Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного, — и вы дойдете до идеала нравственного воспитания. Н.И. Пирогов

Я часто спрашиваю себя: «Как создать такие условия для человека, при которых он сам бы смог осознать свою вину и исправиться? Какие меры для решения этого вопроса следует принимать?» Очевидно, что мысль автора о том, что самоконтроль своих поступков, сравнение их с нравственными ориентирами общества весьма актуальна. Бесспорно, автор прав, поскольку важнее всего не указать человеку на его вину, на то, что он не прав в определенной ситуации, а научить понимать его свои ошибки, осознавать ошибочность действий.

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. КРИТЕРИИ И ПЛАН 

«Научить» — не значит преподнести информацию в готовом виде, показать, что, как и зачем устроено; «научить» — значит «направить на верный путь», чтобы каждый индивид своими усилиями смог дойти до определенного вывода, иначе говоря, усвоить определенные нормы морали — предписания, нормы, правила и мотивы поведения личности в обществе, оцениваемые с позиции добра и зла. Так человек, усвоив какой-либо набор норм, начинает разделять поступки на плохие и хорошие, добрые и злые, тем самым, отдавая себе отчет о совершенных поступках и, если нужно, наказывая себя именно внутри, обращаясь к своему «Я», своей душе… Пожалуй, в этом и заключается оценочная функция морали – одна из главных функций, которая помогает человеку осознать, что же он делает.

Однако, усвоить набор правил мало, нужно еще умело пользоваться ими в определенных ситуациях, в которые индивида ставит жизнь, показывать степень усвоения моральных норм и практически следовать им в обществе — то есть быть нравственным. Благодаря нравственности личность воспитывает в себе любовь и уважение к окружающим и, следовательно, понимание о совершенном виновном проступке исходит изнутри индивида: он уже не нуждается в оценке своих действий со стороны. Видимо, поэтому современные социологи обращают особое внимание на воспитательную функцию морали, через которую человек воспринимает нравственные идеалы общества.

Хороший пример правоты автора может показать роман Федора Михайловича Достоевского  «Преступление и наказание», где главного героя Раскольникова, убившего старуху-процентщицу, все-таки мучила совесть: он понимал весь ужас своего поступка, однако в момент его совершения Родион Романович не задумывался о нормах морали, о нравственности, — им двигала жажда наживы, денег… Достоевский в красках описывает состояние героя после произошедшего, и, безусловно, его (героя) мучают кошмары, совесть, однако Раскольников не обращается к своему внутреннему «Я», он тщетно пытается заглушить его, чтобы не признавать своей вины.  Однако в итоге он не может бороться со своей совестью и приходит с повинной, признаваясь в убийстве. Таким образом, можно сказать, что наказание за поступок, от которого герой пытался уйти, было внутри виновного, а совесть, привела героя к решению во всем признаться.

ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 21, 22, 23 И 24. ПРИМЕРЫ И КРИТЕРИИ 

Правоту мыслей автор может также подтвердить недавний случай с убийством чемпиона мира по пауэрлифтингу Андрея Драчева. Спустя некоторое время с повинной в органы полиции пришел и подозреваемый в убийстве Анар Аллахверанов, который признал свою вину и готов дать все необходимые показания. Мучила ли мужчину совесть, вряд ли мы узнаем, однако его явка с повинной говорит о многом.

Мысль Пирогова подтверждается не только частными случаями в литературе или современной жизни. Иной пример нам демонстрируют целые страны, такие как Норвегия, Швеция и другие, которые вопросам нравственного воспитания уделяют особое внимание. Статистика правонарушений этих стран нам вторит крайне низкий процент делинквентного поведения (по разным данным от 1,5 до 2,5 тыс правонарушений на 100 тыс человек в Швеции, от 1,2 до 2,6 тыс правонарушений на 100 тыс человек). Жители северной Европы не нарушают закон не сколько потому, что боятся наказания, которые в этих странах чрезвычайно гуманны, а тюрьмы Швеции и Норвегии считаются одними из самых комфортных в мире для отбывания наказания. Многие эксперты в области скандинавской правовой культуры отмечают, что эти люди не нарушают законы, потому что хорошо воспитаны, потому что понимают, осознают негатив правонарушения.   

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, что только наедине с самим собой человек может прийти к выводу о своей неправоте в определенных ситуациях, только длительной и напряженной работой мозга человек сам, без третьих лиц, начинает понимать суть происходящих событий и явлений, соответственно доходя до идеала воспитания. Однако обществу и государству необходимо постоянно совершенствовать механизмы и институты социализации личности, поскольку принятие и следование моральным нормам делает такой социум сильнее, а жизнь в нем более комфортной и безопасной.

Ярош Кирилл

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ЭКОНОМИКА: ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: КАК СИСТЕМЫ ВЗГЛЯДОВ МЕНЯЮТ ОБЛАСТЬ ПОЛИТИКИ

ЛИБЕРАЛИЗМ — ИДЕОЛОГИЯ ВЫБОРА, ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ «ПОЛИТИКА»

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ «ЭКОНОМИКА»

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ «ПРАВО»

ПРАВО: СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