МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ПЛАН К ЕГЭ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ПЛАН К ЕГЭ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

КРАТКИЙ ПЛАН ТЕМЫ (на основе задания 28 ЕГЭ по обществознанию)

  1. Понятие общественного развития и его формы:
  • революция
  • эволюция
  • реформы
  1. Основные концепции общественного развития:
  • Формационная теория
  • Теория локальных цивилизаций
  • Модернизационная теория и др.
  1. Исторические типы обществ:
  • по наличию письменности: дописьменные и письменные
  • по уровню управления и степени дифференциации: простые и сложные
  • по общественно-экономической формации: первобытное, рабовладельческое, феодальное и др.
  • по уровню развития: отсталые, развивающиеся, развитые
  • по технико-технологическому фактору: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
  1. Особенности традиционного общества:
  • аграрный характер экономики;
  • сращивание власти и собственности;
  • патриархальный характер общества и государства;
  • преобладание коллективистских форм общественного сознания;
  • низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности и т.д.
  1. Особенности индустриального общества:
  • доминирование капитала как важнейшего фактора производства
  • массовое стандартизированное промышленное производство
  • формирование среднего класса и т.д.
  1. Особенности постиндустриального общества:
  • приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;
  • развитие электронных средств массовых коммуникаций;
  • применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;
  • признание приоритетности прав и свобод человека
  1. Глобализация и ее последствия
  • Положительные последствия
  • Отрицательные последствия
  1. Глобальные проблемы

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Социальная динамика  — это процессы изменений, которые протекают в обществе, в различных его сферах, социальных группах и социальных институтах в течение определенного времени.

понятие и виды социальной динамики многовариантность общественного развития егэ план

По форме своего выражения прогресс может быть реформой, эволюцией или революцией.

Реформа — это какая-либо степень усовершенствования в какой-ибо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).

Революция — это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

РЕШАТЬ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Эволюция – это постепенное преобразование всех сторон жизни общества по мере его исторического развития.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. На современном этапе развития общественных наук выделяют три оригинальные концепции общественного развития: формационная, теория локальных цивилизаций и модернизационная (теория типов обществ или теория модернизации).

Согласно первой концепции – теории формационного развития общества, автором которой был Карл Маркс, смысл развития общества заключается в развитии производительных сил, которое определяется формированием соответствующих им производственных отношений, но которые перерастают в новые, более прогрессивные производственные отношения; они оказываются в противоречии с существующими производственными отношениями, сменяют их и определяют смену общественной формации и новое развитие производительных сил. 

Экономические формации следуют друг за другом: первобытно-общинная — рабовладельческая и феодальная — капиталистическая — коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию.

В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства).

Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Вторая концепция общественного развития – теория локальных цивилизаций. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» — это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Наряду с понятием «цивилизация» сторонники цивилизационного подхода широко используют понятие «культурно-исторические типы», под которыми понимаются исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития.

Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон. Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее.

Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными).

В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного. Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации.

Третья концепция, наиболее востребованная сегодня – модернизационная (теория типов обществ) — согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:

  • отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
  • отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
  • система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

Существует множество различных классификаций обществ. Так, по наличию письменности принято выделять общества  дописьменные и письменные.  По уровню управления и степени дифференциации различают общества простые, в которых отсутствует социальное неравенство, и сложные, где оно уже сложилось.

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ПРИМЕРЫ РАБОТ НА МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ

По общественно-экономической формации общества принято делить на первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое (хотя изначально в концепции Маркса было только три формации).

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Традиционное общество (с 4-3 тыс. до н.э.)  — цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья, государства Африки. Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления.

Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) — таково требование самой жизни на грани природного и социального. В отношениях между людьми существовала личная зависимость, которая  порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие. 

Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. 

Повседневная жизнь регулировалась не столько законами, сколько традицией — сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития. Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь — наместник Бога на земле»).  

Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость. Традиционные общества были организованы вокруг «взаимодействия с природой».

В экономическом смысле все они были аграрными обществами, обществами с доминирующим первичным сектором экономики. Кроме того, все эти совершенно непохожие друг на друга общества объединялись приверженностью традициям в социокультурной сфере (инерционность принятых культурных образцов, устойчивость обычаев, преобладание предписанных моделей поведения); наличием относительно простого и тяготеющего к закреплению в сословных или кастовых иерархиях разделения труда; низким уровнем урбанизации и грамотности населения и т. п.

ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Индустриального общество – сформировалось изначально в Западной Европе: глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья – Реформация и Просвещение.  Индустриальное общество — это урбанизированное общество, расцвет крупных городов. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов.

Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.

Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования.

Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.

Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.).

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием).

В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора — заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

В силу своей сложности и многогранности, постиндустриальное общество (информационное общество) достаточно динамично и неоднозначно. Подробнее о его чертах и специфике можно прочитать здесь.

А вот материал про глобализацию, глобальные проблемы, как последствия этой глобализации, можно прочесть здесь.

СМОТРИ ТАКЖЕ:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ И ЕЕ КРИТЕРИИ

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *