Образование, его значение для личности и общества

kniga

Другой важнейшей формой духовной жизни общества является образование. Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц. 3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

I. Общее образование:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование (1-4 классы);

3) основное общее образование (5-9 классы);

4) среднее общее образование (10-11 классы).

II. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (ПТУ, колледжи, техникумы, училища и проч);

2) высшее образование (университеты, академии, институты);

III. Дополнительное образование

Включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. (художественные школы, секции и студии, центры дополнительного развития  и т.д.)

Функции образования:

  1. Экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности.
  2. Социальная — социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности.
  3. Культурная — использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.

Школа несет ответственность перед обществом и государством за до­ступность, качество образования, его соответствие современ­ным научным воззрениям. В Законе РФ «Об образовании» образование характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства. Главный ориентир личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на образование — одним из фундаментальных прав личности. Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Одним из показателей личностного и общественного зна­чения образования является человеческий интеллектуаль­ный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, опыта. Чем значительнее такой капитал, тем обычно значитель­нее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо­вательно, социальный статус и достоинство человека, удов­летворенность благополучием своим и своей семьи. В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучи­ем. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа­тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается край­не медленно, особенно в организациях, состоящих на госу­дарственном бюджете.

Общие тенденции в развитии образования:

  1. Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
  2. Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах → удлинение сроков обучения
  3. Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
  4. Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
  5. Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
  6. Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
  7. Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

 

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...