Средства массовой информации в политической системе

%d1%8d%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%be-%d1%87%d0%b5-%d0%b3%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b0

На фото Эрнесто Че Гевара —  латиноамериканский революционер,команданте Кубинской революции 1959 года и кубинский государственный деятель. Кроме латиноамериканского континента действовал также в Демократической Республике Конго и других странах мира (данные до сих пор носят гриф секретности). Прозвище Че использовал для того, чтобы подчеркнуть своё аргентинское происхождение.

Во второй половине XX в. в политической жизни обще­ства значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием «средства массовой информации (СМИ)». В последние годы политическая ин­формация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет. Некоторые исследователи оценили влияние СМИ на лю­дей как определяющее: от СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т. п. Иными словами, политики получили возможность, используя СМИ, воздейст­вовать на сознание людей и управлять их поведением. Не случайно СМИ стали называть «четвертой властью». Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: политическая позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существующие в нем различ­ные точки зрения. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию. В этом и состоит возросшая в наше время роль СМИ.

Отличительные признаки СМИ:

• Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств.
• Неограниченный круг потребителей.
• Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете и др.).
• Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.
• Движение основного информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю

К СМИ относят перио­дические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (те­левидение) информации. В политологии средства массовой информации определя­ются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения спе­цифических социальных функций. В политике особое значение имеет социальная информация — знания, сообщения о социаль­ной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятель­ности. Массовая информация имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сбор, обработка и распространение инфор­мации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей. Это целенаправленный пре­имущественно в одном направлении (хотя существует воз­можность и обратной связи) поток информации — от СМИ к потребителю. Она предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта информация отличается регулярностью распростране­ния. Ее содержание открыто для всех. Современную политическую жизнь невозможно предста­вить без прессы, радио, телевидения.

Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях:

  • Информационная — удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
  • Формирование общественного мнения — сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением
  • Образование и социализация граждан — предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
  • Осуществление общественного контроля за действиями власти — информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
  • Выражение общественных интересов — выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения.
  • Объединение граждан — мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения

Функционирование СМИ обеспечивается постоянной ра­ботой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.). Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (изда­тельствах газет, радиовещательных корпорациях, телецент­рах, редакциях и т. п.), располагающих необходимыми со­оружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Консти­туции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информа­ции». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. ста­ли важным социальным институтом.

Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного меха­низма функционирования власти в обществе, занимает зна­чительное место в его политической системе. Развитие но­вых информационных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возможность создания всемирного едино­го информационного пространства. В демократических государствах различные газеты, ра­диостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компа­нии, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свобо­ду информации, защищающие ее от злоупотреблений. Него­сударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политичес­кую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя об­щественное мнение, а политическая оппозиция имеет воз­можность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы. В авторитарных государствах СМИ, как правило, нахо­дятся под полным государственным контролем. Они исполь­зуются как инструмент пропаганды. Государство осуществ­ляет жесткую цензуру. В современном обществе никакая общественно-политиче­ская организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.

Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритет­ность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катаст­рофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рам­ки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решени­ях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах по­литиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярно­сти. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус:  глав государств и правительств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церков­ной или иных структурах. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на те­левидении видеоряда («картинки»), который создает «эф­фект присутствия», а также сочетание зрительных и слухо­вых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздей­ствия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представля­ется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смыс­ловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимаю­щий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.

Основные последствия появления СМИ в политике:

• Прямое общение политических лидеров с населением ненужность участия в этом процессе политических партий потеря значения партий в политической системе.
• Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.
• Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо­гут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть ис­пользованы и для политического манипулирования. Так на­зывают процесс воздействия на общественное мнение и по­литическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не­популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается по­луправда, а также в зависимости от характера политичес­кой организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.

Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, при­ходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю­дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по­литики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они не­редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по­литиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах. Попытки тех или иных политических сил, применяя но­вые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити­чески оценивать информацию, отличать объективную ин­формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити­ку и роль СМИ.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...