Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

собор спаса преображения на бору 2

Культура России в XV в. теснейшим образом связана с процессами централизации русских земель вокруг Московского государства. Это время, когда серьезно в сознании жителей Московии стали проявляться черты христианства. Об этом свидетельствует распространение ересей в XVв. («жидовствующие», «стригольники») и ожесточение религиозных споров.  Одним из самых грандиозных и массовых проявлений отношения к религии являлось идейное противостояние «иосифлян» и «нестяжателей». Основным предметом спора был вопрос о монастырском владении, морально-этический его аспект. По мнению Иосифа Волоцкого (в миру Иван Санин), основателя и игумена Успенского монастыря под Волоколамском. Монастыри и церковь вообще должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян. Богатая церковь – это сильная церковь, а сильная церковь  — залог процветания веры – такова логика иосифлян. Концентрированным выражением идеологии иосифлянства является «Просветитель» — полемическое сочинение. Автором которого был сам Иосиф. Противоположную точку зрения высказывали «нестяжатели». По мнению их духовного лидера Нила Сорского, жившего в скиту недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, монахи должны жить своим трудом, главная их задача – духовное самосовершенствование. Он обличал корыстолюбие иосифлянского духовенства, их нежелание отказаться от мирских «прелестей», гордыню.  Нил Сорский оказал большое влияние на духовную культуру Руси XV-XVIвв., был причислен к лику святых. Однако, победа в этом споре досталась иосифлянам, которых поддержала княжеская власть.

В XVв. Расширяется культурный, исторический и политический кругозор русских людей. Об этом свидетельствует возрождение интереса к произведениям, рассказывающим о путешествиях в дальние страны  — «хожениям». Самым интересным и оригинальным произведением этого жанра следует признать «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Пустившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением. В надежде поправить положение Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин – это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по 1475г. он посетил Кавказ. Персию, Индию. Турцию, Крым. Перед нами предстают восточные страны, увиденные глазами русского человека XVв.

Современный ансамбль Московского Кремля в общих чертах складывается при Иване III. Специально приглашенные итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены. В 1479г.  заканчивается строительство пятиглавого Успенского Собора (архитектор – Аристотель Фиорованти). По требованию великого князя за образец  был взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать  переход статуса главного города от древней столицы Владимирской к новой – Москве. В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор  — усыпальница великих князей  (1508г. архитектор Бон Фрязин). Итальянскими мастерами Марком Руффо и Пьетро Антонио Солари был возведен великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего  дня сохранилась Грановитая палата, предназначенная для иноземных послов (1491г.). этими же мастерами были построены и новые стены Кремля (1495г.).

Арх-ра 15 в

Слева направо: Успенский собор, Архангельский собор и Грановитая Палата.

К концу XVв. В общих чертах было завершено объединение русских земель вокруг Москвы. Превращение маленького удельного княжества в общерусское государство вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества. Стремительное изменение жизни требовало серьезного осмысления. В 1510-1511-е годы монах Филофей  в своем «Послании» излагает концепцию о Москве как «Третьем Риме». В его изображении Москва предстает последним оплотом истинного христианства, возвысившимся вместо Рима и Константинополя («второго Рима»). Которые были низвергнуты за грехи и отступничество. Москва стала «Третьим Римом», а четвертому не бывать. Эта теория служила нуждам идеологического оформления независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия Русского государства с монархиями Европы.

Культура России XVI в.: осознание новой роли царя и церкви

XVI в. был ознаменован обширной колонизацией Востока (прежде всего, земли по Волги и Западная Сибирь) и затяжной Ливонской войной. Кроме того, изменения статуса главного человека государства вдохновило многих «холопов царских» на поиск и осознание новой роли главы русского государства — отца-богопомазанника. А тенденции к складыванию сословно-представительной монархии побудили более-менее грамотное общество к осмыслению их в национальной литературе.

Точку зрения служилого сословия на устройство государства высказал известный публицист  Иван Семенович Пересветов. В 40-е начало 50-х гг. XVI века он написал несколько произведений, в которых резкой критике подверглись бояре. В своем «Сказании о Магмет-салтане» он выступает как сторонник сильной самодержавной власти. Однако его позиция   существенно отличается от позиции Грозного. По его мнению, царь должен искать опору в служилом дворянстве. Только дворяне, чье благосостояние всецело зависит от царских пожалований, способны на нелицемерную преданность государю. Такие идеи выдвигает Иван Пересветов в своих челобитных Ивану IV.

Событием огромной важности было возникновение книгопечатания на Руси. Первая типография появилась в Москве в 1553г. Её вызывают анонимной, т.к. на изданиях, выпущенных этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую, точно датированную русскую книгу «Апостол» выпустили в 1564г. Иван Федоров  и его соратник Пётр Мстиславец. Продукция типографии отличалась большим художественным совершенством. Под давлением религиозных кругов, из-за обвинений в ереси русские печатники вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское. В Львове они печатают первый русский букварь, с грамматикой. Продолжает развиваться книгопечатанье и в России. Однако печатная книга еще очень  долгое время существовала параллельно  с книгой рукописной. Печатались, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки.

Проблемы политического устройства и путей развития России нашли отражение в переписке Ивана Грозного и бежавшего в 1564г. в Литву Андрея Курбского. Обвиняя царя в деспотизме и бессмысленной жестокости, князь Курбский выступает за создание государства, в котором бы центральная власть признала права аристократии и осуществляла управление, координируя действия с духовными и земскими соборами. Иван IV отвечал, что он самодержец, сторонник абсолютной. Ничем не ограниченной монархии.

С особой силой в XVIв. Разгораются религиозные споры. Противостояние «нестяжателей» и «иосифлян», начавшееся еще в XVв.. втягивают в свою орбиту все новые и новые умы. Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским. Продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев. Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли, был Максим Грек. Наследие  Максима Грека очень обширно: это переводы, богословские труды, философские произведения. В своих сочинениях он касается проблем человека, духовного совершенствования, рассматривает и вопросы общественно-политические.

Важным мероприятием в культурной жизни XVIв. Было составление большого сборника религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний). Осуществленного под руководством митрополита Макария. Сборник получил название Великих Четьих-Миней, в нем произведения были распределены по дням, в которые  их рекомендовалось читать. Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVIв. является Никоновская летопись. В ней были объединены большое число местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой Свод, состоящий из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс миниатюр). На рубеже XV-XVIвв. Составляется новый свод всемирной истории – Русский хронограф.

Своеобразный памятник средневековой русской литературы для широкого читателя – «Домострой», составленный в середине XVIв. сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром. В «Домострое»  читатель мог найти всякого рода советы как «душеполезного», так и практического содержания. В нем определялись как обязанности человека по отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения домашнего хозяйства.

Первая книга - Апостол

Первая печатная книга на Руси — Апостол (1564)

В XVIв. ведется интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период.  Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи  оказал ансамбль кремлевских храмов. В очертаниях Софийского Собора в Вологде, Успенского Собора Троице-Сергиевого монастыря  угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиорованти в конце XVв. Наиболее интересным явлением  в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой,  заимствованной на заре христианизации из Византии. В её основу был положен прием, давно  известный в русском  деревянном зодчестве – шатёр – конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. Таким образом, складывается шатровый стиль. В 1532г. была построена первая, самая известная и в художественном плане совершенная церковь Вознесения в царской резиденции в селе Коломенском. Приуроченная к рождению единственного и долгожданного наследника Василия III (1506-1533), Ивана IV, эта церковь стала символом новой стилистики. Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного) (1560г. архитектор Постник и Барма), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей. В 1586г. русским мастером А. Чоховым на Пушечном дворе была отлита из бронзы Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), которое стало уникальным памятником русской артиллерии и литейного искусства.

В развитии живописи можно выделить две тенденции. Стоглавый собор 1551г. потребовал от живописцев строгого следования канонам. В качестве непререкаемого образца иконного писания утверждается творчество Андрея Рублева и Дионисия, что привело к некоторому замедлению поступательного движения искусства, повторению заученных форм и снижению творческой составляющей в деятельности иконописцев. С другой стороны, расширяется тематика живописных произведений. В композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены.

арх-ра и ск-ра 16в

Слева направо: Церковь Вознесения в Коломенском, Собор Василия Блаженого и Царь-Пушка

