Особенности развития советской культуры в 1950- 1980-х гг.

brilliantovaja-ruka

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». Режиссер — Эльдар Рязанов, 1968г.

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на XX съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшееся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Эпоха Хрущёва, краткий период относительной свободы, получил название «Оттепели». Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управлении культурой значительно оживили творческий процесс.

Эпоха оттепели

Раньше и жи­вее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Боль­шое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечатель­ных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской куль­туре: поэты-«шестидесятники» Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина. Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политех­нического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях (Б. Ш. Окуджава, А. Галич, В.С. Высоцкий).

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сме­нилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.). Ю.П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.). В. П. Аксёнова («Звезд­ный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И.А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963г.) и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник начинается  в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959-1971 гг.). Важную роль в литературной жизни 60-х г. играли литературные журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардов­ского обрел особую популярность среди читателей.

Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н.С. Хрущёва была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа. Однако до полной свободы твор­чества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по-прежнему время от времени слышались обвинения в «формализ­ме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесен­ского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Бо­рис Леонидович Пастернак. В 1955 г. им был закончен главный труд  его жизни — роман «Доктор Живаго», нал которым писатель работал в течение 10 лет. Журналы отказались принять рукопись. И все же ро­ман был опубликован, но не в СССР, а за рубежом.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b411В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские вла­сти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. Его обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку», он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б.Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награ­ды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя в 1960 г. он умер. В 1950-е гг. возник «самиздат» — так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведе­ния печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на пуб­ликацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахма­дулиной. Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. Появление «самизда­та» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного Советскому государству движения диссидентов.

Изобразительное искусство

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы — время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы», 1963г.). В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.) реаль­ность предстает без обычной лакировки и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства стра­ны. В 1962 г. Н.С. Хрущёв посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызнали у Первого секретаря ЦК КПСС резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный). Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 1960-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Ма­маевом кургане (1963-1967 гг.. скульптор Е В. Вучетич), мемори­ал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

Театр

Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших к период «оттепели» новых театров следует отме­тить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Люби­мов). В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.). а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).

Реформы образования

В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусмат­ривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью» заключалась в том. что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в дальнейшем поступить в вуз должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на предприятиях снижала качество получаемых знаний.

Больших успехов в конце 1950-х — начале 1960-х гг. достигли советские ученые. Работы советских физиков получили всемирную известность. Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семёнов (1956 г., Исследование химических цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., тео­рий жидкого гелия). Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора — лазера). В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), поступки самый мощный в мире ускоритель протонов — синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С. П. Королёва разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусствен­ного спутник, а 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил первый и истории человечества полет в космос. Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь    в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей пре­дыдущим периодом. В 1970-е гг. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную.

Цензура и искусство

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наи­большим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.): В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матёрой* (1976 г.); В. И. Бе­лов «Привычное дело* (1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.). Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В творчество «деревенщиков» по-новому начинает зву­чать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, напол­нены размышлениями над нравственной проблематикой.

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популяр­ным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трило­гию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бонда­рева («Горячий снег» 1969 г.), Б.Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.). Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя оставался «самиздат». В 1978 г. группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике принимали участие В. Аксёнов., А. Битов., Ф. Искандер, В. Ерофеев.

В списках и машинописных копиях расходились по стране произведении Александра Исаевича Солженицына. В 1970-е гг. из под его пера выходит «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». Его произведения печатаются за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 г. его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны. Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому. В его стихах не было никаких политических мотивов, они отличались «эстетической независимостью».  В прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон «Окололитературный трутень», после которого  Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» (1964 г.).

Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А.А. Ахматова. К. И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Т. Твардовский., К. Г. Паустовский и др.). В 1972 г. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 г., он по­лучал уже как гражданин Соединенных Штатов. Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции. Из страны пришлось уехать писателям В. Аксёнову («Остров Крым» 1981 г., «В поисках грустного беби» 1986 г.), В.Войновичу («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»), поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э.И. Неизвестному.

Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»). Долгие годы засилья соц­иализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более того, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 1970-х обрел Александр Шилов — художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Фёдоровича Бондарчука «Война и мир». Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла картина Л. И. Гайдая «Операция Ы». Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.). Не меньшей популярностью польза вались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди. попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. И. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова. «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова).

600x563_1_2a15a614a99d8ab9e0287ba880fbe1dd600x563_0xd42ee437_15446384551423482338

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова. 1980 г.

Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений  весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И.Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер». Особое значение в культуре 1960-1970-х гг. имело творчество В. М. Шукшина — писателя, актера и кинорежиссера (сборники рассказов «Там. вдали» 1968 г., «Характеры» 1973 г., фильмы «Живет такой парень 1964 г., «Печки-лавочки» 1973 г., «Калина красная» 1972г). Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «ВИА» — вокально- инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных ис­полнителей Аллы Пугачёвой, Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова (сюита «Время — вперед!» 1965 г.).Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов опер, симфоний, стал Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 г, опера «Мертвые души» 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А.Г. Шнитке.

Формирование системы среднего образования

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала, порой приводили к снижению интереса к занятиям и в конечном итоге к ухудшению уровня подготовки Поиски путей решения насущных проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В.А.Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е.И. Ильин. Ш.А. Амонашвили).

В 1984 г. была начата реформа образования, которая, одна­ко, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута, неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования. Успехи отечественной науки были сосредоточены и основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики. Советский Союз держит лидерство и в освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей про­мышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находят практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Культура и перестройка

Эпоха перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М.С. Горбачёв начинал свои реформы имен­ин в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов ноной эпохи была «Гласность», т.е. установка на расширенно информированности населения о деятельности партии и правитель­ства, открытость принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Литературные журналы печатали неизвестные ранее ши­рокому советскому читателю произведения, воспоминания очевидней и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») распространялись «по лимиту», т.е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицына («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Е. И. Замятина («Мы»), Б.Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М.А. Булгакова («Мастер и Маргари­та»). В. В. Набокова («Лолита»), А. Платонова («Чевенгур», «Котло­ван»), поэтические произведения А.А. Ахматовой. Н.С. Гумилёва, О. Э. Мандельштама и др. Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зри­тели смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Ма­левича, В. Кандинского.

В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Ак­вариум», «Кино» и т.д. Художественный анализ феномена сталинизма стал определяю­щим направлением в творчестве писателей, музыкантов и худож­ников, работавших непосредственно в годы перестройки. Как одно из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.). Замет­ным явлением в литературе стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через приз­му судьбы поколения 1930-х гг. О судьбах ученых-генетиков, о науке тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Все эти изменения вызвали большой общественный резонанс и сыграли (существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственной и схематичной картине И.С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Вновь популярным жанром становится плакат. В художественном и документальном кинематографе перестроечных дет появля­ется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе. «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары. «Холодное лето пятьдесят третьего» А. Прошкина. Огромную роль в культурной и обще­ственной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя»,  «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой популярностью пользовался еженедельник «Аргументы и факты».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизион­ные публицистические передачи, такие как «Взгляд». «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд».  Неоднозначны результаты перестройки в сфере образования. С одной стороны, гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе: слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни шкальные и вузовские программы и учебники, явно устаревшими были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские слеты, тимуровские отряды). Таким обра­зом, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах. С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. От­казываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были исполь­зовать весьма сомнительного качества новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось неподготовленным не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы.

Изжившие себя пионерская и комсомоль­ские организации были упразднены, но взамен им не было создано ничего нового. В большинстве случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя гимназиями, лицеями, колледжа­ми. Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали за границу. В еще большей степени проблема «утечки мозгов» стала актуальна для науки. Если исследования в прикладных областях в годы пере­стройки заметно оживляются, то фундаментальная наука начинает клониться к упадку, причинами которого стали трудности с финан­сированием, падение престижа и потеря понимания социальной зна­чимости работы ученого в обществе. Вполне очевидно, что наряду с несомненным положительным эффектом, который принесла демократизация (обретение насле­дия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни), нельзя не за­метить и отрицательных следствий не вполне продуманных реформ углубление кризиса в системе образования,  упадок фундаментальной науки).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...