МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ПЛАН К ЕГЭ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ПЛАН К ЕГЭ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Ключевые слова: социальная динамика, многовариантность общественного развития, ЕГЭ, ОГЭ, типы, виды обществ, традиционное общество, аграрное общество, индустриальное, постиндустриальное, обществознание, информационные общество, реформа, революция, эволюция, многовариантность общественного развития, многовариантность общественного развития и эволюция общества

 

Социальная динамика  – это процессы изменений, которые протекают в обществе, в различных его сферах, социальных группах и социальных институтах в течение определенного времени.

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

По форме своего выражения прогресс может быть реформой, эволюцией или революцией.

Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-ибо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Эволюция – это постепенное преобразование всех сторон жизни общества по мере его исторического развития.

 

РЕШАТЬ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

понятие и виды социальной динамики многовариантность общественного развития егэ план

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. На современном этапе развития общественных наук выделяют три оригинальные концепции общественного развития: формационная, теория локальных цивилизаций и модернизационная (теория типов обществ или теория модернизации).

Согласно первой концепции – теории формационного развития общества, автором которой был Карл Маркс. Смысл развития общества заключается в развитии производительных сил, которое определяется формированием соответствующих им производственных отношений, но которые перерастают в новые, более прогрессивные производственные отношения.

Они оказываются в противоречии с существующими производственными отношениями, сменяют их и определяют смену общественной формации и новое развитие производительных сил. 

Экономические формации следуют друг за другом: первобытно-общинная – рабовладельческая и феодальная – капиталистическая – коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию.

В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства).

Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

 

История Древней Индии и Древнего Китая древний китай и восток

 

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Вторая концепция общественного развития – теория локальных цивилизаций. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ.

Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» – это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

 

СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ЭЛЕМЕНТЫ И ПОДСИСТЕМЫ

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Наряду с понятием «цивилизация» сторонники цивилизационного подхода широко используют понятие «культурно-исторические типы», под которыми понимаются исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития.

Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон. Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран.

Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее.

Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными).

В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам.

Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного. Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации.

 

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИЙ

Третья концепция, наиболее востребованная сегодня – модернизационная (теория типов обществ) – согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества.

Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:

  • отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
  • отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
  • система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

Теория модернизации критерии типы обществ егэ обществознание

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ДРУГИЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Существует множество различных классификаций обществ. Так, по наличию письменности принято выделять общества  дописьменные и письменные. 

По уровню управления и степени дифференциации различают общества простые, в которых отсутствует социальное неравенство, и сложные, где оно уже сложилось.

По общественно-экономической формации общества принято делить на первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое (хотя изначально в концепции Маркса было только три формации).

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Традиционное общество (с 4-3 тыс. до н.э.)  – цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья, государства Африки.

Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления.

Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) — таково требование самой жизни на грани природного и социального.

В отношениях между людьми существовала личная зависимость, которая  порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие. 

Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность.

Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. 

 

 

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЛИ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Повседневная жизнь регулировалась не столько законами, сколько традицией — сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков.

Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития.

Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь — наместник Бога на земле»).  

Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

 

ЭКОНОМИКА ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Традиционные общества были организованы вокруг взаимодействия с природой.

В экономическом смысле все они были аграрными обществами, обществами с доминирующим первичным сектором экономики. Кроме того, все эти совершенно непохожие друг на друга общества объединялись приверженностью традициям в социокультурной сфере.

Здесь было простое и тяготеющее к закреплению в сословных или кастовых иерархиях разделение труда. Традиционное общество характеризовалось низким уровнем урбанизации и грамотности населения и т. п.

 

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 

 

ловец снов этно

 

ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Индустриального общество – сформировалось изначально в Западной Европе: глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья – Реформация и Просвещение. 

Индустриальное общество — это урбанизированное общество, расцвет крупных городов. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов.

Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию производства.

 

ЭКОНОМИКА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования.

Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.

 

НАУКА КАК НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.

Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни.

Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.).

 

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И РОСТ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь.

Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы.

Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду.

Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора — заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

В силу своей сложности и многогранности, постиндустриальное общество (информационное общество) достаточно динамично и неоднозначно. Подробнее о его чертах и специфике можно прочитать здесь.

А вот материал про глобализацию, глобальные проблемы, как последствия этой глобализации, можно прочесть здесь.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ И ЕЕ КРИТЕРИИ

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