Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.

1

Ключевые слова: Александр I, Негласный комитет, Новосильцев, Строганов, Кочубей, Чарторыльский, Сперанский, Аракчеев, Проект Конституции, Указ о вольных хлебопашцах, реформа военных поселений.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Петербурге в Михайловском замке заговорщиками, среди которых были представители сановной знати, генералы и гвардейские офицеры, был убит император Павел I. Заговор, который привел к дворцовому перевороту и цареубийству, подготовили петербургский военный губернатор П. А. Пален, адмирал О. И. де Рибас и вице-канцлер Н. П. Панин, ближайшие доверенные лица подозрительного и жестокого императора. Известие о смерти Павла I с небывалой скоростью распространилось по России. В Петербурге, в Москве, в провинции люди выражали искреннюю радость, сравнивали умершего императора с тиранами прошлого. Никто не верил официальной версии, согласно которой Павел I скончался от апоплексического удара.

По современному свидетельству, заговорщики «громко говорили по Петербургу о своих подвигах и хвастались ими, считая это актом справедливости, так как благодаря им настал конец страданиям 20 млн людей». Сумасбродные выходки императора, неожиданные опалы и немотивированные возвышения, резкие перемены во внешней политике, постоянные нарушения прав дворянства и духовенства давали основание современникам говорить о нестерпимости павловского деспотизма, необходимости утверждения законности и порядка в стране. Восторженно были восприняты слова Манифеста нового императора Александра I, в котором он обещал править «по законам и по сердцу августейшей бабки нашей Екатерины Великой». В дворянском обществе это понимали как обещание возвратить «золотой век» российского дворянства, каким принято было считать екатерининское правление.
В России на молодого императора возлагали огромные надежды. Он идеально соответствовал представлениям о просвещенном монархе, был красив, казался простым и добросердечным. Это было поистине «дней Александровых прекрасное начало». 

Правление Александра I

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b42Любимый внук Екатерины II получил отличное образование, он специально учился ремеслу монарха. Екатерина II не любила своего сына Павла и не доверяла ему, она даже рассматривала вопрос о его отстранении от престолонаследия. Его наставником императрица сделала женевского аристократа Ф. Лагарпа, который внушал юноше просветительские идеи, учил размышлять о всеобщем равенстве, добродетели и о долге правителя перед подданными. Александр охотно признавался, что «ненавидит деспотизм» и любит свободу, которая есть достояние всех людей. Он считал несправедливой передачу верховной власти по праву рождения и отдавал предпочтение «голосованию народа».

Внутренняя политика правительства первой четверти XIX в. оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. Ее двойственность во многом определялась личностью императора Александра I, его взглядами и методами действия. В 1801 — 1825 гг. Зимний дворец впервые попытался решить проблемы смягчения крепостного права и политического режима в стране. Император и узкий круг его доверенных лиц несколько раз принимались за выработку подходов к этим проблемам. Однако планы реформ  так и остались на бумаге. Вообще время правления Александра I — это время нереализованных планов, способных, в случае их осуществления, серьезно изменить историю России. Отсутствие широкой общественной поддержки, нерешительность императора, его попытки соединить несоединимое привели к тому, что реальная политика правительства оказалась традиционно ориентированной на сохранение привилегий дворянства, абсолютной власти монарха, бесправия населения России.

Первые мероприятия молодого императора были вполне естественны и не вызывали никакого противодействия. Он отменил запрет на выезд за границу, снял ограничения на европейскую одежду и литературу, возвратил на службу офицеров и чиновников, пострадавших при Павле. Не желая зависеть ни от екатерининских вельмож, ни от гатчинских служак, Александр I встал во главе кружка «молодых друзей», или Негласного комитетав который вошли его старые знакомые — князь А. А. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев, люди, имевшие политический опыт и придерживавшиеся умеренно-либеральных взглядов. «Молодые друзья» собирались регулярно с 1801 по 1803 г. и, хотя не имели определенной программы действий, обсуждали основные направления и методы проведения реформ, главными из которых были признаны мероприятия в отношении крепостного права и смягчения деспотизма верховной власти. Негласный комитет не собирался в ближайшем будущем ни освобождать крестьян, ни вводить гражданские свободы. Эти шаги считались делом будущего, а пока шел поиск союзников и намечался ряд административных преобразований.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b41

Члены Негласного комитета. Слева направо: Кочубей, А. Чарторыйский, Н. Новосильцев, П. Строганов

Что касается союзников молодых реформаторов, то здесь, с их точки зрения, были возможны два варианта: либо опираться на дворянское общество и с помощью его проводить преобразования, либо опираться лишь на силу бюрократического аппарата. В начале правления Александр I, видимо, надеялся совмещать оба метода. Во всяком случае, для воспитания прогрессивного общественного мнения с 1804 г. была расширена и упорядочена система высших и средних органов образования. Одновременно с этим занялись реорганизацией органов власти. На заседаниях кружка «молодых друзей» поднимался вопрос об изменении функции Сената. Записка о его реформе была составлена П. В. Завадовским, который предлагал предоставить Сенату право контролировать все учреждения империи, делать представления царю по поводу законов и т. п.

Еще более радикальными были проекты Воронцова, Мордвинова и Державина, в которых предлагалось превратить Сенат в подобие дворянско-конституционного учреждения, что должно было, по их мнению, оградить общество от деспотизма самодержца. Александру I и «молодым друзьям» удалось прекратить разговоры о превращении Сената в орган, обладающий реальной властью, ведь монарх не был готов к этому. В конце XVIII — начале XIX в. коллегии как центральные органы управления перестают удовлетворять верховную власть. Коллегиальный принцип деятельности, их традиционная неповоротливость приходят в противоречие как с желанием самодержцев добиться большей централизации управления страной, так и с попытками верховной власти легко маневрировать, быстро менять курс по своему желанию.

Сама идея министерств возникла при Павле, и указ 1802 г. лишь придал ей юридическую силу. Согласно ему было образовано 8 (чуть позже — 11) министерств с четко разграниченными функциями. Министры имели право личного доклада царю, который и утверждал их мероприятия.«Молодые друзья» Александра I были назначены на ведущие посты во вновь образованные министерства и должны были начать проводить идеи Негласного комитета в жизнь.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b44После того как в 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились, ближайшим советником царя становится Михаил Михайлович Сперанский. Сын сельского священника, Сперанский готовился к духовной карьере. После окончания Петербургской духовной семинарии он остался в ней в качестве преподавателя. Однако судьбу обмануть не удалось, и будущая «звезда российской бюрократии» оказался домашним секретарем генерал-прокурора А. Б. Куракина. Здесь таланты Сперанского проявились в полной мере: за 4,5 года он стал действительным статским советником, т. е. достиг чина, соответствующего генеральскому. Работая в канцелярии генерал-прокурора, Сперанский обратил на себя внимание императора и, перейдя к нему на службу, стал вскоре государственным секретарем. Удачный момент начала карьеры, совпав с талантом, возносит Сперанского к самому подножию трона, делает его доверенным лицом Александра I.

В 1808 г. Сперанский представил царю записку, в которой изложил свой взгляд на систему и соотношение государственных органов. В ней он выступал сторонником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом объявлялась Государственная дума, состоявшая из депутатов губернских дум, которая руководила деятельностью сети волостных, окружных и губернских дум, избиравшихся государственными крестьянами и земельными собственниками. Высшей исполнительной властью обладал император, в качестве совещательного органа при нем учреждался Государственный совет. Сенат превращался в высшую судебную инстанцию империи. Проект Сперанского не являлся конституцией в полном смысле этого слова, так как император имел право решающего голоса во всех органах империи. Все же проект был первым шагом к ограничению абсолютной монархии и участию в решении политических вопросов представителей различных слоев населения.

Из всего задуманного Сперанским был учрежден в 1810 г. лишь Государственный совети далеко не с теми функциями, которыми наделял его реформатор. Крутой поворот, вскоре происшедший в жизни Сперанского, связан не только с планами преобразований государственных органов, но и ненавистью, завистью придворных кругов к реформатору-поповичу. Последней каплей в этой неравной борьбе стал указ, подготовленный Сперанским в 1809 г., согласно которому придворные чины превращались лишь в почетное звание, не приносившее жалованья. Кроме того, теперь чины коллежского асессора и статского советника давались только после сдачи серьезного экзамена. В результате придворной интриги Сперанский в 1812 г. был обвинен в шпионаже в пользу Наполеона и сослан.

Очередной, и едва ли не последней, попыткой Александра I приступить к реформам можно считать 1816—1820 гг., когда шла строго секретная работа над проектом российской конституцииОна рассматривалась императором и как акт, делавший страну более цивилизованным европейским государством, и как документ, который должен был вознаградить дворянство за потерю им прав на крестьянство. К 1820 г. в канцелярии эмиссара императора в Варшаве Н. Н. Новосильцева, бывшего в свое время членом Негласного комитета, был подготовлен проект российской конституционной хартии (Уставная грамота). Согласно ему, высшей законодательной властью в стране оставался монарх, который отныне разделял ее с неким органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и собрания представителей (нижняя палата). Исполнительная власть вручалась Государственному совету, который состоял из Общего собрания и Комитета министров. Кроме того, подданные России получали свободу личности, собственности и печати. Этим проектом реформаторские усилия Александра I были исчерпаны.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b43После окончания войн с Наполеоном рядом с Александром I все чаще возникает фигура А. А. Аракчеева. Алексей Андреевич происходил из мелкопоместных псковских дворян и с большим трудом поступил в Артиллерийский и инженерный кадетский корпус. Здесь он проявил себя как блестящий математик и по окончании корпуса был оставлен в нем преподавателем. Тогда же начала проявляться сверхъестественная приверженность Аракчеева к уставу и внешнему армейскому порядку. Когда наследнику престола Павлу Петровичу потребовался командир для его гатчинской артиллерии, то никого лучше молодого преподавателя кадетского корпуса найти не смогли. В Гатчине его строгость, знание уставов, педантичность пришлись весьма кстати. Вскоре он становится не только командующим артиллерией, но и гатчинским генерал-губернатором. После убийства Павла Аракчеев был взят на службу новым императором. Во время войн с Наполеоном он в боевых действиях не участвовал и никаких лавров не снискал. Отметим, однако, что по инициативе и при непосредственном участии Аракчеева была технически и организационно преобразована русская артиллерия, которая вскоре станет одной из лучших в мире. Период царствования Александра I с 1816 по 1825 г. часто называют аракчеевщинойОднако такое название отражает, и то не бесспорно, чисто внешнее ощущение от того периода. Аракчеев никогда не был и не мог быть «злым гением» Александра I, человеком, имевшим решающий голос при принятии того или иного решения. Он всегда являлся нерассуждающим исполнителем замыслов императора, пунктуальным и незаменимым помощником последнего. Если вообще можно говорить о периоде аракчеевщины, то он наступает с 1821 — 1822 гг., когда Александр I, разочаровавшись во всех своих начинаниях, окончательно отдалился от дел. В такой ситуации управление страной легло на Комитет министров, а точнее, на Аракчеева, в канцелярии которого составлялись еженедельные выжимки для императора из министерских докладов. Обстоятельства, и ничего более, сделали Аракчеева теневым премьер-министром России.

Социально-экономическое развитие в ¼ XIXв.

В экономической и социальной областях, как и в политике, правительство являлось ведущей силой, определявшей условия развития экономики и правила существования сословий в стране.

  • В 1801 г. был издан указ, разрешавший людям недворянского звания покупку незаселенных земель. Он свидетельствовал о начале процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения;
  • В 1803 г. появился Указ о вольных хлебопашцахразрешавший помещикам отпускать своих крепостных на волю без земли. Результаты этого указа были более чем скромные, к 1855 г. по нему освободилось лишь 40 тысяч человек. Правда, Зимний дворец вряд ли рассчитывал на большее, он, скорее, пытался этим указом провести разведку настроения дворянства, его отношения к проблеме отмены крепостничества.
  • В 1804 г. император утвердил проект аграрной реформы в Прибалтике, разработанный комитетом «По улучшению быта остзейских крестьян». Согласно ему, крестьяне объявлялись владельцами своих земельных наделов, а размеры их повинностей в пользу помещиков фиксировались в специальных договорах. Императорский указ не решил аграрного вопроса в Прибалтике, и после наполеоновских войн правительству пришлось вернуться к нему снова.
  • Законы 1816—1819 гг. предоставили крестьянам личную свободу, но лишили их земли, оставив последнюю в собственности помещиков и заставив крестьян арендовать пашню у бывших хозяев.

