Культурное развитие русских земель и княжеств

kyltyra

В XIIв. начинается развитие новых культурных центров. Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в обособлении от Киева наиболее развитых земель,  становившихся самостоятельными княжествами. Наиболее ярко эти процессы проявились в летописании. В самом начале XIIв. (1113г.) в киевской земле монахом Киево-Печерского монастыря Нестором создается Повесть временных лет. Текст летописи представляет собой связное  литературно-историческое производение, в котором нашли отражение не только событийная канва,  но и религиозно-философские воззрения, политическая идеология, этика и подробности повседневной жизни. Продолжает развиваться летописание в Новгороде. Важно, что наряду с городами,  в которых летописи велись уже на протяжении столетий, в начале XII в. возникает летописная традиция там, где раньше ее не было – во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях. Много нового появляется в литературе. Литература XII-XIIIвв. весьма разнообразна как по жанрам, так и по тематике.  «Слово о полку Игореве» считается одним из самых свободных от церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185г.).  Автор слова выступает за единство Русской земли, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и риск, без поддержки других князей, в погоне за добычей и почестями.

Не менее интересно «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125гг.). на склоне жизни он пишет наставления своим детям, готовя их к нелегкому труду правителей земли. Мономах вспоминает свою жизнь и дает читателю возможность представить и понять, каким же должен быть настоящий князь. Образованный, смелый, деятельный, истинно верующий – таким предстает княжеский идеал в «Поучении». Непременная черта настоящего князя – забота о русской земле. По мнению Мономаха, ради единства Руси князья обязаны оставить личные обиды и братоубийственные ссоры.

К XIIв. Также относится первое описание путешествия в русской литературе. Это рассказ о паломничестве («Хождение») игумена Данила в Святую землю, т.е. в Иерусалим. Развитие агиографического (житийного) жанра  в начале XIII в. ознаменовалось формированием Киево-Печерского Патерика – сборника рассказов об истории основания Киево-Печерского Патерика – сборника рассказов об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах. Подвижническая жизнь которых составила его славу. Особняком в литературе стоит «Моление» или «Слово» Даниила Заточника.

Существенные изменения происходят в архитектуре. Несмотря на то, что  Киев по-прежнему сохраняет роль культурного центра Руси, во многих землях возникают свои, отличающиеся  от столичных разновидностей, храмы. Начинается формирование самостоятельных архитектурных школ. Базовой моделью для строительства по-прежнему служит крестово-купольная конструкция, но конкретные воплощения ее варьируются. Новгородская школа тяготеет к суровой строгости форм, монументальной мощи композиции, простоте убранства. Храмы строились из местного камня – известняка, который достаточно трудно поддается обработке. В результате стены новгородских храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную «скульптурную» пластичность  и особую одухотворенность. Наиболее  известными постройками новгородской школы являются Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный мастером Петром (1119г.),  и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198г.). эта последняя церковь знаменита еще и фресками, которыми были расписаны ее стены. Новгородские мастеры смело преобразовывали традиции византийского иконописания. В XIIIв. в Новгороде складывается своеобразная живописная манера. Многое в ней было заимствовано из народного искусства. Живопись была построена на контрасте ярких цветов. Характерной особенностью этих икон был красный фон, на котором с особой силой звучали чистые цвета синих, белых и желтых одеяний святых.

1

Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом    

Совсем в ином  русле развивалась архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Масштабное строительство здесь было развернуто князем Андреем Боголюбским. При нем в г. Владимире возводится большой Успенский Собор (1160г.). город Владимир соперничал великолепием с Киевом. В середине XIIв. В нем были построены «Золотые ворота». Князь Андрей строит себе загородную резиденцию – Боголюбово, от которой до настоящего времени сохранились лишь небольшая лестничная башня и церковь Покрова на Нерли (1165г.). строительство продолжалось и при преемниках Боголюбского. При Всеволоде Большое Гнездо был возведен Дмитровский собор (1197г.). В Дмитровском соборе наиболее четко проявились характерные черты владимирской архитектуры. Стены были украшены резьбой, в которой растительный орнамент сочетается с фигурами библейских персонажей и фантастических зверей. Традиции белокаменной резьбы нашли свое выражение в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском (1234г.) – храм был покрыт каменными узорами от фундамента до купола. Интересными новшествами было ознаменовано развитие архитектурных школ Полоцка, Смоленска и Чернигова. Сначала в Полоцке, а затем в Смоленске и Чернигове была выработана новая концепция пространственной организации архитектурных объемов храма. Обычному крестово-купольному храму придавалась особая устремленность ввысь, был найден архитектурный образ стремительного вертикального движения.  Такие храмы называют столпообразными. Классическим воплощением идеи столпообразного храма считается Спасо-Преображенский собор Ефросиньского монастыря в Полоцке (зодчий Иоанн, 1159г.), собор Архангела Михаила в Смоленске (конец XIIв., зодчий Петр Милонег). Таким образом, к XIIв. Византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением Руси, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство.

