Молодёжь как социальная группа

47232aeec86d0b5560122de36a147d35

Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств.

Особого внимания заслуживает проблема молодежи как этап созревания личности. Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традицион­ном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Молодежь как особая социаль­ная группа стала восприниматься обществом только с пере­ходом в индустриальную фазу развития. Это было обуслов­лено рядом причин. Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным се­мейное воспитание для овладения многими социальными ро­лями. Во-вторых, усложнение техники, растущая специали­зация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

В ре­зультате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки. В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал сущест­венно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше). Общность социальной позиции — уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.  Роли ребенка и подростка в основ­ном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятель­ности (участник спортивной секции). В дальнейшем при со­хранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослу­жащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие дру­гие.

Особенности социального положения:

• Переходность положения.
• Высокий уровень мобильности.
• Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
• Активный поиск своего места в жизни.
• Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане

Социальнопсихологические качества:

• Неустойчивость психики.
• Внутренняя противоречивость.
• Низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia—терпение).
• Стремление выделиться, отличаться от остальных.
• Специфическая молодёжная субкультура

Однако в юности, как отмечают психологи, многие из но­вых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы примериваются, испытываются. Значительная часть молодежи — это учащиеся и студен­ты. По прогнозам, в текущем столетии, которое уже назва­ли веком знаний и информации, образование приобретет еще большую ценность. Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре. Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.

Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего, от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями). Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости.

Признаки неформальных молодёжных групп:

• Возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации.
• Обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищённости и престижной самооценки).
• Наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом.
• Самоорганизация и независимость от официальных структур.
• Относительная устойчивость, определённая иерархия среди членов группы.
• Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений. Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые).

В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи). В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных площадках. Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. 

Такие группы предоставляют молодым людям возможность быть вместе, общаться, принадлежать к объединению, где им гарантирована психологическая, моральная, физическая защита. Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей. По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп:

  • просоциальные, или социально положительные(самодеятельные неформальные группы молодежи, которые имеют социально значимые цели, задачи, программу действия, например экологические, культурологические, охранно-исторические, спортивные объединения, группы социальной поддержки);
  • асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей (неформальные молодежные объединения, где объединяющим стержнем являются своеобразный образ жизни, собственные нормы. Такие объединения строятся на отрицании общепринятой морали, противопоставлении ей групповых ценностей – панки, готы и проч.);
  • антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы (дворовые группы собираются часто «трудные», находящиеся в изоляции от семьи и школы подростки и юноши. Некоторые из них объединяются после ухода из дома в группы бродяг и попрошаек. Изолированность асоциальных групп, их собственные узкогрупповые ценности создают серьезные предпосылки для криминализации молодых людей и их перехода в антисоциальные группы).

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.