XV вв.

Присоединение огромной территории, доходившей до Урала и Ледовитого океана, раздвинуло границы Русского государства. Однако этим дело не ограничилось. Тогда же в состав государства вошли Пермские земли, Вятка. Следом пришла очередь Тверского княжества, стиснутого со всех сторон землями Ивана III. К этому времени преимущество Москвы над Тверью стало настолько очевидным, что тверскому князю Михаилу Борисовичу можно было устоять лишь в союзе с Литвой. Угроза литовско-тверского союза толкнула Ивана III к быстрым и решительным действиям. Вторгшиеся в 1483 г. в Тверское княжество великокняжеские войска навязали Михаилу Борисовичу унизительный договор: тверской князь обязался прекратить всякие сношения с Литвой. Два года спустя были перехвачены грамоты Михаила Борисовича, адресованные Казимиру. Нарушение договора стало поводом для открытия военных действий. Иван III вместе с сыном от первого брака Иваном (его мать Мария Борисовна была сестрой тверского князя) в 1485 г. осадил Тверь.

Тотчас начались переходы на сторону великого князя тверичей. Михаил Борисович, лишившись возможности сопротивляться, бежал в Литву. На тверской стол был посажен наследник Ивана III — Иван Иванович. Завершился многолетний спор между Москвой и Тверью, значимость которого Иван III подчеркнул, приняв в том же, 1485 г. титул государя всея Руси. Иван упразднял не только суверенные великие княжения, такие, как ярославское или ростовское, но и уделы собственных братьев. После смерти брата, Бориса Васильевича, он не стал делить его вологодский удел между братьями, как того требовала традиция, а целиком присоединил к своим владениям. В 1491 г. Иван III обвинил своего брата Андрея Угличского в сношениях с Казимиром и посадил в заключение, где тот погиб.  К концу правления Ивана III лишь немногие области сохраняли свою независимость. Однако и она уже была призрачной. В годы правления Василия III Ивановича (1505—1533) процесс объединения страны был завершен.

Стояние на реке Угре. Конец ордынского ига.

Ко второй половине XV в. Золотая Орда распалась на ряд самостоятельных государственных образований, ведущих между собой борьбу за первенство. Первым выделилось Крымское ханство, которое в 1475 г. оказалось в вассальной зависимости от Турции. В Западной Сибири появилось Сибирское ханство. В Среднем Поволжье раскинулось уже упомянутое Казанское царство, в котором утвердилась ханская династия Улу-Мухаммеда. Один из его наследников, царевич Касим, перешел на службу к московским князьям. Ему был пожалован город Касимов, и с тех пор отряды касимовских татар на правах служилых людей воевали в составе русского войска. Отношения между Москвой и Казанью складывались непросто. Короткие промежутки затишья сменялись продолжительными войнами.

Особенно упорны они были в начале правления Ивана III. В ответ на набеги казанцев московские рати вторгаются в пределы ханства и даже пытаются посадить Касима на казанский престол. Но своего Ивану III удалось добиться лишь в конце 80-х гг., когда впервые была взята Казань. Опытный политик, великий князь пытался упрочить свое влияние в Среднем Поволжье тем, что сажал на «царство» зависимого от себя хана. При неустойчивом внутреннем положении это было трудно сделать: в Казани существовали враждебные московским правителям группировки, мечтающие о независимости или ориентировавшиеся на единоверную Турцию. В середине XV в. в низовьях Волги появилось Астраханское ханство.

Однако главным противником Москвы оставалась Большая Орда, претендовавшая на роль наследника Золотой Орды. Отношения с ее ханом Ахматом достигли пика напряженности в 70-е гг., когда Иван III прекратил выплату дани в Орду. Ахмат задумал восстановить подданнические отношения и укрепить свое положение. Хан учитывал перемены в соотношении сил. Он уже не мог надеяться на достижение того многократного преимущества. Ставка делалась на мобилизацию всех сил, внезапность удара, поиск союзников и… на привычку к повиновению, на страх, который возникал при одном упоминании имени хана на Руси.

Готовясь к выступлению, Ахмат заручился обещанием Казимира принять участие в войне против Москвы. На руку хану было известие и о мятеже братьев великого князя — Андрея Большого и Бориса. Братья давно тяготились властью Ивана III, который в своем стремлении к единодержавию преступал традиции. В 1479 г. люди Ивана III вторглись во владения Бориса Волоцкого. Тогда Андрей и Борис отказались повиноваться старшему брату и вступили в переговоры с королем Казимиром. Ахмат не без основания надеялся на раскол между князьями московского дома. Однако хан недооценил Ивана III. Когда весной 1480 г. стотысячное войско татар готовилось внезапно обрушиться на Московскую землю, Иван III уже был в курсе намерений Ахмата и в свою очередь не мешкая приступил к сбору ратей. Полки вышли к Оке, к «берегу», где обычно встречали отряды татар, и заняли переправы и броды до того, как в июне сюда подошел враг.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Стояние на реке Угре, 1480 г.

