Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Ключевые слова лекции: Петровские преобразования и реформы Петра I.  История России 7 класс, ЕГЭ, ОГЭ, Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. реформы Петра I: административная, военная, реформа государственного управления, Петр I, Александр Меншиков, Борис Шереметев, Мазепа, Реформы Петра I, Екатерина I, Алексей Петрович.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ИНСТАГРАМЕ

 

При абсолютизме монарх венчает пирамиду власти в стране. Чем отличалось самодержавие Петра I от самодержавия его предшественников?

Прежде всего, активным законотворчеством, регламентирующим не только управление государством, но и все сферы жизни подданных.

Петр в своих действиях и поступках должен был опираться на закон, в то время как у его предшественников огромное значение имели обычай, прихоти, воля, капризы, симпатии и антипатии монарха.

От подданных, какое бы место они ни занимали в сословной иерархии, он сурово и неукоснительно требовал соблюдения указов.

 

ПРИЗНАКИ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ, КОТОРЫЕ ПОЯВИЛИСЬ ПРИ  ПЕТРЕ

Какие признаки характерны для структуры государственного аппарата абсолютной монархии? 

1. Высокая степень централизации управления, т. е. создание стройной и разветвленной иерархии учреждений с четким разделением обязанностей между ними. Приказная система этому требованию не соответствовала, поскольку она создавалась стихийно и ее создатели не руководствовались единым принципом организации.

2. Унификация государственного аппарата, т. е. единообразие структуры однотипных учреждений, их штатов и четко обозначенных функций. В приказной системе подобное единообразие отсутствовало.

3. Наличии бюрократии, правившей государством. Под бюрократией подразумевается иерархия чиновников, каждый из которых вооружен инструкцией или наставлением, определяющим его права и обязанности, а также место, отведенное ему в структуре государственного аппарата. Управленческий аппарат существовал и в предшествующее время, но чиновники руководствовались не писаными законами, а обычаем, опытом, передаваемым поколениями приказных дельцов.

 

Российская академия наук

 

АБСОЛЮТИЗМ В РОССИИ. РЕФОРМЫ ПЕТРА I И СТАНОВЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА И АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ

Становление абсолютизма — длительный процесс, здесь можно отметить два этапа.

1. Отличительная особенность состояла в стремлении удовлетворить текущие потребности и ликвидировать прорехи в структуре аппарата, обнаруженные ходом событий. (1700-1711; завершается Прутским походом 1711г.).

2. Условно можно назвать плановым, когда введению новшеств в государственном аппарате предшествовало изучение зарубежного опыта, когда к проведению реформ привлекались иностранные правоведы, когда учитывались замечания в адрес представленных проектов. (с 1712г.)

К этому этапу относится областная реформа 1708—1710 гг. Ее проведение было продиктовано множеством изъянов, обнаруженных событиями первого десятилетия XVIII в. Движения в Астрахани и на Дону показали неспособность власти на местах подавить очаги недовольства в самом зародыше.

 

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

 

РЕФОРМЫ ПЕТРА I: РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЯВЛЕНИЕ СЕНАТА

Реформы Петра I продолжались. Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу.

Аристократическая по составу Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII в.: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не производилось. Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил Сенат.

По первоначальному замыслу царя Сенату отводилась роль временного учреждения (пока царь воюет), но он превратился в самое долговременное детище Петра, просуществовав до 1917 г.

Если Боярская дума являлась учреждением аристократическим, то Сенат — бюрократическим. Из 9 членов Сената только 3 представляли титулованную знать, а остальные принадлежали к незнатным дворянам и даже приказным дельцам.

 

Россия в 18 веке

 

РЕФОРМЫ ПЕТРА I: УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЛЕГИЙ

Из всех административных реформ наиболее тщательная подготовка велась к созданию коллегий. Реформы Петра I не славились своей последовательностью, но эти преобразования отличались логичностью и завершенностью.

К 1712 г., когда началась подготовка к реформе центральных учреждений, позади остались и блистательная победа под Полтавой, и кошмар Прутского похода.

Тем не менее, целиком отдаться гражданским делам царь не мог, занимался ими урывками. Однако заимствование иностранного опыта вовсе не означало механического перенесения западноевропейских учреждений на русскую почву. Указ об учреждении коллегий царь издал в конце 1717 г. 

На «сочинение коллегий» отводился год, с тем чтобы они, укомплектовав штаты и вооружившись регламентами, приступили к выполнению своих обязанностей с 1719г. Фактически одни коллегии развернули работу с 1720 г., другие — на год-два позже. Проще всего обстояло дело с созданием коллегий, оказавшихся преемницами приказов.

К ним относились три первейшие коллегии (Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская), а также Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ. Остальные коллегии были новыми:

три торгово-промышленные (Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия);

три финансовые (Камер-коллегия ведала доходами, Штатсконтор-коллегия — расходами, Ревизион-коллегия осуществляла контроль над доходами и расходами).

Местными судебными учреждениями руководила Юстиц-коллегия.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ XV-XVII вв. УСИЛЕНИЕ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII в.

 

РЕФОРМЫ АРМИИ ПЕТРА I

Уроки «Нарвской конфузии» со всей очевидностью показали молодому царю необходимость ускорения реформы армии.

Основой новой армии стали «потешные» полки Семёновский и Преображенский. Преобразования в военной сфере начались ещё в 1699 г., накануне Северной войны. Армия стала регулярной, служба в ней была практически пожизненной.

Вместо стрелецкого войска Пётр ввёл полки «нового строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения.

Царский указ 1705 г. завершил строительство новой армии. Теперь она формировалась на основе рекрутской повинности: каждое податное сословие выставляло от своей общины определённое количество рекрутов.

В итоге к 1708 г. вместо едва набиравшихся в прежние годы 40 тысяч солдат армия России состояла из 113 тысяч хорошо вооружённых и оснащённых воинов.

 

Петербург 18 век Петр Эпоха дворцовых переворотов

 

АРМИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I

Не менее важно было создать собственную военную экономику. Её начало было положено передачей царём Никите Демидову казённого Невьянского завода на Урале. В 1701 — 1704 гг. по указу Петра на Урале заводчиками Демидовыми были построены первые в стране крупные металлургические заводы.

Они производили железо, чугун, пушки, лафеты, ядра для нужд армии. Создавались казённые мануфактуры по выпуску пороха, стрелкового оружия, а также сукна для обмундирования.

Для обучения офицеров были созданы математическая, навигацкая (военно-морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы. Для подготовки унтер-офицеров (младших офицеров) было открыто 50 специальных школ.

Многие дворяне были направлены на обучение военному делу за границу. По мере их возвращения Пётр отказался от найма иностранных военных специалистов.

 

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ  ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, ОБРАЗОВАНИЕ МАНУФАКТУР. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 

 

ВВЕДЕНИЕ ВОИНСКОГО УСТАВА ПЕТРА I

В 1716 г. царь Пётр принял «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Это был первый в русской армии единый свод военных наставлений.

Позже появился аналогичный «Устав морской».

 

ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ ФЛОТА

Особое внимание Пётр уделял строительству военно-морского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике.

В 1708 г. именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечиый фрегат. Общее же число построенных за время царствования Петра кораблей составило около 900.

В результате военных реформ, проведённых к тому же в ходе непрекращавшейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

 

67479
Здание 12-ти коллегий — одна из первых построек в новоявленной столице

 

КАК ПЕТР СОЗДАВАЛ ЗАКОНЫ

Характерная особенность петровских указов состояла в разделении их на три части: в первой законодатель убеждал подданных в разумности вводимой нормы и выгодах ее для них; вторая часть состояла из изложения содержания самой нормы; третья перечисляла меры наказания, которым подвергались нарушители закона.

