Современная российская культура

kinopoisk

Кадр из фильма «Брат-2». Режиссёр — Алексей Балабанов. 2000 г.

Отличительная особенность культуры современной России заключается в многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. Материалом для творче­ского осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг, увиденных фильмов, услышанной музыки (например, В. Пелевин «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых»). С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, «женские романы». Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»). Ф. Незнанский («Марш Турецкого»). А. Маринина (се­рии романов о следователе Анастасии Каменской). В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной популярностью пользуются работы московскою скульптора Зураба Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди горожан и негативное отношение художественных критиков. В новом российском кинематографе наиболее заметным остаестся творчество актера и кинорежиссера Никиты Сергеевича Михалкова («Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»). Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова: «Брат» (1997 г) и «Брат-2» (2000 г.).

В 1990-е гг. кризис и сфере образования и науки продолжал углуб­ятся. Процесс «утечки мозгов», начавшийся в голы перестройки приобрел катастрофические масштабы. Большинство преподавателей и ученых, находящихся н активном возрасте, оказываются вынужде­ны оставить прежнее место работы в школе, университете или академическом институте. Однако, несмотря на трудности, российские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Под­тверждением этого стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г. Вместе с тем и последнее время наметились некоторые признаки правления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Бо­лее гибкой стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения, бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей (юриспруденция, менеджмент, поли­тология и пр.). Система рыночных отношений позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые оказались способны давать образование, востребованное обществом. Значительно увеличилась в общественной жизни современной России роль церкви. Во многом повышение уровня религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, иной подавленности, ощущение разобщенности. Тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода культов, деятельность которых имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Несмотря на все политические катаклизмы русская культура продолжает развиваться.

Образование

Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений. Положительные перемены противоречивы и обусловлены ее освобождением от идеологического диктата, приобретением художниками невиданной ранее свободы творчества, усилением интенсивности культурного обмена, децентрализацией управления процессом создания, распространением и потреблением духовно-культурных ценностей. Констатация позитивных перемен не снимает вопроса о кризисном состоянии культуры, выражающемся в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшении материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и оттоке работников в другие сектора, миграции за рубеж. Следствием реформ стали отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.

Уже в 1992-1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х, когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. Развитие отрасли происходило в условиях значительного дефицита ресурсов. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994, а в 1996 — на 43 по сравнению с 1995. Из-за секвестирования федерального бюджета в 1996 средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 — только 40. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999, по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура профинансирована на 100%, а федеральные программы — на 90. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83, а в 2000 — 0,55% от бюджета. Все это свидетельствует о том, что установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на федеральном уровне не только не выдерживаются, но и уменьшаются. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло за собой падение престижности их профессий.

Наука в 1990-е

1990-е годы были очень трудными для отечественной науки. Резкое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-технической сфере снизилась более, чем в 2,5 раза — с 2,1 млн в 1990 до менее 800 тыс. в 2000. До критического уровня уменьшился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докторов наук более 60 лет, а кандидатов — приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, химиков, биологов), вынужденных покинуть Россию, работают в других странах. Крайне недостаточно обновляется материально-техническая база науки, сократилось ее информационное обеспечение.

Согласно принятому в 1996 г. “Закону о науке и государственной научно-технической политике”, расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4% расходной части бюджета. Однако добиться этого не удалось. В этих условиях укрепляется представление о том, что приоритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологической прорыв в отечественной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как “Российская космическая программа”, Программа конверсии, “Электронная Россия”. Признанием достижений российской науки стало награждение Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...