Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования

p48

Революция коренным образом изменила жизнь российского об­щества, став рубежом нового этапа отечественной истории — совет­ского. Резкий слом традиций всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Одной из сфер, развитие которой от­разило эту двойственность, явилась сфера образования и науки.

После Гражданской войны

Сразу после революции партия большевиков и Советское прави­тельство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917 — начале 1918 гг. были приняты декреты об отделении церкви от го­сударства и школы от церкви. Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским. Главным достижением Советского государства явилось создание системы всеобщего начального образования. В первые послереволю­ционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «До­лой неграмотность!».

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b43Результатом масштабной деятельности по об­учению грамоте не только детей, но и взрослых явилось возрастание доли грамотных среди населения России. Значительны были успехи в деле демократизации среднего и высшего профессионального образования. Массовыми формами подготовки квалифицированных рабочих и среднего технического персонала стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегче­ния поступления в высшие учебные заведения рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факуль­теты («рабфаки»). Быстро возрастает количество вузов. Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серь­езными трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофи­ческим недостатком преподавателей. Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Но все же качество преподавания упало.

Важную роль в становлении новой советской культуры сыграли экстренные меры, предпринятые Советским правительством по со­хранению культурного наследия прошлого. Были приняты декреты об охране библиотек, музеев, художественных галереи, дворцов и уса­деб. Ценой огромных усилий в условиях Гражданской войны и повсе­местной разрухи удалось сохранить большое количество памятников истории и культуры, хотя очень многое было утрачено. Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения грамотности, была реформа правописания, прове­денная в 1918 г. О необходимости проведения такой реформы много говорили еще до революции. Более того, была проведена подготови­тельная работа, которая, однако, из-за противодействия сторонников традиционной орфографии не была завершена реальными преобра­зованиями. Советское и партийное руководство понимало необходимость со­чинения и развития научного потенциала страны. Видным ученым, особенно представителям естественно-научных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись условия для работы. Один из основоположников русской научной школы физиологии растений, член-корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор фундаментальных трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом Моссовета.

Наука в 20-е

Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла деятельность академика ВАСХНИЛ И. В. Мичури­на, селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных куль­тур. Продолжали работу отечественные авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический институт(ЦАГИ). Создателями его были Н. Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин. Значительных достижений удалось достичь в физике. Осново­положником современной полупроводниковой физики стал акаде­мик А.Ф. Иоффе, по инициативе которою были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. И 1920-е гг. начинал свою исследовательскую деятельность П. Л. Ка­пица, впоследствии академик, основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.). Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К.Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя, конструктор Ф. А. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вер­надский.

Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями Вавиловыми. Н. И. Вавилов — биолог, основоположник современного учения о биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяй­ственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов — физик, основатель на­учной школы физической оптики, академик, президент АН СССР. Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла Петербургская академия наук, переименованная сначала в Рос­сийскую, а затем в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала 30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.

Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших в области гуманитарных и общественных наук. В силу их неразрывной связи с идеологией и политикой, сотрудничество госу­дарства с учеными-немарксистами в этой области было затруднено. Многие из них оказались за границей (историк, организатор партии кадетов П. И. Милюков, экономист П. Б. Струве, социолог и фи­лософ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н.А. Бердяев и др.). Видную роль в отечественной гуманитарной науке стали играть те ученые, которые еще до революции придерживались марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является фигура М.И. По­кровского, историка и политического деятеля.

Литература в 20-е

В начале 1920-х гг., когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде возникает движение «смена вех».  Получив­шее название от литературно-политического сборника «Смена вех», издававшегося в Париже в 1921-1922 гг. Идеологи сменовехства (Н. В. Устрялов и др.) призывали перейти от конфронтации с боль­шевиками к сотрудничеству с ними.

Октябрьская революция оказала огромное воздействие на разви­тие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. По форме литературная жизнь во многом осталась прежней. Наибольшее значе­ние для развития литературы имели объединения РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ н др. РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) офор­милась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фа­деев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» — одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества, с их точки зрения, была не нужна литерату­ра прошлых эпох. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал» (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером которой был литературный критик А. К. Воронский, «Переваловцы» (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противо­борство между двумя идейными течениями закончилось разгромом  «Перевала». Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является группа «Серапионовы братья», созданная в 1921 г. в петроградском Доме искусств.

В группу входили такие известные писатели, как В. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др. Для них было характер­но неприятие примитивизма и узкоклассового подхода в литературе, утверждение гуманистической ценности искусства. ЛЕФ — левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (И Маяковский, М. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоре­чивы. Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания некого «производ­ственного» искусства, которое должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Активным участником ЛЭФ был поэт Владимир Владимирович Маяковский. Творчество его глубоко ориги­нально и, безусловно, очень талантливо. Помимо произведений, вос­певающих революционную борьбу («Левый марш», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо»), у него есть несколько прекрасных лирических (стихотворений и поэм (например, «Облако в штанах»).