Таковыми были битье кнутом, розгами, шпицрутенами, денежные штрафы различных размеров, конфискация всего или части имущества, заключение в тюрьму, ссылка в Сибирь, каторжные работы и т. д.

Указы, даже самые разумные и актуальные, останутся пустым звуком, продуктом бумаготворчества, если государство не располагает четко отлаженным механизмом для их реализации, претворения в жизнь.

Именно поэтому Петр уделял такое же пристальное внимание административным реформам, как и законодательству, и десятилетиями занимался совершенствованием аппарата управления.

 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV — XVII вв.

 

ОБЛАСТНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА: ВВЕДЕНИЕ ГУБЕРНИЙ И ПРОВИНЦИЙ

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b46

Не справлялась местная администрация и со своевременным набором рекрутов. Малоэффективной оказалась деятельность Ратуши и земских изб по сбору налогов. Суть областной реформы состояла во введении промежуточной инстанции между уездами и приказами — появились губернии и провинции.

Страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. Не случайно губернаторами царь назначил самых надежных соратников: А. Д. Меншикова, Ф. М. Апраксина, Д. М. Голицына, Т. Н. Стрешнева и др. Областная реформа имела два следствия.

Во-первых, значительно увеличивался штата чиновников, которые, подобно саранче, опустошали управляемые территории всякого рода узаконенными сборами, а также поборами в свою пользу.

Во-вторых, ломка существовавшего аппарата: прекратили существование областные приказы — Казанского дворца, Сибирский, Смоленский, а также Ратуша и ее местные органы — земские избы, поскольку сбором налогов стала ведать новая администрация.

ИТОГИ ОБЛАСТНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА

В конце XVII в. в стране действовало 44 приказа. Реформа упорядочила центральный аппарат, оставив 12 коллегий, власть каждой из которых распространялась на всю страну. Уменьшение численности центральных учреждений было достигнуто за счет сосредоточения однородных дел в одной коллегии.

 

Меньшиков Дворец

 

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ПРИ ПЕТРЕ I?

Прежняя громоздкая система, в лабиринтах которой могли запутаться даже опытные дельцы того времени, не отвечала требованию характерной для абсолютизма унификации аппарата. Первоначально все президенты коллегий входили в состав Сената. Реформа Сената 1722 г. состояла в изменении его состава: только президенты трех первейших коллегий были оставлены в Сенате, а остальные выведены из его состава.

Царь много раз убеждался в том, что самые разумные законы не соблюдались, что можно изыскать множество способов, чтобы обойти закон.

Возникла задача организации контроля за деятельностью учреждений и должностных лиц. Первую такую попытку Петр предпринял в 1711г., когда одновременно с учреждением Сената был создан институт фискалов. Во главе этого института стоял оберфискал, подчинявшийся непосредственно Сенату.

 

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

ПООЩРЕНИЕ ДОНОСИТЕЛЬСТВА ФИСКАЛАМИ

Фискалы осуществляли тайный надзор за деятельностью всей администрации. Они не вмешивались в решение вопроса, молчаливо следили за ходом дел и затем доносили обо всем, что, по их мнению, нарушало законность: о казнокрадстве, взяточничестве и т. д.

Петр поощрял рвение фискалов к доносам, вознаграждая их половиной штрафов, взысканных с обвиняемых, а также освобождая от податей, подсудности местной администрации.

Фискалы не обеспечивали надежного контроля прежде всего потому, что они не предупреждали нарушений законов, т. е. преступлений, а всего лишь регистрировали их, чтобы привлечь виновного к ответственности. Более того, фискал был заинтересован, чтобы противоправное действие (казнокрадство, мздоимство) было доведено до конца, — в этом случае фискал получал неопровержимое доказательство вины и мог рассчитывать на вознаграждение.