2

Слева направо: Церковь Покрова-на-Нерли, Золотые ворота во Владимире, резиденция Боголюбово. Все постройки — вторая половина XII в.

Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Однако традиция не прервалась. Более того, вряд ли можно говорить о сколько-нибудь заметном влиянии монгольской культуры на русскую. Батыево нашествие стало основной темой в литературе. Один из первых откликов на произошедшее – «Повесть о разорении Рязани Батыем». В «Повести» описывается гибель Рязани и рода рязанских князей. Мотив героической смерти  является ведущим в литературе. Посвященный нашествию. Не  менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром. Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.) является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского». Составленное в конце XIIIв.  Самостоятельное значение  имеет «Слово о погибели земли русской» — небольшое произведение, которое  древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к этому житию.

Прошло более сотни лет и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед. Откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» — поэтическое произведение, созданное рязанским боярином Софонием. «Задонщина» проникнута гордостью за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.  Со второй четверти XIVв. Был составлен «Летописец Великий Русский», а в 1408г. по инициативе митрополита Киприана —  Троицкая летопись, ставшая основой последующего московского летописания. С самого начала московское летописание было тесно связано с процессами объединения русских земель вокруг Москвы, выполняло функцию идеологического обеспечения этих процессов. В нем нашли яркое выражение идеи политической консолидации. Летописцы стремились показать роль Москвы как общерусского центра, собирательницы Руси. Те же идеи нашли отражение в «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых возводится к Августу-кесарю» — римскому императору Октавиану Августу. Чрезвычайно велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Огромное значение для культурного и общественного развития в XIVв.  Имела деятельность подвижника и реформатора Сергия Радонежского. Им был основан Троицкий монастырь (Троице-Сергиева лавра), воплотивший в себе новые принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям, в которых  монахи жили на особицу, сохраняя при себе все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий инокам образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили трудом и пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь.  Житие святого преподобного Сергия было написано монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премурым.

В середине XIVв. начинается возрождение русской архитектуры. Раньше всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия.  Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов. В Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и купеческих артелей, здесь монументальное зодчество с самого начало приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было украшение Кремля. В 1367г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) – белокаменный Кремль.

Высочайшего уровня достигает на рубеже XIV-XV веков русская живопись. Расцвет иконописного искусства в рассматриваемый период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Феофан Грек (1340-1410) – выходец из Византии, приехавший на Русь уже зрелым мастером. Работал в Новгороде, затем в Москве. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице – единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, ему также приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле. Художественная манера Феофана ярко индивидуальна, узнаваема, отличается экспрессивностью и темпераментом. В палитре преобладают «пробела» — блики, нанесенные мазками чистой белой краской на оранжево-коричневую основу.

Андрей Рублев (1360-1430) – величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Первое летописное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405г., когда они вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывают Благовещенский собор Московского Кремля (не сохранившийся до сегодняшнего дня). Кисти Рублёва принадлежат иконы так называемого «Звенигородского чина» (Спас, Архангел Михаил и апостол Павел). В 1408г. Андрей Рублев и Даниил Черный заново расписывают древний Успенский Собор во Владимире. До нашего  времени дошли фрагменты фресок и часть иконостаса. Самым известным произведением Рублёва является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420г.), произведение, наполненное глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение трех склонённых ангелов вписано в круг,  подчиняющий себе всю композицию, исполненную внутренней гармонии.

Одигитрия смоленская. Дионисий

Андрей Рублев. Троица

Продолжателем рублевской традиции в московской иконописной школе был Дионисий (1440-1503). Им были расписаны церкви в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях. Известность и  славу мастера он получил уже при жизни. В 1481г. он выполняет почетный заказ: оформление кремлевского Успенского собора. С тех пор Дионисий становится олицетворением официальной столичной традиции в искусстве. Композиции его произведений отличаются строгой торжественностью, светлыми красками, удлиненностью фигур. Высокий уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное совершенство произведений, создаваемых иконописцами XIV-XVвв. Позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху, по многим параметрам созвучную эпохе европейского Предвозрождения.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...