Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! А.С. Пушкин

В своем высказывании «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» А. С. Пушкин в шутливой форме отмечает, что власть это бремя, которое человек получает вместе с возможностью влияния на других.
Действительно, автор цитаты поднимает серьезную социальную проблему – проблему ответственности власти. Я согласна с Пушкиным, что тяжесть шапки Мономаха как главного олицетворения власти в русской культуре и истории весьма большая.
Эта тяжесть проявляется в том, что «носитель» власти (особенно ярко и четко это проявлялось в периоды Древней Истории человечества или в Средневековье) определяет путь развития всего общества. От решений этого «носителя» власти зависели целые государства, народы. Его воля могла низвергнуть общество в пучину хаоса, а мудрость обеспечить социуму дальнейшее существование.
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
Политологи и социологи объясняют понятие «власть» как отношение господства и подчинения, в которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует (т. е. преобладает) над волей и действиями других лиц (подвластных).
Власть бывает экономическая, социальная, духовная и политическая. Автор выделяет понятие политической власти как ключевое. Политическая власть заключает в себе способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Исторически шапка Мономаха – это символ самодержца, сильной власти русского царя, который ведет свой народ. Но концентрация огромной власти в руках одного человека может принести негативные последствия не только ему, но и всей стране. Поэтому-то шапка Мономаха и тяжелая. Она требует от государя слишком многого. Такой государь держит все под контролем, если какая-то сфера даст сбой, шапка слетит, а вместе с ней и власть…
Примеров в русской истории, когда бремя власти требовало от монарха сверхусилий немало. Возьмем например, время Петра Первого. В начале XVIII в. все заметнее ощущалось отставание России от ведущих государств Западной Европы, отсутствовал флот, выход к незамерзающим морям, который бы позволил ускорить развитие экономики в стране.
ГОТОВЬСЯ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВУ С НАШИМ ОТЛИЧНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ |
От царя требовалось неимоверное напряжение сил для решения проблем государства. Петр трудился «денно и нощно» для достижения поставленных целей, велась сложная и долгая Северная война со Швецией, которая истощала ресурсы и требовала больших усилий для победы.
Однако это бремя власти, как отмечают историки (прежде всего, В. О. Ключевский) Петр выдержал. Его «шапка Мономаха» под своей тяжестью не согнула Петра, потомки деяния великого царя оценили по достоинству.
Другой пример истории показывает, как бремя власти может «убить» политический потенциал своего носителя. Пример Василия Шуйского, русского царя Смуты, нам хорошо демонстрирует, что если человек не способен ответить на вызовы времени, справиться с трудностями своей эпохи, это бремя его сломит и уничтожит как держателя власти.
Василий Шуйский так и сумел сберечь русских границ (в годы его деятельности происходила активная интервенция польских войск на территорию России), спасти общество от разрухи и наладить тихую, мирную, спокойную жизнь. Ситуация в обществе в годы его правления только усугублялась, что заставило правительство Семибоярщины принудить его к постригу в монастырь. Шуйского свергли. Власть и ее бремя ему оказались «не по зубам».
Отечественная литература также дает немало примеров героев, которые, будучи наделенными большой властью, решали сложные проблемы. Эти персонажи осознавали то бремя ответственности, которое на них лежало, они с гордостью несли на себе это время, платя за «шапку» большую цену.
Библейский сюжет о царе Соломоне тому хорошее подтверждение. Согласно Библии Соломон, прежде чем стать царем, прошел немало серьезных испытаний, имел много завистников и врагов, однако воля царя не сломили его. Он занял положенное ему богом место и выполнял все условия, которые ему поручил Бог. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения ему. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.
Соломон обеспечивал торговлю своему народу, строил дороги, храмы. Библейский сюжет хорошо иллюстрирует, что человек, который не боится бремени, ответственности, ее несет на своих плечах гордо, что бы не случилось. Однако и Соломон не выдержал тяжести. Его «шапка» стала «падать» еще при жизни легендарного царя.
Как пишет Библия, огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя. Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов. Сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства – Израильское и Иудейское.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают, что высказывание А.С. Пушкина справедливо. Только сильные, ответственные и предусмотрительные люди, группы и объединения способны пройти испытания временем. Власть достается сильнейшим. Сильнейшие из сильнейших способны ее сохранить, посредством ей «служить» своему народу, вести его к прогрессу и процветанию.
Н. Милько
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ. КОНСЕРВАТИЗМ – ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТОВ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ. ЛИБЕРАЛИЗМ – ИДЕОЛОГИЯ ВЫБОРА, ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ
СОЦИАЛИЗМ – ИДЕОЛОГИЯ РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ И ПЛАН ТЕМЫ К ЗАДАНИЮ 24 В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ПОЛИТИКА”
ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА”
ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ПРАВО”
ТЕОРИЯ ПРАВА: ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
ТРУДОВОЕ ПРАВО: ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГОЩАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАКАЗАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. КАК РАЗОБРАТЬСЯ В САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФАХ XVIII ВЕКА