 

 

ПОЯВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРА И ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРАТУРЫ

В 1722 г. Петр дополнил надзор фискалов надзором прокуратуры. Задача прокуроров состояла в предупреждении преступлений, они осуществляли гласный надзор за деятельностью Сената и прочих учреждений. Генерал-прокурор непосредственно подчинялся царю и мог быть судим только им.

Генерал-прокурору и прокурорам разрешалось вмешиваться в обсуждение того или иного вопроса, указывая на незаконность принимаемого решения и необходимость его пересмотра.

Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж. Это, однако, не помешало малой эффективности работы контролирующих органов.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ГОСПОДСТВО КРЕПОСТНОГО ПРАВА И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

При Петре на подданных обрушилось огромное количество законов, устанавливающих не только нормы отношений между подданными и государством, но и права и обязанности представителей отдельных сословий.

Здесь в первую очередь должен быть назван Генеральный регламент 1720 г., определявший права и обязанности всей иерархии чинов и служителей, начиная от сторожа и кончая президентом коллегии. Помимо Генерального регламента, каждое учреждение руководствовалось своим регламентом, наставлением, инструкцией, определявшими права и обязанности по управлению либо определенной отраслью хозяйства, либо определенной категорией населения.

Поток указов этим не ограничивал свою задачу. Многие из них обращались непосредственно к подданным, навязывая им нормы поведения в хозяйственной, духовной и семейной жизни.

 

Москва 18 19 век

 

РЕФОРМЫ ЦЕРКВИ В НАЧАЛЕ XVIII в.

К важнейшим административным начинаниям Петра следует отнести и церковную реформу — она коренным образом изменила положение церкви в государстве и решительно пресекла ее притязания на вмешательство в светские дела.

Новшества коснулись двух сторон жизни церкви — ее материальных ресурсов, т. е. церковного землевладения, и места в государственной структуре.

Принципиальное отличие церковной политики Петра от политики его предшественников состояло в том, что она строилась не на базе личных отношений между представителями светской и духовной власти, а на тезисе, что все, в том числе и монарх, являются слугами государства и что церковь тоже обязана вносить свою лепту в эту службу.

При такой постановке вопроса не могло быть и речи о независимости церкви, ее материальной и политической самостоятельности.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XVII в.

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА

Важный этап во взаимоотношениях светской и духовной властей связан со смертью патриарха Адриана в 1700 г. Царь изобрел новую должность, целиком зависимую от воли государя, — местоблюстителя патриаршего престола, на которую назначил рязанского митрополита Стефана Яворского.

Царь надеялся найти в Яворском активного сторонника церковной реформы и преобразований, но ошибся: рязанский митрополит придерживался консервативных взглядов, был тайным сторонником восстановления патриаршества, не поддерживал нововведений.

Обнаружив сомнительную преданность Стефана Яворского преобразованиям, Петр занялся поисками подлинного соратника в осуществлении церковной реформы.

 

 

ЛОЯЛЬНОСТЬ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА И ВВЕДЕНИЕ ДУХОВНОГО РЕГЛАМЕНТА

Он обрел его в лице Феофана Прокоповича, запомнившегося ему по речи, которую произнес проповедник в Софийском соборе в Киеве по случаю Полтавской победы.

В проповеди Прокопович восхвалял преобразования, преобразователя и полководца, одержавшего блистательную победу. В 1716 г. Петр вызвал Прокоповича из Киева в Петербург и использовал его блестящие способности оратора, публициста, законодателя и писателя для прославления преобразований.

Перу Прокоповича принадлежат важнейшие законодательные акты, среди которых особое место занимает регламент Духовной коллегии. Этот документ примечателен тем, что призывал блюсти чистоту веры, бороться с раскольниками не суровыми репрессиями, а распространением образования, попечением о школах и богадельнях при монастырях.

Духовный регламент знаменит прежде всего обоснованием преимуществ коллегиального управления над единоличным.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ГОСПОДСТВО КРЕПОСТНОГО ПРАВА И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА

В 1721 г. духовное ведомство наконец обрело высшее учреждение, сменившее местоблюстителя патриаршего престола — Духовную коллегию, переименованную в Синод.

