Социальный конфликт

sotsialnyj-konflikt-3

Социальный конфликт—это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт,— предмет конфликта.

Возможные причины социальных конфликтов:

• Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
• Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации.
• Религиозные различия.
• Поведение человека, его социально@психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.), проявляющиеся в его поведении.

Поведение человека в социуме всегда сопровождается определенными переживаниями.

Понятие «социальная установка» в социальной психологии понимается как процесс переживания личностью значимости социального объекта. Социальная установка — это предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта.

Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение предполагает использование знаковых средств (как речевых, так и невербальных). Когда говорят о коммуникативной стороне общения, прежде всего имеют в виду обмен знаниями, представлениями, идеями, чувствами и другими результатами психической деятельности.  Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения общая схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична.  

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условий включения в систему деятельности, а это включение обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем. Речь дополняется не только экспрессивными реакциями, но и смыслом поступков. Таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы не уделяем должного внимания невербальным средствам.  Среди невербальных средств общения можно выделить оптико-кинетическую систему знаков, которая включает в себя жесты (жестикуляция руками), мимику (движения разных элементов лица), пантомимику (позы).

Однако общение это не только обмен информацией, но и взаимодействие.   Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить как кооперацию или конкуренцию. В первом случае в процессе общения происходит координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование этих сил). Без кооперации вряд ли возможно успешное взаимодействие. Конкуренция же в общении так или иначе расшатывает совместную деятельность, представляет собой определенные препятствия для взаимодействия. Наиболее ярко конкуренция как тип взаимодействия проявляется в своей крайней форме — конфликте.

Межличностные  отношения не всегда имеют характер позитивной коммуникации. Часто они перевоплощаются и в конфликт. Совсем недавно появилась специальная область знания — конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов. Если в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение, то возникает внутриличностный конфликт. Он проявляется в борьбе мотивов, затрудненном выборе цели, переживаниях, сомнении, неуверенности, дискомфорте.

Многие из нас переживали подобного рода конфликт, например, когда приходилось выбирать между делом, которое нужно сделать, и желанием посмотреть спортивный матч по телевизору. Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами, то такой конфликт называют межличностным. В этом случае каждая из сторон стремится получить результат для себя и помешать успеху другого. Субъектами межгрупповых конфликтов являются социальные группы, преследующие различные цели, отстаивающие свои интересы, ценности, представления и т. п.

Структура конфликта:

  • конфликтная ситуация — основы для конфликта;
  • объекта конфликта — того, чем хотят овладеть оппоненты (власть, авторитет, должность и т. д.); участников (оппонентов) — «носителей» противоположностей, разнонаправленных тенденций (целей, интересов и т. д.).
  • Для того чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент — открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого — получение позитивного результата только для одной стороны.

Участники конфликта руководствуются установкой «выиграть, победить», «не проиграть».

Динамика конфликта традиционно рассматривается как последовательная смена четырех стадий.

  • На первой стадии возникает объективная конфликтная ситуация.
  • На второй стадии объективная ситуация осознается в качестве таковой хотя бы одним из участников. Уже в этом случае имеется необходимое основание для того, чтобы говорить о наличии конфликта.
  • На третьем этапе происходит переход к конфликтному взаимодействию. Конфликтное поведение усиливает эмоциональную вовлеченность, обостряет эмоциональный фон. Часто этот фон носит негативный характер из-за того, что действия, направленные на достижение своих целей и на противодействие другой стороне, вызывают обиды, неудовольствие, огорчения.
  • Наконец, на четвертой фазе происходит полное или частичное разрешение конфликта. Полное разрешение включает устранение объективных противоречий, составляющих основу конфликта, а также субъективную удовлетворенность оппонентов от его исхода. Частичное разрешение конфликта появляется тогда, когда имеется субъективная удовлетворенность, либо при сохранившихся объективных противоречиях, либо при сохранении субъективной неудовлетворенности хотя бы одной из сторон при исчезновении объективных причин противоречий.

Выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации:

  1. Соперничество — ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются.
  2. Сотрудничество — одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений.
  3. Компромисс — половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов.
  4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений.
  5. Приспособление — это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление.

Позитивные функции социальных конфликтов:

• Информирование о наличии социальной напряжённости.
• Стимулирование социальных изменений.
• Снятие социальной напряжённости

Негативные  функции социальных конфликтов:

• Создание стрессовых ситуаций.
• Дезорганизация социальной жизни.
• Разрушение социальной системы

 

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...