Молодёжь как социальная группа
Ключевые слова: молодежь как социальная группа, молодежные субкультура, социология молодежи, особенности психического, психологического и социального развития молодежи, молодежь как возрастная группа от 14 до 30 лет, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, молодежь и тенденции развития социальной группы, молодежь и ее проблемы, молодежная политика в РФ, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание
Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств. |
ТЕРМИНЫ – БЛОК “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” |
В современной социологии существует целое направление, которое изучает молодежь как особую социально-возрастную группу, отличающуюся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Это направление называется «социология молодежи».
Эта группа исследователей главный акцент ставит на молодости как переходном периоде от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества.
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ К ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ |
МОЛОДЕЖЬ КАК ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.
Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” |
МОЛОДЕЖЬ И ВОЗВРАСТНЫЕ ГРУППЫ
14-16 лет – подростки – это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма.
Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
17-24 лет – юношество – биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы.
В этом возрасте активно развивается процесс вторичной социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
25-30 лет – зрелая молодежь – в этом возрасте на основе личного опыта производственной и, возможно, семейной жизни, а также участия молодежи в политических, социальных и экономических отношениях оформляется собственная идентичность.
Молодые люди этого возраста уже вышли на рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок недвижимости и начинают постепенно задавать определенные тренды в их развитии. Постепенно они становятся активными преобразователями социальных, экономических и политических систем.
ПОШАГОВЫЙ ГАЙД КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В НАШЕМ ТЕЛЕГРАМЕ
МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
Особого внимания заслуживает проблема молодежи как этап созревания личности. Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно.
В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития.
Это было обусловлено рядом причин. Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
Во-вторых, усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В результате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки.
В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше).
Молодость — время формирования мировоззрения и гражданского сознания, выбора жизненных ориентиров, адаптации к миру взрослых, овладения профессией, достижения экономической независимости, осознания разных видов ответственности.
Социально-психологические качества молодежи обусловлены ее промежуточным положением в структуре общества.
Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:
- высокий уровень социальной мобильности;
- активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;
- освоение профессий и перспективы карьерного роста;
- усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;
- территориальная подвижность;
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ
Общность социальной позиции — уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.
Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции).
В дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие другие.
ВЫСОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ
Молодежь – наиболее мобильная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев – ответственности за семью и т.п.).
Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми профессиями.
Высокая мобильность молодежи имеет большую экономическую ценность. Так, территориальное распределение и перераспределение рабочей силы из числа молодежи экономически выгоднее, чем семейных работников старших возрастов.
Мобильность молодежи приобретает также высокую ценность в связи с необходимостью территориальной подвижности населения в условиях ограниченности вакансий в ряде регионов.
МОЛОЖЕЖЬ: НОВЫЕ РОЛИ, НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ
Так как ведущей деятельностью молодых людей является профессиональное обучение, трудовая деятельность, либо то и другое вместе, важным социально-психологическим ресурсом начинает выступать качество и уровень освоения норм отношений между людьми (деловых, межличностных и др.), а также профессионально-трудовых умений, уровень профессионального мастерства.
Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи. Благодаря этим видам деятельности молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовые умения.
В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, максимально работоспособен, поэтому прогресс в различных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи. Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в трудовой деятельности (интеллектуальной, физической); усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование (в том числе в новых областях – в области менеджмента, маркетинга, экологии и пр.).
В качестве адаптационного ресурса молодежи мы можем рассматривать интеллектуальный потенциал молодых людей. Молодость – важный этап развития умственных способностей.
Существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.).
МОЛОДЕЖЬ: ВЫСОКАЯ АДАПТИВНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе.
НЕЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЕЖИ
Еще одной составляющей адаптационного ресурса молодежи является степень социальной, экономической, психологической независимости молодого человека, степень ответственности за собственные жизненные выборы.
Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на молодого человека принятым им решением.
Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний. Действительно, во всех областях взрослой жизни, будь то личная жизнь или профессиональная, молодой человек стоит в самом начале пути. Это начало, безусловно, связано с определенными планами и надеждами, большинство которых сложились еще в юношеский период.
ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.
Нередко цели, которые ставят перед собой молодые люди, бывают либо нереальными, либо фиктивными – их соотнесенность с реальностью иногда невозможно проверить или подтвердить. Часто они определяются явно завышенным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, который определили родители. Результатом такого выбора жизненного пути зачастую становится разочарование и потеря смысла жизни, а мечта о взрослых достижениях может так и остаться фантазией.
Необходимость выбора собственной жизненной стратегии – общий принцип жизнедеятельности молодых людей.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ОДИНОЧЕСТВО, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
Обращает на себя внимание одна из тенденций построения своего жизненного пути современной молодежью. Для достаточно большой части молодых людей свойственна мотивационная установка в пользу выбора одинокого образа жизни, в основе которого часто находится желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество.
Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества от общения с «надоевшим» человеком.
В то же время такое отношение к жизни нередко приводит к тому, что человек оказывается поглощенным только самим собой. Реализуя потребность в самоозабоченности, эти молодые люди стараются огородить себя от любого проявления настоящей вовлеченности в близкие отношения, так как требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу собственной свободе.
В результате молодой человек занимает позицию отчужденности и незаинтересованности в любых отношениях, как в личных, так и в социальных. Таким образом, выбор между стремлением к свободе и стремлением к защищенности и безопасности, которые достигаются в здоровой семье, делается в пользу свободы.
Составляющей адаптационного ресурса молодежи является также социальная и личная активность, в основе которых находится потребность в достижениях. Данная потребность переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем исполнения и настоящим, это – соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое он берется.
Она проявляется также во включенности в достижения дальних целей, в получении уникальных, оригинальных результатов как в продукте деятельности, так и в способах решения проблемы. Потребность в достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха.
Обратной стороной потребности в достижениях является потребность в избегании неудачи. Молодые люди с ярко выраженным стремлением избегания неудачи, как правило, обнаруживают низкую потребность в улучшении достигнутых результатов, предпочитают стандартные способы уникальным методам, боятся творчества.
Потребность в избегании неудачи лежит в основе рутинного исполнения деятельности, в основе догматического следования инструкциям как в молодости, так и в дальнейшей жизни. Для молодых людей с преобладающим мотивом избегания неудачи характерна повышенная тревожность, неконструктивное отношение к выполняемой деятельности (часто проявляется защитная установка).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
Однако существует и ряд психологических особенностей молодежи:
- неустойчивость и внутренняя противоречивость психики;
- радикализм социальных, политических, культурных взглядов;
- стремление выделяться, отличаться от остальных;
- объединение в неформальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям;
- существование специфической молодежной субкультуры.
Переход из подросткового возраста в юношеский и молодёжный сопровождается определёнными психологическими особенностями, которые, указывая на значительные индивидуальные различия, тем не менее, характеризуют ряд общих тенденций в развитии молодого поколения. Юноши и девушки, так же как и подростки, подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам.
В юности, больше чем в других возрастах, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности и т.д.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