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b411Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество Сергея Александровича Есенина. Неоднократно отмеча­лась его близость имажинистам литератур­ному течению, для которого характерно стремление к «победе образа над смыслом». Тонкие, лиричные образы в поэзии Есенина не были лишены глубокого, точного смысла. Свои произведения он посвяща­ет крестьянской Руси, великолепна его пейзажная лирика (сборники «Якунина», «Сельский часослов»). Привлекала внимание поэта и со­временная ему социальная реальность (поэмы «Баллада о двадцати шести», «Анна Онегина»). Особым явлением в культуре была Анна Андреевна Ахматова. В лирике Ахматовой нашел воплощение образ женщины, предстаю­щий во всем многообразии женской судьбы: любовь, страдание непо­нятого чувства, жертвенный путь поэта (сборники «Вечер» 1912 г., «Четки» 1914 г.). Произведениям Ахматовой свойствен глубокий психологизм, се поэтический язык тяготеет к классическому стилю. Сильна и поэзии Ахматовой и тема судьбы России, трагедия которой воспринималась поэтом как личная боль, как трагедия се собствен­ной судьбы («Реквием» 1940 г.). Большое значение для развития русской литературы XX в. сыграло поэтические творчество В.Я. Брюсова, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Па­стернака, Д. Бедного.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b432Особую страницу в истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей, не приняв­ших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена, как М. И. Цветаева, 3. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В. Набоков. Некоторые из них, осознав невозможность для себя жить вдали от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева, Толстой). Немало интересного было создано в 1920-е гг. писателями-прозаиками. Художественная проза того времени весьма разнообразна как по стилю, так и по тематике. Реалистический роман был представлен как произведениями мастеров, получивших известность еще до ре­волюции (В. Г. Короленко «История моего современника» 1921 г., А.   Н. Толстой «Хождение по мукам» 1921 г., М. Горький «Дело Арта­моновых» 1925 г., «Жизнь Клима Самгина» 1925-1936 гг.). так и пи­сателей, по настоящему вошедших в литературу уже в советское вре­мя (Д. А. Фурманов «Чапаев» 1923 г, А. А. Фадеев «Разгром» 1927 г.. М. А, Булгаков «Белая гвардии» 1925 г.). В 1920-е гг. начинается лите­ратурная деятельность М. А. Шолохов «Донские рассказы» 1926 г.).  Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.). Сатирическая литература 1920-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И.А. Файнзильберга) и Е. Петров (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

Художественная культура 20-х

В 1920-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов. К С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время. Возникают новые творческие объединения. В 1922г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 1920-х гг. — «Ассоциация художников революционной России» (АХРР), занимала на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художни­ков» и др. Художники АХРР выступали против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том, чтобы запечатлеть жизнь революционной России.

Большое место в творчестве художников АХРР занимала историко-революционная тематика. Создателем живописной «Ленинианы» был И. И. Бродский. Вне зависимости от идеологических установок некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную ценность. (« В. И Ленин в Смольном» 1930 т.). Творчество Бродского воплощает официальное направление в советском искусстве. осно­воположником советской батальной живописи стал М. Б. Греков («Та­чанка» 1925 г., «Трубачи Первой конной армии» 1934 г.).

Мастером пейзажа был К Ф. Юон, живописец, график и театральный худож­ник, творческая манера которого сочетала в себе черты импрессио­низма с традициями русского реализма («Купола и ласточки. Успен­ский собор Троице-Сергиева монастыря» 1921 г.. «Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) октября 1917 гола» 1926 г.). В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубая роза» н «Мир искусства» сложилась творческая группа «4 искусства», в ко­торую наряду с живописцами и графиками входили архитекторы И скульпторы. Членом этой группы был живописец К. С. Петров-Водкин. Его живописная манера отличается экспериментами с перспективой и смелыми колористическими решениями («Купание красного коня» 1912 г., «Мать» 1915 г.. «1918 год в Петрограде» 1920 г., «Смерть комиссара» 1928 г.). В 1925 г. в Москве выпускники ВХУТЕМАС» организовали «Об­щество станковистов» (ОСТ). Его члены выступали против беспредметного искусства, не принимая в то же время и традицион­ного реализма АХРРовцев. И тем и другим они противопоставляли «обновленный» реализм, выразительные средства которого были близки импрессионизму, напоминая в то же время плакатную или монументальную живопись. Наиболее ярким представителем ОСТа был А. А. Дейнека («Оборона Петрограда» 1928 г.).

novaya-planeta

Юон К. Новая планета, 1921

В годы Гражданской войны большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел плакат. Лаконичная пла­катная графика позволяла вести агитацию в форме, доступной для понимания даже неграмотному человеку. Замечательным советским графиком был Д. С. Моор (Орлов). Ему принадлежат поразитель­ные по силе воздействия плакаты: «Ты записался добровольцем?» 1920 г. и «Помоги» 1921 г. Много сил политическому плакату отдал В.В. Маяковский. Вместе с другими художниками он изготавливал «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В «Ок­нах РОСТА» в виде графических рисунков, тиражируемых через трафарет и стихотворного сатирического текста до широких масс доносилась самая оперативная информация о положении на фронтах, велась революционная агитация. Большое значение для развития скульптуры сыграл ленинский план монументальной пропаганды, принятый в 1918 г.