Ивану III удалось нейтрализовать и союз Ахмата с Казимиром. Московский князь вступил в переговоры со злейшим недругом Ахмата — крымским ханом. В разгар войны крымские татары вторглись в Подолию, существенно осложнив положение Казимира. Одновременно ценой ряда уступок Ивану III удалось помириться с мятежными братьями. Большую роль в этом сыграл митрополит, призывавший князей оставить распри. Осенью 1480 г. полки удельных князей уже стояли вместе с великокняжескими полками, готовые к совместному отпору татарам. Столкнувшись с русскими на Оке, Ахмат несколько недель безуспешно прощупывал прочность обороны.

Но Иван Васильевич не учел настроений большей части своего окружения и народа, стремившихся навсегда покончить с игом. За нерешительность и колебания его упрекали в трусости москвичи. Давление сторонников решительного столкновения укрепило волю князя. И хотя он пошел на переговоры, позиция Ивана III была достаточно жесткая. Осенью Ахмат в ожидании короля Казимира переместился ближе к литовскому рубежу, к притоку Оки реке Угре. Здесь на бродах вспыхивали горячие схватки. Выпал снег, ударили ранние морозы. После того как стала Угра и хан мог переправиться в удобном для него месте, великокняжеские войска отошли к Боровску. То было согласие на генеральное сражение. Но Ахмат не принял его и неожиданно двинулся назад, разоряя по пути литовские владения в отместку за предательство — Казимир так и не сдержал обещания. На решение хана повлияло известие о разорении русскими ратями, спустившимися по Волге, столицы Орды Сарая.

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. АБСОЛЮТИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИНОВНИЧЬЕ-БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА. ТРАДИЦИОННЫЕ ПОРЯДКИ И КРЕПОСТНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Шестимесячное стояние на реке Угре в 1480 г. положило конец ордынскому игу. Русское государство, освободившись от унизительной и разорительной дани, системы ярлыков и верховенства «царя», обрело подлинную независимость. Большая Орда распадалась на мелкие земли. Начинается история российского суверенного государства. Однако это не значит, что угроза татарских набегов как важный фактор исторического процесса исчезла вовсе. Она приобрела новое качество, превратившись из главнейшего, что долгое время определяло внутреннюю жизнь Руси, в один из важных факторов внешней политики.

Войны с Литвой за русские княжества и прорыв к Балтике

Появление сильного Русского государства оказало большое влияние на русских князей, некогда оказавшихся в вассальной зависимости от великого литовского князя. Многие из них тяготились своим положением, были недовольны постепенной полонизацией и окатоличиванием населения. Все это в совокупности привело к тому, что в 90-е гг.XV в. князья Вяземские, Вельские, Новосильские, Одоевские, Воротынские, Черниговские перешли на службу к московскому князю. Это привело к целой череде войн с Литвой, которые шли с переменным успехом, но в конце концов выявили превосходство Москвы. Решающей оказалась битва в июле 1500 г. на реке Ведроши недалеко от Смоленска. Русские полки под командованием князя Даниила Щени разгромили литовские войска.

Даже когда литовцы одержали победу 27 августа 1501 г. в битве на реке Серице и захватили инициативу, их все-равно это не спасло. Бегство знатных родов в Московию, плохая дисциплина в армии и вечно бушующие эпидемии в войске (1501-1502 — вспыхнула чума) предопределили победу русских. По Благовещенскому перемирию на 6 лет Великое Княжество Литовское лишилось трети своих земель, а Москвовия присоединила Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и другие города.

На время правления Ивана III пришелся самый важный этап в политическом объединении русских земель, итогом которого стало возникновение единого государства — России. Его быстрое, почти неожиданное появление, необъятные просторы и природные богатства вызвали изумление в Европе, которая привыкла ограничивать свое культурное пространство на востоке в лучшем случае Польшей.

Возникновение Русского государства изменило всю политическую систему Восточной Европы. Не случайно Запад, начиная с папы римского и кончая германским императором, настойчиво стремился установить дипломатические контакты с Иваном III и сулил ему всяческие блага — от церковной унии, соединения церквей под главенством папы римского, до короны. Но еще более значимы были перемены для самих северо-восточных земель. В рамках единого Русского государства стала складываться новая великорусская народность. При этом само Русское государство изначально формировалось как многонациональное, включающее в себя угро-финские (мордва, карелы, саамы, коми, ханты, манси) и другие народности. Наконец, с обретением независимости открылись новые возможности для развития страны.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ИХ СОСЕДИ

ЗАНЯТИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА. МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ

МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ И ОРДА. ЭКСПАНСИЯ С ЗАПАДА

МОСКВА КАК ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПОЛИТИКА МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. КОЛОНИЗАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ. ФОРМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ. РУССКИЙ ГОРОД

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *