ЗАДАНИЕ 23 ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: КАК ОТЛИЧИТЬ ФАКТ ОТ ОЦЕНКИ
В экзаменационной работе наиболее трудными для учащихся являются задания на определение характера суждений — 25.
Данное задание предполагает распределение суждений по двум группам: суждения — факты, суждения — оценки. Цель — выделить важный компонент, на котором базируется современное обществознание. Важно хорошо понять критерии, согласно которым суждение можно отнести к той или иной группе.
Что такое факт
Факт — это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности. Суждения, носящие фактический характер, нельзя оспорить. Например: «Инфляция в 2010 году составила 6,8%», «Теорию социальной стратификации в первой половине XX века разрабатывал великий русский социолог П. А. Сорокин». Наука различает два вида социальных фактов:
- Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
- Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: “Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар”.
БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ |
Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении – «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» – констатируется факт.
Что такое оценка факта
Оценка факта — положительное или отрицательное отношение. Суждения включают в себя:
- оценочный компонент («замечательный», «плохой», «агрессивный», «безнравственный» или же ассоциацию — образ, например, «Революция — локомотив истории»);
- отношение как объяснение причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению учёных, о кризисе современной цивилизации», «Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу».)
С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения (высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.).
КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ЗАДАНИЯ 21-24) |
Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. В тексте, как правило, оценочное суждение содержит такие речевые обороты, как «Считается, что…», «Видимо, невозможно…», «С точки зрения исследователей…», «Можно предположить, что…» и т.д.
Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: | Примерами оценочных суждений могут служить: |
Возникли | Считается, должны |
Включают | С точки зрения исследователей |
Цифры – (объем) | По-видимому |
Решают | Думается |
Предназначаются | На наш взгляд |
Это – (какой-то факт) | Представляется |
Во все времена была | Необходимо признать |
Обеспечивают | По мнению ряда исследователей |
Поэтому (утверждение) | С нашей точки зрения |
Принята, утверждена | Скорее всего |
Однако… (какой-то факт) | По нашему мнению |
Имеют форму | Согласно другой точке зрения |
Признает | Можно предположить |
Запрещает (утверждение) | Преуменьшение…неоправданно |
Поставила (свершившийся факт) | Идет довольно активно (какой-то процесс) |
Вошла в десятку | Однако… |
Связывают | Имеет уверенную тенденцию к сохранению |
Состоялся | Если сохраниться, то можно предположить |
Заявили о слиянии | Что-то сегодня находиться в упадке |
Окончила институт | Все это самым губительным образом отражается на… |
Много тратит времени | – это величайшее завоевание цивилизации |
Все больше пользуются | В этом году он получил злободневную направленность |
Поставлен диагноз | Уровень существенно возрос |
Специалисты зафиксировали | Разрыв нельзя было считать приемлемым |
Это вызвало значительный рост | Акции нефтяной компании становятся «локомотивом» |
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна | Вряд ли акции будут стабильны |
В исследовании приняли участие 30000 мужчин | Она правильно поступает |
Дата | Привычка может привести |
Фактически свершилось | Он получил злободневную направленность и стал более современным |
Произошло | Уровень представленных работ существенно возрос |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:
ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ПОЛИТИКА”
ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА”
ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ПРАВО”
ТЕОРИЯ ПРАВА: ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
ТРУДОВОЕ ПРАВО: ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГОЩАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАКАЗАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. КАК РАЗОБРАТЬСЯ В САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФАХ XVIII ВЕКА
Страница с комментариями
Комментарии закрыты.
полезная информация . спасибо