Скульптура

В соответ­ствии с этим планом по всей стране должны были устанавливания памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы: Н.А. Андреев, А.Т. Матвеев, В. И. Мухина, И. Д. Шадр. Господствующим стилем в архитектуре 1920-х гг. стал конструк­тивизм. Конструктивисты старались использовать новые техниче­ские возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалось это и на развитии отечественного театрального искусства. Наряду с тра­диционным театром, в котором продолжали работу актеры старшего поколения (М. Н. Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев. В. И. Ка­чалов и т.д.), возникает новый революционный театр, проникну­тый духом новаторства и творческого поиска.

Кинемотограф 20-30-х гг.

Поиски новых форм сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В.Э. Мейерхольда. На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) и др. Постановкам Мейерхольда свойственна зрелищность, публичность, заостренность. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым. Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 1920-х гг. было начало развития советского кинематографа, появляется кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров (афиша к фильму изображена ниже).

doc6czyvjq38gou3cip30x_800_480

В 1930-е гг. в СССР разрушались памятники архитектуры: только и Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота. Вместе с тем во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успе­хи. Доля грамотного населения в СССР неуклонно росла. К 1939 г. ко­личество грамотных в РСФСР составляло уже 89%. С 1930/31 учебно­го года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к 1930-м гг. советская школа постепенно отошла от многих не оправ­давших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего  история). С начала 1930-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяй­ственных и педагогических кадров.

Литература

В начале 1930-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке ли­тературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был органи­зован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал ин­струментом тотального контроля власти над творческим процессом. У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председа­тельство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. пред­седателем стал А. А. Фадеев, остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей», были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия. Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г развернулась «дискуссия о формализме».

В ходе «дискуссии» посред­ством грубой критики началась травля тех представителей творче­ской интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязатель­ным. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режис­сер Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак. Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы. Определяющим стилем в литературе, живописи и других вилах искусства стал «социалистический реализм». Искусству была навяза­на функция воспитания общества в строю заданных рамках комму­нистической морали. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 1930-х гг. появляется несколько крупных произве­дений, вошедших в историю русской культуры.

Масштабной фигу­рой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов. Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Внешне оставаясь в границах соцреализма,  Шо­лохову удалось создать объемную картину произошедших событий. показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону и послереволюционные годы. Творчество Шо­лохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии по литературе (1965 г.).

Огромную популярность имело творчество Н А. Островского, ав­тора романа «Как закалялась сталь», посвященного эпохе становления Советской власти. Классиком советского историческою романа стал А. Н. Толстой («Пётр I»). 1930-е гг. — время расцвета детской литературы. Несколько по­колений советских людей выросло на книгах К И. Чуковского. С.Я. Маршака. А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А.Л. Барто, В А. Каверина., Л. А. Кассиля, В. П. Катаева. Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, про­должала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков начи­нает писать роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г.

Еще позже увидели свет многие произведе­ния А.П. Платонова («Котлован»), А.А. Ахматовой. Б.Л. Пастерна­ка. Трагично сложилась судьба Осипа Эмильевича Мандельштама. Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован. В 1930-е г. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие рус­ские литераторы. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин. Он не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стал и ра­боты Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос ком­мунистов». Кисти Иогансона принадлежат также большие карти­ны «На старом уральском заводе» и «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола». В 1930-е гг. продолжают работать К.С. Пет­ров-Водкин, П. П. Кончаловский. А. А. Дениска, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров.

Скульптура в 1930-е

Вершиной развитий скульптуры социалистического реализма ста­ла композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. В архитектуре в начале 1930-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства обще­ственных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту Л. В. Щусева.

rabochy-0

В.И. Мухина. Рабочий и колхозница, 1937 г. 

К  концу 1930-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонные псевдоклассическими канителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталин­ским ампиром». Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выхолит фильм С. М. Эйзен­штейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы революционной тематики: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич); филь­мы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С.А. Герасимов). «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм Г. Н. и С.Д. Васильевых — «Ча­паев» (1934 г.).

Наука в 1930-е

Сложными оказались 1930-е гг. для отечественной науки. С од­ной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследова­тельские программы, создаются новые научно-исследовательские иституты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органи­ческой химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом ра­боты советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука. Создастся научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 1930-е гг. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков — автор тру­дов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне ил Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е В. Тарле — знаток новой истории стран Европы и прежде всего наполео­новской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликви­дирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение ад­министративных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функ­ционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессии академические дис­куссии часто заканчивались репрессиями. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция. Жертвами ре­прессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник со­ветской генетики, академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники С. П. Королёв и др. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший в 1938 г. под редакци­ей И. В. Сталина. В качество оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена. В стране утверждается культ личности Сталина.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cannot get other user media. API shut down by Instagram. Sorry. Display only your media.