Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. И.Кант

 

Автор обращает внимание на то, что воспитание – это важнейший процесс в жизни каждой отдельной личности, это то, благодаря чему человек становится настоящим человеком, приобретает «человеческие» качества.

На мой взгляд, автор справедливо подчеркнул, что только воспитание способно придать каждому из нас «человеческий облик».

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

Человека от животного отличает способность воспитывать свое потомство, то есть закладывать в него определенные стандарты поведения, стереотипы мышления, возможность сопереживать другим, знания о мире, который нас окружает… 

Воспитание – это процесс, направленный на формирование личности ребенка, путем передачи ему опыта прошлых поколений, основ культуры, понятий о добре и зле. Но маленького человека мало что отличает от животного, в большинстве своем он адаптируется, то есть привыкает к сложившимся условиям жизни. Ребенок, как и детеныш млекопитающего, живет, развивается и совершает поступки в соответствии с тем, как это делают окружающие его люди, то есть «наглядные примеры» – поступки взрослых (преимущественно родителей).

Если родители часто поступают не «по-человечески», а ребенок это видит, вероятность того, что он будет поступать также, очень высока, а, значит, шанс стать «человеком» стремительно падает. И здесь важную роль играет понятие социализации – процесс усвоения индивидом принципов и правил общества для дальнейшего взаимодействия с ним. Каждому обществу присущи определенные признаки, и в соответствии с этим каждая личность будет по-разному социализироваться.

Если ребенок рос в обществе, в котором уважали права и свободы граждан, разграничивались понятия добра и зла, то в данном случае можно говорить о формировании в личности стереотипов нормального поведения. Значит, благодаря воспитанию личность в итоге становится «человеком».

Если же ребенок формировался в обществе, где преобладало неблагоприятное социальное окружение, был ярко выражен конфликт основной культуры и мелких субкультур, то в личности сформируются стереотипы девиантного поведения, то есть отклоняющегося от общепринятых в обществе норм. Здесь уже сложно говорить о формировании «человека» в том контексте, в котором мы привыкли воспринимать данное понятие.

 

ГОТОВЬСЯ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВУ С НАШИМ ОТЛИЧНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

 

Однако я рассмотрел лишь внешнюю сторону воспитания; существует езе и внутренняя сторона, а именно – самовоспитание, которое чаще всего связано с перевоспитанием. Самовоспитание – это индивидуальная работа каждой личности по усовершенствованию, себя; это выработка в себе навыков самодисциплины, умения анализировать свое поведение и делать из него соответствующие выводы.

Способность к самовоспитанию формируется у человека в течение жизни, когда пропадают те социальные регуляторы, которые помогали и направляли в нужное русло ранее. Эта возможность помогает человеку менять в мотивах своего поведения, в характере те или иные черты для дальнейшего взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, «человеческие качества» можно приобрести только в процессе интеграции в общество, путем воспитания и, особенно, самовоспитания.

Можно привести множество примеров, подтверждающих необходимость воспитания для становления человека «человеком». Так, например, в басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» повествуется о том, что муж с женой, дабы не видеть, как дед ест, решили кормить его отдельно из лоханки. Увидев это, ребенок решил, что когда отец с матерью стары станут, он их также из лоханки кормить будет.

В мотиве поведения их сына основополагающую роль играет поступок матери и отца как «наглядное пособие» по обращению с пожилыми людьми. То есть, увидев однажды, что так грубо обращаются с человеком наиболее авторитетные для ребенка люди – родители, сын будет поступать точно также. Изменить это и «стать человеком» можно или самовоспитанием самого мальчика, или его родителей, то есть совершенствованием способности к анализу собственного поведения.

 

БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ

 

В истории немало примеров влияния воспитание на формирование «человека». Так, например, Екатерина Великая, забравшая на воспитание внука – Александра 1, старалась взрастить в нем дух либерализма; его учитель – Лагарп прививал пренебрежение к крепостнической системе.

Однако ни Екатерина, ни Лагарп, хоть и пытались, но не могли организовать реформу отмены Крепостного права в Российском государстве. Не отличился и Александр 1, который провел подобие отмены только в Царстве польском. То есть внук великой императрицы не видел конкретных попыток с чьей-либо стороны изменить что-нибудь в стране, примирить сословия.

Бабушка и учитель самодержца выступали своеобразным «наглядным пособием» того, как нужно поступать, что и отразилось на поведении будущего императора в целом. Это еще раз доказывает, что от воспитания зависят очень многие мотивы поведения человека.

В заключение хочется сказать, что воспитание – очень важный процесс в жизни каждого человека, так как благодаря ему мы можем взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом… Но не менее важен и процесс самовоспитания личности, так как именно посредством собственных попыток, методом проб и ошибок человек сможет найти «золотую середину», оптимальный вариант поведения. Ведь когда человек находится в гармонии с собой, он находится в гармонии со всем миром, а достигается это за счет воспитания. Не зря Кант сказал: «Человек – то, что делает из него воспитание».

Ярош К.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

КОНСЕРВАТИЗМ – ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТОВ

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. КРИТЕРИИ И ПЛАН

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

РОССИЯ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ: ОТ РОДОВОГО СТРОЯ ДО ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ: КАК СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ И ПОДГОТОВИТЬСЯ

РОДОПЛЕМЕННОЙ СТРОЙ, ФЕОДАЛИЗМ, КАПИТАЛИЗМ – КАК РАЗОБРАТЬСЯ В СОЦИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ И СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО 34 ЗАДАНИЕ ОГЭ И 24 ЗАДАНИЕ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

КОНСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ: КАК ЭФФЕКТИВНО ЗАПИСЫВАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ЛЕГКО ЧИТАТЬ И ВСПОМИНАТЬ 

ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ ЭЛИТ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 

МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ  

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРАВО: СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

КОНСТИТУЦИЯ РФ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫБОРАХ

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА: ОБЩАЯ СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 

ТРУДОВОЕ ПРАВО: ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО: ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ И ПРОФИЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ ПО ПРАВУ. ЧТО МЫ ТОЧНО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛА СЕМЕЙНОГО ИМУЩЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГОЩАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАКАЗАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