Налоги

1_5255375c7fdb85255375c7fdfc

В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, ис­точником денежных ресурсов государства служат, прежде всего, налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов постепенно формируется в последние годы и в России. Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал. Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домо­хозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия кото­рой определяют законы страны.

Поскольку налоги — основной источник государствен­ных средств, то они выполняют важные для экономики функции:

  • фискальную (аккумуляция средств в госбюджет);
  • регулирующую (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);
  • контролирующую (наблюдение за деятельностью эко­номических субъектов);
  • социальную (перераспределительную);
  • экономическую (стимулирование развития экономи­ки, активизация предпринимательской деятельности за счет ослабления налогового бремени).

Поэтому налоги могут оказывать противоположное воз­действие на производство и представляют собой, тонкий инструмент госрегулирования. Посредством специально настроенного налогового механизма государство может воз­действовать на экономику и решать определенные соци­альные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять доходы и т. п.

Наличие у налогов регулирующей функции признается практически всеми экономистами. Однако по поводу мас­штабов их регулирующего воздействия: от отдельных ло­кальных экономических процессов до макроэкономики в целом — мнения экономистов существенно различаются.

Отрицательно относятся к росту воздействия государ­ства на экономику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной политики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства так называемые «фискалисты» (дирижисты).

Впервые общие принципы налогообложения сформули­ровал Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он предложил рассматривать три источника налогов: ренту, прибыль и заработную плату, и исходил из следующих принципов налогообложения:

  • равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
  • определенность, означающая четкость, ясность, ста­бильность норм, ставок налогообложения;
  • простота и удобство взимания налогов для налогопла­тельщиков;
  • неотягощенность, т. е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

Важнейшей функцией налоговой политики является также регулирование расходов негосударственного сектора для обеспечения полной занятости рабочей силы и полного использования ресурсов капитала. Для успешной реализации этой функции государство формирует налоговую систему, которая представляет собой законодательно установленные виды налогов, источники их уплаты, объекты налогообло­жения, ставки налогов, регулярность налогообложения и совокупность органов, осуществляющих сбор налогов.

Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших эконо­мических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты. Под системой налогообложения страны понимают:

  • перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;
  • методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;
  • методы организации сбора и использования налогов;
  • круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.

Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответ­ствии с которыми она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной как источник получения доходов государства. Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО произво­дить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось, но каждое государство стремится к нейтральности налогообложения, сокращая, например, до минимума всякого рода льготы по уплате одного и того же налога для разных плательщиков.

Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить. Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в соб­ственности, платит раз в год. Величина этого налога пока соизмерима с почтовым уведомлением о его уплате. Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же воп­росы: что облагать налогами (какова основа налогообложения) и какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения). Механизм сбора налогов совершенствовался челове­чеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действо­вавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов на­логообложения, которые использовались и в конце XX в.

Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества. Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимав­шийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, кото­рый обязаны платить все граждане.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накап­ливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собрав­шиеся у них суммы налогов государству. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья, налог на добавленную стоимость (НДС), а так же пошлины.

Акцизные налоги широко распространены во всем мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель. Исполь­зование акцизных налогов (особенно когда оно сочетается с разумной экономиче­ской политикой в других сферах) позволяет укрепить бюджет и дать стране средства для развития.

Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государствен­ная пошлина. Например, государство берет с россиян пошлину за:

  • оформление свидетельств о браке и рождении детей;
  • выполнение процедуры расторжения брака;
  • подтверждение права на получение наследства;
  • принятие жалобы к рассмотрению в суде;
  • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке. В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федераль­ные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюд­жеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муни­ципальных органов власти.

Федеральные налоги включают налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос); налог на операции с ценными бумагами; платежи за пользование природными ресурсами: за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами; налог на прибыль организаций; налоги, служащие источником образования дорожных фон­дов: налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспорт­ных средств; государственную пошлину; налог с имущества, переходящего в поряд­ке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на игорный бизнес; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; налог на добычу полезных ископаемых.

Виды региональных налогов: налог на имущество предприятий; лесной налог; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог; реги­страционный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской дея­тельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граж­дан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно­ правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, соверша­емых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными акта­ми о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за откры­тие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения.

В основе механизма налогообложения лежат став­ки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом чрезвычайно спорным всегда является вопрос о том, какова должна быть количественная величина этой ставки: должна ли она быть единой либо меняться по какой-то схеме. В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налого­вых ставок:

  • прогрессивную;
  • пропорциональную;
  • регрессивную.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины об­лагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, напри­мер, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.

В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка на­логообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохо­да, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.

Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркаль­но по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложе­ния по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Рег­рессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуж­дены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогооб­ложение. В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов. Перечисленное выше разнообразие способов налогообложения не случайно. Оно порождено необходимостью создания в каждой стране такой системы сбора налогов, которая воспринималась бы обществом как более или менее справедливая.

Существуют два подхода к обеспечению налоговой справедливости — горизонтальная справед­ливость и вертикальная справедливость. Горизонтальная справедливость предполагает равное налогообложе­ние равных доходов. Напротив, вертикальная справедливость — это система налогообложения, при которой применяются различные налоговые ставки в зависимости от уровней дохода. Каждая из систем налогообложения имеет свои достоинства и недостатки. В связи с этим они часто используются в рамках комплекса налогов, так как прак­тически все страны мира собирают доходы с помощью не одного, а многих различ­ных налогов. Размер налогообложения зависит от того, решение каких задач общество воз­лагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно госу­дарству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно под углом этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложе­ния и масштаб налоговых изъятий. Хотя система налогообложения имеет древние корни и опыт человечества в этой сфере огромен, по сей день не утихают споры.

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...