Законы признавали за крестьянами право владения имуществом и заключения любых договоров, но воспользоваться им могли лишь единицы. Вследствие многочисленных стеснений личная свобода крестьян превращалась в фикцию. И все же аграрная реформа в Прибалтике являлась свидетельством того, что правительство вынуждено было признать крепостное право тормозом, системой, чреватой взрывом. О том же свидетельствовали указы: 1818 г., разрешавший государственным крестьянам заводить фабрики и заводы, и 1824 г., облегчавший переход крестьян в города.

С другой стороны, после наполеоновских войн началось отступление от прежних намерений смягчить крепостное право или даже отменить его. В 1815 г. был издан указ, запрещавший всем крестьянам «отыскивать вольность». Им перечеркивался закон 1751 г., по которому окончательно закрепощенными считались только те селяне, которые были записаны за помещиками по переписям населения в первой половине XVIII в. Остальные же формально могли попытаться через суд отстоять свое некрепостническое положение. В 1822 г. помещикам возвращено право ссылать своих крепостных в Сибирь без суда за «дурное поведение». В 1823 г. подтверждена монополия дворян на владение крепостными людьми, а недворянам запрещалось иметь в услужении крепостных, принадлежавших помещикам.

Весьма важной для развития экономики России являлась позиция правительства в отношении таможенных правил. Во время правления Александра I эта позиция кардинально менялась трижды. Таможенное положение 1811 г. разрешало привозить сырье беспошлинно или за символическую плату, полуфабрикаты облагались значительным образом, промышленные же изделия вообще запрещалось поставлять в Россию. В 1816—1819 гг. ограничения были сняты, но устанавливались высокие таможенные пошлины на все товары. Подобное положение вещей разрушающе действовало на российскую промышленность и торговлю, которым оказалось не под силу конкурировать с производителями и торговыми фирмами развитых европейских стран. В 1822 г. был издан новый тариф, устанавливавший систему жесткого протекционизма в отношении отечественных товаров.

Огромное влияние на все отрасли жизни страны оказывала финансовая политика правительства. После Тильзитского мира дефицит бюджета регулярно покрывался выпуском ассигнаций. В результате их курс упал в 1810 г. до 20 копеек серебром за 1 бумажный рубль. В том же году Сперанский представил Александру I полный план финансовых преобразований. Он предусматривал прекращение выпуска необеспеченных ассигнаций, сокращение текущих расходов, введение нового налога, организацию внутреннего займа, пересмотр внешнеторговой политики. Если бы план Сперанского удалось провести в жизнь, то курс бумажного рубля, несомненно, поднялся бы. Однако военные приготовления заставили в 1810 г. выпустить ассигнаций еще на 43 млн рублей. Новые налоги раздражали население, тем более что они пришлись на тяжелое для народа время.

Причины неудач правительственного реформаторства заключались прежде всего в характере самого императора, его желании достичь невозможного. По словам А. Чарторыйского, «император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы только его волю». Во-вторых, момент для реформ был совершенно неудачным. В первой четверти XIX в. страна не только переживала экономический подъем, но и оказалась на гребне европейской славы. Для подавляющей части дворянского общества было совершенно непонятно, почему победительница Наполеона и спасительница Европы должна резко менять свои социально-экономические и политические порядки. Наконец, отмена крепостного права и утверждение конституционного строя еще не были востребованы обществом. В результате император не нашел в России никакой серьезной поддержки своим замыслам. Даже в его собственной семье (мать, братья) звучали голоса протеста против преобразований, а то и грозные напоминания о судьбе отца. Недовольство дворянства, угроза дворцового переворота оказались сильнее угрозы крестьянского бунта.

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...