Каждый шаг вперёд в развитии мысли и нравов считается аморальным, пока он не получит признания большинства. Поэтому исключительно важно ревностно защищать аморальность от нападок тех, кто имеет только одно мерило — обычай. (Б. Шоу.)

 

Б. Шоу в своем высказывании затронул очень сложный вопрос функционирования социальных норм. Мы действительно должны не забывать значения и функций социальных норм (прежде всего, норм морали), осмысливать их роль.

Шоу, по сути, отмечает, что бездумное использование правил, ради самих правил губительно для общества, т.к. такое использование замедляет прогресс, социальное развитие. Мы помним, что социальные нормы динамичны, они не стоят на месте, развиваются вместе с обществом.

Потому для обеспечения прогресса, качественного поступательного развития мы должны прислушиваться  друг к другу, не торопиться друг друга осуждать, потому что «так не принято». Меняется мир, меняются идеи, мысли, нравы в нашем обществе, а потому социальное поведение необходимо оценивать с позиций различных норм: норм морали, права, обычаев, традиций, церемоний, политических, экономических и других норм.

В то же время мы должны быть готовыми эти нормы менять, чтобы адаптироваться к меняющейся природе, миру в целом.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

Под социальными нормами сегодня принято понимать установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Социологи отмечают, что социальные нормы являются общими правилами для членов общества, не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

Нормы направлены на регулирование общественных отношений, возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей, а их содержание соответствует типу культуры и характеру общества.

Исторически существует множество  таких норм: нормы морали, права, обычаи, традиции, церемонии и т.д. Отклонение от таких общепринятых норм, о которых упоминает Б. Шоу,  в социологии обозначается понятием «девиантное поведение».

 

ГОТОВЬТЕСЬ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВУ С НАШИМ ОТЛИЧНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

 

Примером правоты автора может стать российская история ношения одежды. Так, в XVII в. было не принято носить мужчинам штаны. Длинное в пол платье символизировало силу, влиятельность и мужество рода, который носил глава семейства.

Когда же Петр Первый ввел практику ношения штанов, то русское общество ее не торопилось воспринимать, потому что так было не принято. Несмотря на удобство, простоту такой одежды, которая была пошита с учетом суровых климатических условий (да и вообще штаны лучше сохраняли тепло и защищали от холода), такой вид одежды было не принято носить.

Человека, нарушившего обычай ношения одежды, высмеивали, оскорбляли и т.д.

 

ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 21, 22, 23 И 24. ПРИМЕРЫ И КРИТЕРИИ 

 

Психологи на эту тему часто рассуждают, ведь мы соблюдаем многие правила, не потому что помним их истинное значение, а потому что привыкли, так комфортно и удобно.

Такое конформистское поведение как раз таки и вредно для общества: мы не помним важность правил, но слепо им следуем, потому что так принято. Такая «привычка» нередко оборачивается упущенными возможностями для нас и нашего социума.

Современный мир нам также рисует немало примеров. Во многих современных арабских странах существует запрет женщинам водить автомобиль. Недавно так было и в Саудовской Аравии.

Сторонники запрета долгое время защищались от нападок прогрессивного общества тем, что такое поведение нарушает обычаи, оно дает женщине слишком большую свободу, позволяет чаще выходить из дома и взаимодействовать с мужчинами и т.д. Поскольку рациональные доводы так и не были приведены, а сторонники запрета то и делали, что сетовали на обычаи, запрет на вождение сняли.  С 2018 года женщины Саудовской Аравии получили возможность водить машину.

Таким образом, автор действительно прав, мы должны обдумывать, анализировать свои и чужие поступки. Нам не стоит торопиться кого-то осуждать и попрекать принятыми нормами.

Но с другой стороны, социальные нормы чрезвычайно важны, отказаться от них мы не можем, они упорядочивают нашу жизнь, делают ее понятной, рациональной и безопасной. Главное везде соблюдать «золотую середину».

 

СМОТРИТЕ ТКЖЕ:

КОНСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ: КАК ЭФФЕКТИВНО ЗАПИСЫВАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ЛЕГКО ЧИТАТЬ И ВСПОМИНАТЬ 

ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ ЭЛИТ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 

МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ  

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРАВО: СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

КОНСТИТУЦИЯ РФ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫБОРАХ

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА: ОБЩАЯ СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 

ТРУДОВОЕ ПРАВО: ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО: ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ И ПРОФИЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ ПО ПРАВУ. ЧТО МЫ ТОЧНО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛА СЕМЕЙНОГО ИМУЩЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГОЩАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАКАЗАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