Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования
ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ |
Культура 1930-х гг. являлась главным отражением коммунистического курса, установленного большевиками и конкретно Сталиным в конце 1920-х гг.
Поиски новых форм сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В.Э. Мейерхольда. На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) и др.
Постановкам Мейерхольда свойственна зрелищность, публичность, заостренность. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым.
Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 1920-х гг. было начало развития советского кинематографа, появляется кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров (афиша к фильму изображена ниже).
УЧИМ ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ И ГОТОВИМСЯ К ЗАДАНИЮ 18 В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ |
АРХИТЕКТУРА
В 1930-е гг. в СССР разрушались памятники архитектуры: только и Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота.
Вместе с тем во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. Доля грамотного населения в СССР неуклонно росла.
К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89%. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование.
Кроме того, к 1930-м гг. советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история).
С начала 1930-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров.
СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В начале 1930-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г.
«О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом.
У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев, остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.).
Помимо «Союза писателей», были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.
УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ |
ТРАВЛЯ СОВЕТСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г развернулась «дискуссия о формализме».
В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным.
В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак. Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы.
Определяющим стилем в литературе, живописи и других вилах искусства стал «социалистический реализм». Искусству была навязана функция воспитания общества в строю заданных рамках коммунистической морали. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы.
Тем не менее в 1930-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры.
ТРАГЕДИЯ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ В ЛИТЕРАТУРЕ 1930-х
Масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов. Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны.
Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина».
Внешне оставаясь в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий. показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону и послереволюционные годы.
Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии по литературе (1965 г.).
Огромную популярность имело творчество Н А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь», посвященного эпохе становления Советской власти. Классиком советского историческою романа стал А. Н. Толстой («Пётр I»). 1930-е гг. — время расцвета детской литературы.
Несколько поколений советских людей выросло на книгах К И. Чуковского. С.Я. Маршака. А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А.Л. Барто, В А. Каверина., Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.
Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков начинает писать роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г.
Еще позже увидели свет многие произведения А.П. Платонова («Котлован»), А.А. Ахматовой. Б.Л. Пастернака.
Трагично сложилась судьба Осипа Эмильевича Мандельштама. Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.
В 1930-е г. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин. Он не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.
СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ – СОЦРЕАЛИЗМ
Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стал и работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов».
Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола».
В 1930-е гг. продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский. А. А. Дениска, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров.
БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ |
СКУЛЬПТУРА
Главной гордостью в глазах советского режима была работа в рамках социалистического реализма «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной.
Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В архитектуре в начале 1930-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий.
Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту Л. В. Щусева.
В.И. Мухина. Рабочий и колхозница, 1937 г.
КИНЕМАТОГРАФ
Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выхолит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма.
Снимаются фильмы революционной тематики: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С.А. Герасимов). «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм Г. Н. и С.Д. Васильевых — «Чапаев» (1934 г.).
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
НАУКА В 1930-е гг.
Сложными оказались 1930-е гг. для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские иституты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики.
Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука.
Создастся научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 1930-е гг. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков — автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне ил Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е В. Тарле — знаток новой истории стран Европы и прежде всего наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).
РЕПРЕССИИ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕЙ НАУЧНОЙ СРЕДЫ
В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук.
В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены.
В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессии академические дискуссии часто заканчивались репрессиями. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция.
Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики, академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники С. П. Королёв и др.
В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина.
В качество оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена. В стране утверждается культ личности Сталина.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ВЫБОР ПУТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СССР В 1920-1930-х гг. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
СССР В АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ
ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИКИ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ КОНЦА 1940-х гг.