ЗАДАНИЕ 23 ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: КАК ОТЛИЧИТЬ ФАКТ ОТ ОЦЕНКИ

В  экзаменационной работе наиболее трудными для учащихся являются задания на определение характера суждений — 25.

Данное задание предполагает распределение суждений по двум группам: суждения — факты, суждения — оценки. Цель — выделить важный компонент, на котором базируется современное обществознание. Важно хорошо понять критерии, согласно которым суждение можно отнести к той или иной группе.

Что такое факт

Факт — это знание в форме утверждения, достоверность кото­рого строго установлена. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности. Суждения, нося­щие фактический характер, нельзя оспорить. Например: «Инфляция в 2010 году составила 6,8%», «Теорию социальной стратификации в первой половине XX века разрабатывал великий русский социолог П. А. Сорокин». Наука различает два вида социальных фактов:

  1. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
  2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: “Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар”.

БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении – «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» – констатируется факт.

Что такое оценка факта

Оценка факта — положительное или отрицательное отношение. Суждения включают в себя:

  • оценочный компонент («замечательный», «плохой», «агрес­сивный», «безнравственный» или же ассоциацию — образ, например, «Революция — локомотив истории»);
  • отношение как объяснение причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («Обострение гло­бальных проблем свидетельствует, по мнению учёных, о кри­зисе современной цивилизации», «Видимо, невозможно вы­делить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу».)

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения (высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.).

КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ЗАДАНИЯ 21-24) 

Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. В тексте, как правило, оценочное суждение содержит такие ре­чевые обороты, как «Считается, что…», «Видимо, невозможно…», «С точки зрения исследователей…», «Можно предположить, что…» и т.д.

 

Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: Примерами оценочных суждений могут служить:
Возникли Считается, должны
Включают С точки зрения исследователей
Цифры – (объем) По-видимому
Решают Думается
Предназначаются На наш взгляд
Это – (какой-то факт) Представляется
Во все времена была Необходимо признать
Обеспечивают По мнению ряда исследователей
Поэтому (утверждение) С нашей точки зрения
Принята, утверждена Скорее всего
Однако… (какой-то факт) По нашему мнению
Имеют форму Согласно другой точке зрения
Признает Можно предположить
Запрещает (утверждение) Преуменьшение…неоправданно
Поставила (свершившийся факт) Идет довольно активно (какой-то процесс)
Вошла в десятку Однако…
Связывают Имеет уверенную тенденцию к сохранению
Состоялся Если сохраниться, то можно предположить
Заявили о слиянии Что-то сегодня находиться в упадке
Окончила институт Все это самым губительным образом отражается на…
Много тратит времени – это величайшее завоевание цивилизации
Все больше пользуются В этом году он получил злободневную направленность
Поставлен диагноз Уровень существенно возрос
Специалисты зафиксировали Разрыв нельзя было считать приемлемым
Это вызвало значительный рост Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна Вряд ли акции будут стабильны
В исследовании приняли участие 30000 мужчин Она правильно поступает
Дата Привычка может привести
Фактически свершилось Он получил злободневную направленность и стал более современным
Произошло Уровень представленных работ существенно возрос

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ПОЛИТИКА”

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА”

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ПРАВО”

ТЕОРИЯ ПРАВА: ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

ТРУДОВОЕ ПРАВО: ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГОЩАЮЩИЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАКАЗАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. КАК РАЗОБРАТЬСЯ В САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФАХ XVIII ВЕКА

Страница с комментариями

Комментарии закрыты.