ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2019: ГДЕ АБИТУРИЕНТЫ ОШИБАЛИСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО

ЕГЭ ПО ОБЩ-ВУ

Начался учебный год, первые выводы ЕГЭ по обществознанию 2019 года сделаны.  На днях ФИПИ выложил документы для преподавателей и родителей, где представили качественную аналитику  по итогам экзамена ЕГЭ по обществознанию в 11 классе.

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: МНОГО НЕ СДАВШИХ ЭКЗАМЕН?

Доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2019 г. увеличилась в сравнении с предыдущим годом и составила 19,6% (в 2018 г. – 16,7%). Рост доли данной группы выпускников прогнозируем, и объясняется повышением минимального первичного балла с 21 в 2018 г. до 22 в 2019 г. в связи с увеличением максимального балла за выполнение всех заданий экзаменационной работы.

Традиционно обществознание воспринимается как «самый легкий предмет ЕГЭ». Однако, судя по статистике, мы видим, что почти каждый пятый абитуриент не проходит порог сдачи. Фактически 20% абитуриентов не могут просто «сдать» этот экзамен, я уже не говорю о каких-то конкурентных баллах.

Здесь хочется пожелать родителям и абитуриентам серьезнее относиться к сдаче данного предмета. Обществознание лидирует среди предметов, сдаваемых по выбору и необходимых при поступлении в ВУЗы.

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: МНОГО БЫЛО СТОБАЛЛЬНИКОВ?

Число и доля стобалльников в 2019 г. несущественно сократились в сравнении с аналогичным показателем 2018 г.: 151 человек (0,05%) против 196 человек (0,06%). Сокращение числа стобалльников вполне объяснимо с учетом изменений в системе оценивания задания 25, корректировки системы оценивания заданий 28 и 29, которые привели к более точной дифференциации участников ЕГЭ с высокими баллами.

«Хочу сдать егэ по обществознанию на 100 баллов» — эту фразу от абитуриентов и их родителей преподаватели по обществознанию слышат чаще всего. Но статистика упряма —  каждый год количество человек, сдающих на сто, значительно меньше сотой процента всех участников экзамена ЕГЭ по обществознанию.

Хочется напомнить родителям, что 100 баллов по обществознанию – это лишь условная цифра. Главное – стремиться сдать экзамен на конкурентный балл (он обычно идет от 85 по данному предмету) для успешного поступления «на бюджет».

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: СКОЛЬКО СДАВШИХ НА 80-100 БАЛЛОВ?

В 2019 г. доля высокобалльников составила 7,7%, что сопоставимо с результатом 2018 г. – 7,4% (в 2017 г. – 4,4%; в 2016 г. – 3,1%). В целом специалисты ФИПИ говорят о стабильном повышении доли участников ЕГЭ с результатами в диапазоне 81–100 баллов (высокобалльников).

Статистика снова упряма: около 7,5% сдающих имеют шансы бесплатно учиться в ВУЗах России. Но не стоит опускать руки, дорогу осилит идущий. Родителям и детям всегда даю один беспроигрышный совет – начинайте раньше! Желательно за два года до ЕГЭ по обществознанию. Оптимальным будет срок и в год, но не меньше.

Готовясь к экзамену накануне или за пару месяцев абитуриент рискует запутаться в самых «дорогих» заданиях ЕГЭ. Время в данном случае поможет трудолюбивым студентам наоборот эту «кашу» переварить и разобраться в самых непростых заданиях экзамена.

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: С ЧЕМ СПРАВИЛИСЬ?

По итогам проверки работ абитуриентов эксперты ФИПИ отмечают, что наиболее «беспроблемными» темами в обществознании, как и в прошлые годы, оказались  задания базового уровня, проверяющие знание и понимание таких социальных понятий и явлений, как биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений, закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы, тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов, необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования, особенности социально-гуманитарного познания.

Однако не стоит забывать, что перечисленные темы – это та необходимая база, без которой невозможно даже преодолеть порог экзамена. А потому не стоит их разбирать весь период подготовки к экзамену. Как только тесты и практика показали, что темы усвоены надо переходить к темам сложнее. Но при этом, не стоит данные проблемы недооценивать.

Поэтому абитуриенты к концу подготовительного процесса обязательно должны к этим темам вернуться и закрепить пройденное еще раз. Сколько слез приходится наблюдать на практике, когда успешный абитуриент-высокобалльник вместо 90 баллов мог бы получить 94 или 96, если б точно разграничил первичную и вторичную социализацию или раскрыл на конкретных примерах динамику развития общества.

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: КАКОЕ ЗАДАНИЕ ОКАЗАЛОСЬ САМЫМ ЛЕГКИМ?

Подавляющее большинство выпускников показали высокие результаты при выполнении заданий на поиск информации, представленной в явном виде в различных знаковых системах: таблица/диаграмма (задание 12) – 90,4% (80,7%); текст (задание 21) – 83,6% (85,2%).

Также эксперты ФИПИ отмечают, что участники ЕГЭ 2019 г. показали хорошие результаты и при выполнении задания, проверяющего умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам раздела «Человек и Общество» (задание 6): как и в 2018 г., в 2019 г. более 80% выпускников успешно выполнили задания на определение типа общества.

Легкие задания в ЕГЭ по обществознанию имеют и «оборотную» сторону. Например, 12 задание, безусловно, не самое сложное на экзамене, но времени на его выполнение требуется немало. Поэтому здесь и абитуриентам, и преподавателям предмета хочется дать непрошеный совет нарешивать дома подобные задания.

Получив хорошую практику по 12 вопросу, абитуриент сможет быстро и профессионально справиться с вопросом, а сэкономленное время инвестировать в задания 28 и 29, которые традиционно считаются проблемными.

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ГДЕ ВОЗНИКАЛИ ПРОБЛЕМЫ?

Участники 2019 г. намного хуже, чем участники ЕГЭ 2018 г., выполнили задание 10 на анализ экономической информации, представленной в виде рисунка (графика спроса/предложения) – 46,9% (61,9%).

Независимо от проверяемого содержания выпускники 2019 г. испытали затруднения:

– в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25 по критерию 25.18 – 32% выполнения (29,7%);

– в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 27,8% (41,5%); задание 26 – 31,4 (30,0%);

– в составлении плана ответа по конкретной теме (задание 28 – 24,7% (32,5%) по критерию 28.1 и 18,4% (16,4%) по критерию 28.29);

– в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме (процент выполнения задания 24 по тексту и мини-сочинения по критериям 29.2 и 29.3 соответственно 26,0 (29,7), 27,2 (21,2) и 22,5 (19,6)).

Вызывает настороженность тот факт, что, выполняя задания высокого уровня сложности, предполагающие приведение примеров (задания 23, 26, 29), выпускники практически не привлекали межпредметные связи с другими учебными предметами.

ЕГЭ по обществознанию – отработанный годами эффективный «социальный лифт». Логично, что на экзамене будут задания, с которыми справятся наиболее эрудированные, начитанные и глубоко мыслящие абитуриенты.

Поэтому, конечно, не стоит бояться этих заданий. На практике работа с этими заданиями в школе или с репетитором начинается спустя две недели-месяц регулярных тренировок по предмету. Успешно справиться с подобными проблемами поможет совместная рефлексия с преподавателем на самые трудные для понимания темы: гражданское общество и его суть, макроэкономические показатели, правовое государство, экологическое право и многое другое.

Если вы до экзамена написали порядка 30 эссе из выбранных вами блоков тем в 29 задании (например, из сферы экономики или политики), вам, конечно, легче будет справиться с предложенными темами эссе на самом экзамене. Главное – не бояться браться за сложные задания и тренировать их за год-два до экзамена с репетитором или учителем.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *