Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

западники и славянофилы

Ключевые слова: западники, славянофилы, утопический социализм, православие, самодержавие, народность, консерваторы, западники и славянофилы основные идеи, западники и славянофилы, идеи С. С. Уварова, либерализм, западники и славянофилы и их представители, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по истории, 9 класс, 10 класс, западники и славянофилы и влияние их идей на общественно-политическое развитие, западники и славянофилы

 

ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

Вторая четверть XIX в. — время расцвета общественно-политической жизни.

Именно в это время окончательно формулируется монархическая теория, возникает либеральное движение, консервативное и социалистические течения.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ОПОРЫ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило, что начавшееся еще при Александре I обнищание части дворянства продолжалось. Он попытался укрепить материальное положение высшего сословия.

С 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников. Принятые Николаем меры заметно повысили авторитет и роль дворянства в жизни страны.

Для обуздания «распустившейся» печати Николай поставил ее под жесткий контроль цензуры. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками «чугунным».

Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, ограничив их образование приходскими училищами с одним классом обучения.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ 1830—1850-х

В 30—50-х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны.

Каждый понимал его по-своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей:
• оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;
• произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;
• впервые консервативное направление получило собственную идеологию;
• оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли;
• участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

 

ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ

%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-microsoft-powerpointНиколаю I, резко поменявшему приоритеты верховной власти, манеру управления государством, потребовалось теоретическое обоснование своего курса.

Программу, которая стала известна в виде лозунга, в середине 30-х гг. сформулировал министр просвещения С. С. Уваров.

Именно он провозгласил знаменитую триаду: православие, самодержавие, народность, ставшую девизом и программой монархистов вплоть до началаXX в.

По мнению Уварова, самодержавие являлось лучшей и единственной формой государственного управления, поскольку, во-первых, освящалось религией, во-вторых, точно соответствовало “народным чаяниям и традициям”.

Главными чертами народности, согласно Уварову, считались приверженность православной вере и патриархальность (подчинение младших старшим), нашедшая наиболее яркое выражение в крестьянской общине. Неясность именно этого понятия привела к тому, что деятели различных общественных лагерей, принимая его в принципе, вкладывали в термин «народность» совершенно различное содержание.

Триада Уварова открывала перед правительством Николая I заманчивые перспективы. Появилась «научная» возможность строить отношения с обществом, просвещением, литературой, журналистикой на основании уваровского лозунга.

Кроме того, борьба с инакомыслием и оппозицией приобретала теперь новое звучание — можно было обвинить противников в недостаточной приверженности православию или монархии как идеалам народа. 

 

ЧААДАЕВ – ПЕРВЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ “СУМАСШЕДШИЙ” РОССИИ

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b419Особое место в общественной мысли и общественном движении 1830—50-х гг. занимал Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) — мыслитель и публицист.

Участник Отечественной войны 1812 г. и Северного общества декабристов, он в 1823—1826 гг. жил за границей, где оформились его философско-исторические взгляды.

В своих «Философических письмах» (1829—1831) Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию.

За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1836) он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт.

Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ИДЕИ: ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ

У истоков либерализма стоят кружки 30-х гг. Под прессом цензуры самостоятельное движение русской мысли в значительной степени происходило вне литературы и университетской науки, в философско-дружеских кружках.

Значение этих кружков до сих пор оценено недостаточно. Дело в том, что вместе с декабристами с политической арены России исчезает и философия Просвещения как основа оппозиционных доктрин. Любая же идеология имеет в основе своей определенные философские идеи.

Трудные, кропотливые поиски нового философского фундамента оппозиционного движения и стали главной задачей кружков 30—40-х гг. Эти поиски вели к работам немецких философов — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.

Выбор гегельянства в качестве новой философской доктрины общественного движения был сделан в кружке Н. В. Станкевича. В кружках 30—40-х гг. разгорелся жаркий спор между двумя ветвями либерального лагеря — западниками и славянофилами.

 

 

ЗАПАДНИКИ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИХ ИДЕИ

Западники во главе с Т. Н. Грановским, К. Д. Кавелиным, Б. Н. Чичериным, С. М. Соловьевым отстаивали европейский вариант развития России.

Иными словами, они утверждали, что в истории России нет ничего уникального, она является европейской страной, отставшей в развитии от западноевропейских держав. Дальнейшее ее развитие приведет к установлению в России конституционной монархии или республики (парламентской или президентской).

Однако это было делом будущего, пока же западники ратовали за отмену крепостного права, развитие системы местного самоуправления, реформу судебной системы, введение демократических свобод хотя бы для части населения.

Реальная жизнь вносила в планы западников свои коррективы. Выступая против самодержавного деспотизма, они признавали, что в России нет иной политической силы для осуществления либеральных преобразований, кроме монарха.

Протестуя против общинного землевладения, они считали, что частное землевладение в нашей стране — это прямой путь к «китаизму», т. е. нищете большинства населения. Поборники идей европейского правопорядка, они ратовали за самобытность формы русской государственности.

Подобная противоречивость позиции западников не была следствием их идейной мягкотелости, неразборчивости или боязни репрессий. Это было поведение трезвых политиков.

 

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b418

Слева направо западники: Г.П. Гагарин, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Н. Чернышевский

 

СЛАВЯНОФИЛЫ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИДЕИ

Славянофилы (А. С. Хомяков, братья Киреевские, семейство Аксаковых, Ю. Ф. Самарин) отстаивали особенный путь развития России. Их выводы базировались на работах историков (особенно М. П. Погодина) и собственных научных разысканиях.

Согласно их взглядам, традиционные государственные порядки были нарушены во время необходимых, но слишком резких петровских преобразований. Воззрения славянофилов оказали значительное воздействие на развитие общественной мысли России.

Они одновременно с Белинским провозгласили идею первенства социальных задач над политическими, поддержали традицию декабристов по поводу необходимости воспитания прогрессивного и просвещенного общественного мнения.

Славянофилы хотели избежать повторения пути Европы, прежде всего потому, что это был путь революций, чреватый людскими и материальными потерями.

Они, безусловно, были монархистами, но несколько иными, нежели западники. Для последних монархия являлась орудием для достижения либеральных целей.

 

СОЧЕТАНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ИДЕЙ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИТКОВ XVI-XVII вв.

Для славянофилов же монархия — проявление суверенитета народа, его свободной воли. По их мнению, эта власть до тех пор остается прогрессивной, пока служит делу веры и народа.

Она надсословна, а потому нельзя отождествлять царя и чиновников (его слуг). Связь же власти и народа может и должна укрепиться созывом выборных от всей земли (Земский собор).

В реальной политике их взгляды означали: а) попытку создать необыкновенно демократический строй под лозунгом: «Сила власти — царю, сила мнения — народу»; б) попытку ликвидации всего, что раскалывало российское общество; в) спасение крестьянской общины как образца общегосударственного устройства и как традиционной структуры, приучавшей и заставлявшей крестьян жить в соответствии с христианскими заповедями.

Иными словами, славянофилы были готовы поддерживать триаду Уварова, но в понятие народности у них вошли земский собор, свобода личности, совести, гласный суд.

Правительство Николая I с особым пристрастием относилось к деятельности славянофилов, оставляя западничество несколько вне поля своего зрения. Это и понятно. В отличие от западников, славянофилы трудились «на поле», занятом правительством, угрожая нарушить стройность и логичность уваровской формулы, «вывернуть» ее по-своему.

Теоретически и западники, и славянофилы могли рассчитывать на успешное осуществление своих программ, ничего из ряда вон выходящего в них, пожалуй, не было.

Практически же планы либералов в России зависали в безвоздушном пространстве, они не имели никакой прочной поддержки, никаких массовых союзников. 

 

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b417

Слева направо славянофилы: Самарин Ю.Ф.,  Аксаков К. С., Хомяков А.С., Киреевский И.В.

 

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРУЖКИ

Первые революционные кружки в царствование Николая I возникают в середине и конце 20-х гг. в среде учащейся молодежи. Наиболее известными из них являются кружок братьев Критских и кружок Сунгурова. Они состояли в основном из студентов Московского университета и являлись последователями декабристов.

Члены этих кружков рассчитывали произвести переворот силами армии, правда, надеялись привлечь и народные массы. Впрочем, все эти кружки были немногочисленными, слабо организованными, а потому ничего не успевшими сделать реально.

Постепенно характер революционного движения менялся, в Россию все более широко проникали идеи французского утопического   социализма,   находившие   здесь   достаточное количество сторонников.

К концу 40-х гг. особенно популярными становятся идеи Ш. Фурье, который в своих работах дал блестящую критику современного ему капитализма и нарисовал картину счастливой жизни человечества в фаланстерах (коммунах).

 

ПЕТРАШЕВЦЫ

Одними из наиболее горячих поклонников идей Фурье в Петербурге стали чиновник МИДа М. В. Буташевич-Петрашевский и «неслужащий помещик» Н. А. Спешнев.

Все началось с собраний друзей и приятелей Петрашевского у него по пятницам. На этих собраниях обсуждались работы Фурье, литературные новинки, произносились речи, осуждающие крепостное право и политический деспотизм, строились планы преобразования России.

Сам Петрашевский пытался перейти от слов к делу, поселить своих крестьян в построенный для них дом-фаланстер, но те не поняли своего счастья и спалили новостройку. Иначе подходил к делу Спешнев, который предлагал взбунтовать уральских рабочих и двигаться с ними на Петербург, поднимая по пути крепостных крестьян.

В собраниях петрашевцев принимали участие Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Г. Рубинштейн, П. П. Семенов (Тян-Шанский). И фаланстеры Петрашевского, и «революция» Спешнева были фантазией чистой воды, оставаясь лишь на бумаге, но это не спасло петрашевцев от расправы.

Их деятельность была квалифицирована как заговор идей, наказуемый смертной казнью. Военный суд приговорил 21 петрашевца (в том числе и Достоевского) к расстрелу. 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге разыгралась инсценировка их казни.

Людей одели в саваны, привязали к столбам; взвод солдат взял ружья на изготовку — в этот момент флигель-адъютант Николая I объявил о замене казни каторгой и солдатчиной. Однако ужесточение расправ с революционерами не привело к затуханию революционного движения. И здесь интересна фигура  Герцена.

 

 

СОЦИАЛИЗМ ГЕРЦЕНА

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b420

Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Александр Иванович Герцен (1812—1870) был незаконнорожденным сыном московского богача И. А. Яковлева. Герцен считал себя духовным наследником декабристов.

Вместе со своим другом Н. П. Огаревым в 1827 г. он дал клятву «отомстить за казненных». В 1829 г. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вокруг него и Огарева в начале 30-х гг. сложился кружок единомышленников, выступавших против феодально-крепостнических порядков.

В 1834 г. Герцен был арестован и выслан в Пермь за публичное исполнение «пасквильных песен». В последующие годы он состоял на государственной службе и занимался научной и писательской деятельностью.

В 1847 г. он выехал за границу и отказался вернуться в Россию. В 1852 г. Герцен поселился в Лондоне и в 1853 г. на деньги, полученные в наследство от отца, основал там Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборник «Голоса из России» и др. Они широко распространялись в России.

В 1850-е гг. Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского», социализма. Согласно учению Герцена, социализм в России возникнет непременно и главной его «ячейкой» станет крестьянская поземельная община.

Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. ПРИХОД К ВЛАСТИ. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ЕВРОПУ. СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1698 г.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. АБСОЛЮТИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ  БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА. ТРАДИЦИОННЫЕ ПОРЯДКИ И КРЕПОСТНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ПЕТРА I

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725-1762. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ГОСПОДСТВО КРЕПОСТНОГО ПРАВА И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 

ВОССТАНИЕ ПУГАЧЕВА 1773-1775

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ В XVIII в. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

ПАВЕЛ I. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XVIII ВЕКУ

КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ XVIII в.

ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ АБСОЛЮТИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ  XIX в.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 

ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАНЫ 

КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *