Политическое участие

%d1%80%d0%b5%d1%84%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b4%d1%83%d0%bc

Политическое участие—действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений:
• опосредованное (представительное) политическое участие — осуществляется через избранных представителей;
• непосредственное (прямое) политическое участие — воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т. д.).

Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия:

— во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения;

— во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов);

— в-третьих, политическое участие предполагает наличие определенного выбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах).

Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности:

автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;

— мобилизованное участие — вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).

Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима.

Виды политического участия:

  • Случайное (разовое) участие — человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
  • Участие  «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
  • Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией;

Психологические характеристики политического участия не менее важны, чем его объективные показатели – массовость, легальность, степень активности, постоянство и т. п. В качестве субъективных аспектов партиципаторной деятельности будут выступать ее мотивация, чувство вовлеченности в политику и восприятие своего участия самим индивидом. Учитывая фактор психологической вовлеченности человека в политические процессы, американские политологи С. Верба и Н. Най, создали признанную классической классификацию политического участия:

— основанное на обычае или принуждении, а потому нерациональное и несвободное (в определенной степени к нему относится политическая мобилизация);

— основанное на осознаваемой потребности следовать установленным нормам – соответственно, рациональное, но несвободное;

— основанное на свободном, осознанном выборе человека.

Именно последний вариант политического участия представляется наиболее желательным и способствующим развитию личностного начала в политике. Признание человека ведущим субъектом политики неизбежно выдвигает требование освоения потенциала политического участия, в том числе эффективного использования политических и гражданских прав и свобод. Данная проблема актуальна как для демократий, так и для недемократических режимов, поскольку объем требований к власти постоянно расширяется, что продиктовано динамикой современного общества.

Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим илипостоянным, использующим законные или незаконные методы. Л. Милбрайт выделяет четыре основных форы законного («конвенционального») политического участия:

1) голосование;

2) участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях;

3) участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы);

4) контакты с официальными лицами на различных уровнях.

Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия:

1) различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях); 2) протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения);                      3) отказ повиноваться несправедливым законам.

В политической науке существует два основных подхода к вопросу масштабов политического участия. Первый выступает за его всемерное расширение и внедрение демократических принципов практически во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни (концепция партиципаторной демократии). С точки зрения данного подхода, это является надежным механизмом легитимации политической власти, создает возможность контроля действия властей и минимизации насилия в политической жизни.

Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу самим демократическим институтам и государству в целом. С их точки зрения, инструменты принятия решений следует сохранить в руках политических элит, наиболее информированных и подготовленных к управлению.

Повышение качества жизни, уровня образования, увеличение количества свободного времени создают предпосылки для расширения политического участия. Между тем, отсутствие необходимых институтов в рамках данной политической системы, не дает гражданам возможность реализовать свой потенциал партиципаторной деятельности. Подобная ситуация характеризуется как кризис политического участия и требует обязательного разрешения.

Наиболее оптимальным выходом из него является расширение институциональной базы представительства интересов — совершенствование партийной структуры и электоральных процессов, оформление деятельности различных групп давления. Однако правящие элиты могут попытаться ввести новые требования в рамки традиционных институтов или же ограничить их, заменив формами мобилизованного или принудительного участия.

Кризисы политического участия практически неизбежны даже в современных демократических системах, что обусловлено динамикой развития современного общества, масштабом и скоростью экономических и социальных перемен. Их неразрешенность создает почву для делегитимизации власти, поэтому преодоление подобного рода кризисов актуально как для рядового гражданина, так и для элит.

Основные типы политической деятельности:

• Политическое отчуждение—сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п. Проявлением политического отчуждения служит абсентеизм —форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
• Политическая пассивность—субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
• Политическая активность—стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы

Функции политического участия:

• Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений.
• Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

 

 

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...