Членов Синода назначал царь, они были приравнены к чиновникам прочих светских учреждений: получали из казны жалованье, приносили присягу на верность государю и обязывались безоговорочно выполнять все его повеления.

Церковным иерархам предписывалось «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Как и в Сенате, в Синоде присутствовало «око государево» — обер-прокурор, светское лицо, надзиравшее за его деятельностью.

В итоге церковной реформы Синод превратился в обычное правительственное учреждение, в котором заседали чиновники в рясах. И хотя он, подобно Сенату, назывался Правительствующим, его компетенция была значительно скромнее сенатской и распространялась только на дела веры.

 

Петербург Россия в 18 веке

 

ИТОГИ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ

Церковная реформа расширила обязанности духовенства. Монахов Петр называл тунеядцами и требовал от них службы государству: содержания школ, богаделен, занятий ремеслами.

Частичной секуляризацией владений духовенства и превращением церкви в послушное орудие государственной власти не исчерпывается содержание церковной реформы. Третье ее следствие состояло в некоторой «секуляризации мысли», в проникновении светских воззрений в церковную жизнь.

Свидетельством частичного освобождения общественной мысли от церковной идеологии является отказ правительства от средневековых преследований еретиков.

На смену слепой непримиримости к инакомыслящим пришло некоторое ослабление религиозных гонений, известная веротерпимость.

 

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762

 

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СТАРООБРЯДЦЕВ ПРИ ПЕТРЕ I

Руководствуясь практическими интересами, правительство отказалось от жестокого преследования старообрядцев.

Указ 1716 г. разрешал записываться в раскол «без всякого сомнения», но за эту милость с лиц, придерживавшихся старых обрядов, налоги взыскивались в двойном размере. Помимо этого, старообрядцев принудили носить одежду иную, чем у остального населения, — головной убор их украшали рога.

Еще одна особенность церковной политики Петра I состояла в предоставлении иностранцам права беспрепятственно исповедовать свою религию и сооружать для этого храмы. Эта мера была вызвана стремлением привлечь на русскую службу иностранных специалистов.

 

Петербург 18 век Петр Эпоха дворцовых переворотов

 

ИТОГИ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ

Церковная реформа устраивала далеко не все духовенство:

 — белое духовенство было недовольно новым порядком передачи прихода одному из сыновей священника — отныне от претендента на приход требовалось  свидетельство  об  окончании  духовного  училища;

 — филантропические обязанности монастырей, возложенные на них Петром, раздражали черное духовенство;

 — двойной размер налога вызывал протест старообрядцев, среди которых царь слыл антихристом.

Однако открыто осуждать реформы никто не посмел — царь вместе с Прокоповичем осуществил реформу так, что ни один из церковных иерархов не осмелился высказать протест.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ИВАН III B ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СВЕРЖЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГА

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

ИЗМЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ФОРМАХ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

УСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ПРАВЛЕНИЕ ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ (1533-1538) И ИВАНА IV ГРОЗНОГО (1533-1584)

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ: ПРИЧИНЫ РЕФОРМ ИВАНА IV И ИХ ИТОГИ

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI ВЕКА: СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ

РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ  В XVI в.: ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА

ОПРИЧНИНА ИВАНА IV: 1565-1572 гг.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ XV-XVII вв. УСИЛЕНИЕ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII в.

СМУТА. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVII в. БОРЬБА С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ И СО ШВЕЦИЕЙ 

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ 

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ  ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, ОБРАЗОВАНИЕ МАНУФАКТУР. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XVII в.

ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV — XVII вв.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762

«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ 

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ГОСПОДСТВО КРЕПОСТНОГО ПРАВА И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ В XVIII в.

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ

КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ АБСОЛЮТИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ  XIX в.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 

КОНСЕРВАТОРЫ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. РУССКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ 

ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАНЫ 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *