Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство

609724

К концу Гражданской войны на территории бывшей Российской империи сложился сложный конгломерат государственных образований, в той или иной мере связанных с Советской Россией. Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония фактически прекратили связи с РСФСР. Иные формы и иные результаты имели процессы самоопределения на Украине и в Белоруссии. На большей части Украины в результате вооруженной борьбы установилась советская власть.

Украина получила значительные полномочия и право вступать в дипломатические отношения с другими государствами. В Белоруссии процесс консолидации искусственно созданного белорусско-литовского союза был прерван польской агрессией, в результате которой западная часть Белоруссии была оккупирована, а в восточной образована БССР. Закавказские республики (Грузия, Армения и Азербайджан) поддерживали связи с РСФСР. В целом они не стремились отделиться от России, но пытались сохранить свой суверенитет. Смирившись с потерей западных областей, большевики не допускали возможности независимости Украины, Белоруссии и закавказских республик.

Накануне образования

В Азербайджане в апреле 1920 г. после ухода англичан местный Военный революционный комитет при поддержке Красной Армии взял власть в свои руки. Такая же модель была использована большевиками в Армении и Грузии. В 1920—1921 гг. были образованы Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, власть в которых принадлежала большевикам. В ноябре 1921 г. Грузия, Армения и Азербайджан объединились и образовали ЗСФСР.

На территории РСФСР в это же время активно шел процесс создания автономий. В 1918 г. были созданы первые национально-областные объединения — Туркестанская Автономная Советская Социалистическая республика (ТАССР), Трудовая коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крым). В период Гражданской войны отдельные образования были ликвидированы (Северо-Кавказская советская республика, Донская республика), другие же создавались заново. В марте 1919 г. была провозглашена Башкирская  Автономная Советская республика, в 1920 г. — Татарская и Киргизская автономные республики, образовались Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская автономные области. В 1921—1922 гг. провозглашены Казахская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская автономные республики.

Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК большевистской партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы по сравнению с другими, запрещали создание новых автономий. Так, казачество, про-живавшее компактно (войсками), повсеместно было лишено права на автономию. Наделение горцев (ингушей, чеченцев) землей сопровождалось принудительным переселением в другие районы целых станиц с казачьим населением, «провинившимся перед Советской властью» (по словам Сталина). Казачьи округа были ликвидированы вначале на Северном Кавказе, а затем в других районах России. Не были учтены интересы и русского населения. При Наркомнаце более двух десятков комиссариатов защищали интересы поляков, латышей, евреев, мусульман и др. Такого права были лишены только русские.

Сосредоточение власти в руках одной партии на огромных пространствах бывшей Российской империи создало объективные предпосылки для образования единого государства. До 1917 г. большевики выступали сторонниками сохранения крупного централизованного унитарного государства, допускающего в его рамках национально-территориальную автономию отдельных народов. По этому принципу фактически шло строительство РСФСР, хотя в Конституции 1918 г. было заявлено о федеративном устройстве Советской России.

Проекты Сталина и Ленина

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b420Сложившийся в годы Гражданской войны военный союз различных республик, сохранившиеся еще со времен царской России структура экономических связей, единая транспортная сеть, всероссийский рынок, а затем единая форма власти (Советы), единая правящая партия (больше-виков), единые вооруженные силы (Красная Армия) объективно позволяли большевикам решить вопрос о создании единого государства. Однако пути решения этого вопроса вызвали серьезные разногласия между В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Сталин выдвинул идею так называемой «автономизации», сущность которой заключалась в том, что все независимые советские республики (речь шла об Украине, Белоруссии и закавказских республиках) входят в состав РСФСР на правах автономий (опыт их создания внутри РСФСР уже был). Однако такое решение вызывало протест у руководства этих республик, особенно в Грузии и на Украине.

Ленин выступил с критикой сталинского проекта и предложил создать союз государств на федеративной основе путем заключения договоров между суверенными республиками и образования ряда общих органов власти и управления. Им же было предложено название страны — Союз Советских Социалистических Республик. Борьба двух концепций (ленинской и сталинской) в решении национального вопроса во многом носила тактический характер. Выдвинутый Лениным принцип федерализма был удобен в период неустойчивого состояния советской власти. Сталинский принцип в большей степени соответствовал марксистской установке на денационализацию и создание в перспективе унитарного государства. Формально принимая ленинский принцип федеративного устройства, большевики реально проводили курс на создание унитарного государства и на последовательное сворачивание прав республик до уровня автономий, как и планировал Сталин.

Объединение  в единое государство

В 1922 г. была начата практическая работа по объединению советских республик в единый союз. 22 февраля 1922 г. всеми советскими республиками было подписано соглашение о передаче РСФСР права представлять их интересы на конференции в Генуе. Это был новый шаг к дипломатическому объединению. Встал вопрос об упорядочении экономических, а затем и политических связей. В августе 1922 г. для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП(б) создал специальную комиссию под председательством И. В. Сталина. Комиссия рассматривала все предложения республик. Однако партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новое государство. В декабре 1922 г. Съезды Советов во всех советских республиках после широкого обсуждения на местах поддержали предложение о создании СССР.

Утром 30 декабря 1922 г. делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд, вошедший в историю как I съезд Советов СССР. При этом 94,1 % делегатов съезда были коммунистами. Съезд принял важные конституционные документы — Декларацию и Договор республик об образовании СССР. На их основе была разработана первая Конституция СССР. Она была утверждена II съездом Советов СССР, который проходил 26 января — 2 февраля 1924 г. В Основном Законе провозглашалась добровольность объединения республик, их равноправность, свобода выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР. Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, а между сессиями — Всесоюзный Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК). Специфические интересы многочисленных народов должна была представлять первая палата — Совет национальностей. Общесоюзные вопросы решались второй палатой — Советом Союза.

Председателем Совнаркома СССР был утвержден В. И. Ленин, но из-за болезни он так и не приступил к работе. В 1924 г. на этот пост был назначен А. И. Рыков. Конституция СССР установила Государственный герб и флаг СССР. Столицей государства была избрана Москва.

Первоначально СССР образовали четыре республики — РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР. В последующие годы в состав СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР (1925 г.), Таджикская (1929 г.), Казахская и Киргизская ССР (1936 г.). В 1936 г. ЗСФСР была распущена и вместо нее образованы три республики — Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Реальным следствием принятия Конституции 1924 г. стала резкая централизация союзных органов власти и прежде всего партии, ставшей теперь не только носителем классового начала, но и гарантом целостности огромного государства. Конституция сыграла важную роль в интеграции распавшейся Российской империи в унитарное государство нового образца. Идеям регионального сепаратизма и национализма, носителями которого являлись некоторые местные партийно- государственные элиты, была противопоставлена концепция мощной центральной власти, имею-щей наднациональный характер. В своей политике централизации власти партия использовала тот же набор методов, что и самодержавие, — русификацию национальных культур, с одной стороны, и включение национальных элит в центральную политическую элиту — с другой.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...