Русское просвещение

54134-vasily-blazhenny

В России эпоха Просвещения проходила во второй половине XVIII в. В этот период активно развивалась наука и искусство. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.

Россия, как и в другие европейские страны, в эту эпоху претерпевала серьезные изменения.  Но главная специфика русского Просвещения в том, что  здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее восстание Пугачёва и Великая французская революция породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества.

О роли России в мировом развитии рассуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. Эти авторы,  а также их идеи положили начало большой дискуссии XIX в., которая выродилась в раскол русского общества на западников и славянофилов.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b44Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещённого абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михаилу Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

На русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Царица поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b42Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энцикпопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России. Екатерина лишь внешне являла образец просвещенной императрицы. Однако в реальности политика Екатерины напоминала скорей просвещенный деспотизм, где императрица была не ограничена властью, а ее подданные были бесправны перед своей правительницей.

Просвещение впервые поднимает идею светского государства, т.е. государства, где официальной не признана ни одна религия. Екатерина и эту идею не применила в России. Империя продолжала оставаться православной, а императрица ограничилась лишь секуляризацией (т.е. конфискацией) церковных земель. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII в. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей,  кульминацией которых стало появление книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.).

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b41Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование. Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы. Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения. Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом. Знаменитого директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц суфражизма.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b43Однако эпоха Просвещения в России закончилась, так и не начавшись. Такие яркие деятели общественной жизни, как Николай Новиков был заключен в тюрьму за вольнодумство, Радищев — сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская  и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше. В итоге в 1792 г. разразился серьезный русско-польский конфликт, за которой последовали разделы Польши.

Идеи Просвещения в России вскоре были запрещены. А вольнодумство стало суровым преступлением против власти.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...