XVII в. — обмирщение культуры и борьба с ним

XVIIв., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры,  в то же время был веком его завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться. Россия стояла на пороге Нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т.е. освобождения от господства церкви.  В XVIIв. литература расширяется во многом за счет фольклора. Появляются произведения, герой которых —  мелкий служилый дворянин или купец —  «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного  и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» —  произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей. Литература XVIIв. также была представлена сочинениями, посвященными более традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного времени.  Самыми яркими из произведений, описывающих этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника событий; «Летописная книга», написанная князем И.М. Катыревым-Ростовским в 1626г. представителем придворного направления в литературе был воспитатель детей царя Алексея Михайловича, выпускник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий. С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – силлабической поэзии и драматургии. Симеон выступает  в качестве первого придворного поэта. В конце 1670г. появились два сборника его стихотворений – «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Стихи Симеона Полоцкого торжественные, явились прообразом хвалебной оды. Помимо панегирических сочинений, он писал вирши на самые разнообразные темы. Будучи сторонником просвещения, многие свои произведения он посвящал обличению разнообразных пороков (пьянства, гордыни, алчности и т.д.) и демонстрации наглядных примеров. К тому же направлению может быть отнесено творчество хорвата Юрия Крыжанича, прибывшего в Россию в 1659г. Европейски образованный человек, магистр философии, в своем фундаментальном трактате  «Беседы о правлении» он большое внимание уделил «политической мудрости». По мнению Крижанича, наиболее предпочтительная форма  правления  — «самовластие», при этом он считал, что правитель должен быть мудрым человеком и окружать себя умными советниками.

Серьезные изменения происходят в XVII веке в системе образования. Причем эти изменения носят не только  количественный, но и качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. В 1687г. в Москве братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в отечественной культуре. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики,  философии. Ярким примером обмирщения культуры может служить трансформация, которую претерпел житийный (агиографический) жанр. Например, «Житие протопопа Авакуума», написанное им самим. С классическим житием это произведение связывает,  пожалуй, только название. В реальности эта автобиография самого влиятельного и яркого лидера старообрядческой оппозиции Авакуума. Писалось «Житие» во время его многолетнего заключения в земляной тюрьме в Пустозерске,  куда он был посажен за сопротивление церковным реформам, проводимым патриархом Никоном. Повествование ведется от первого лица. Характерная черта Авакуума – чувство своего огромного духовного превосходства.

Серьезные изменения происходили в это время и в архитектуре. В начале XVII века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVIв. Характерной чертой середины XVII века является подчеркнутая декоративность,  нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVIв. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Зодчие  обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме.  Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент – шатрами увенчали колокольни. С 90-х гг. XVIIв. в русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль нарышкинское (московское) барокко. Характерной чертой этого стиля было использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко, но влияние европейской архитектуры ограничивались внешним оформлением зданий, не затрагивая самой конструкции. Наиболее ярким примером «нарышкинского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693г.), в которой традиционная для русского деревянного зодчества форма ярусного храма сочетается с западноевропейским по стилю декором. От XVIIв. до нашего времени дошли прекрасные деревянные храмы. Широко известен архитектурный комплекс Кижи. Помимо храмового строительства, ведется строительство светских зданий надстраиваются шатры над башнями Московского Кремля. В 1630-х гг. на территории Кремля для Михаила Федоровича Романова был сооружен каменный Теремной дворец (архитектор Бажен Огурцов, Антип Константинов, Ларион Ушаков), а в конце 1660-х  — загородная резиденция – деревянный дворец в селе Коломенском – любимое место пребывания Алексея Михайловича.

арх-ра 17 в

Слева направо: Царский дворец в Коломенском, Теремной Дворец, Церковь Покрова в Филях

В живописи XVIIв. можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого Андрея Рублева и Дионисия – так называемая «годуновская школа», представители которой работали по заказам царского двора. В то же время возникает новое художественное явление  — «строгановская» школа. Отличительная особенность икон строгановской школы – это их непревзойденное изящество и утонченная изысканность рисунка. Иконы строгановского письма, обычно небольшие по размерам, были рассчитаны на знатоков и ценителей. Мастера стремились  к тщательной проработке деталей, к тому, чтобы икона прежде всего была красивой. Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем Симона Федоровича Ушакова. Он отказался от идущей еще из византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться живоподобия. Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII века стало возникновение портрета – парсуны. Парсуна очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, князя Скопина-Шуйского.

Парсуны

Парсуны XVII в. Слева направо: М.В. Скопин-Шуйский, Федор Иоаннович, Алексей Михайлович, Иван IV Грозный

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ИХ СОСЕДИ

ЗАНЯТИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА. МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ

МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ И ОРДА. ЭКСПАНСИЯ С ЗАПАДА

МОСКВА КАК ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПОЛИТИКА МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. КОЛОНИЗАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ. ФОРМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ. РУССКИЙ ГОРОД

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cannot get other user media. API shut down by Instagram. Sorry. Display only your media.