Гражданское общество и правовое государство

England Prime Minister Margaret Thatcher in September 1980. (AP Photo)

На фото Маргарет Тэтчер — 71-й премьер-министр Великобритании (Консервативная партия Великобритании) в 1979—1990 годах. Первая женщина, занявшая этот пост, а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства. Премьерство Тэтчер стало самым продолжительным в XX веке. Получив прозвище «железной леди» за резкую критику советского руководства, она воплотила в жизнь ряд консервативных мер, которые многие именовали как «тэтчеризм».

Под правовым государством понимается такая организа­ция политической власти, которая создает условия для на­иболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помо­щью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Основополагающий принцип правового государства — вер­ховенство права в обществе. Он означает решение всех вопро­сов общественной и государственной жизни с позиций права, закона. Право имеет наибольшую возможность выражать об­щественные интересы, облекая их в форму законов. Право де­тально регламентирует компетенцию органов государства. Право, в отличие от других социальных норм (морали, обы­чаев, традиций, религиозных норм), носит формально опреде­ленный (письменный) и общеобязательный характер.

Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. Например, в 90-е гг. в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов. Однако правовое государство цементирует не столько уг­роза применения санкций, сколько согласие большинства людей добровольно исполнять предписания законов. В правовом государстве должны действоватъ правовые законы: гуманные, справедливые, закрепля­ющие права человека.

Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность — еще один признак правового государства. Наивно думать, что эти права (право на жизнь, на достойное суще­ствование, на свободу совести, мысли, слова и пр.) дарует че­ловеку государство. Они принадлежат ему от природы и яв­ляются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода — возможность действовать в различных сферах общественной жизни: экономической, по­литической, социальной, культурной, личной (частной). Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь друго­го человека, а тем более покушаться на нее. Иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого,  превращается в одностороннюю привилегию

Для правового государства характерны демократические, соответствующие законам процедуры формирования власти, действует принцип разделения государственных властей. Его сущность в том, что ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждая из них осу­ществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другой ветви. Такое разграни­чение направлено на то, чтобы удержать власть от возмож­ных злоупотреблений. Вместе с тем если ни одна из трех вет­вей государственной власти не выйдет на первое место, то механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится из силы развития в силу торможения. В правовом государстве верховное положе­ние занимает законодательная власть, ибо именно она обле­кает в закон политические решения. В качестве гарантии от всевластия какой-либо ветви при их взаимодействии высту­пает так называемая система сдержек и противовесов.

Принимая законы и другие политические решения, госу­дарство берет на себя конкретные обязательства перед лич­ностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конститу­ционные обязанности. Следовательно, для правового государ­ства характерен принцип взаимной ответственности государ­ства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают адми­нистративный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дис­циплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответст­венность должностных лиц государства любого уровня за на­рушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент.

На правовых нача­лах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, со­ответствовать тяжести совершенного проступка. Отметим, что к началу XXI в. с развитием международ­ной интеграции классическая теория правового государства была дополнена новым положением. Его суть — подчинение национальных правовых систем международному праву. Итак, основными принципами правового государства яв­ляются: верховенство права в обществе, разделение государ­ственных властей, взаимная ответственность государства и личности, приоритет норм международного права.

Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои част­ные интересы и цели, например в материальном благополу­чии, семейной жизни и пр. Удовлетворение частных интересов приводит к возникно­вению связей и взаимодействий между индивидами и соци­альными группами, порождая определенные институты, на­пример семью, творческие союзы, потребительские органи­зации и пр.

Так складывается гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни. Напомним, что здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. Они взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством равноправные партнеры.

Предпосылки возникновения гражданского общества:

  • Экономические — частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция
  • Социальные — большой удельный вес в обществе среднего класса
  • Политико-правовые — юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм
  • Культурные — обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

Структура гражданского общества:

  • Политические партии и лоббистские (от англ. lobby — кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти
  • Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.)
  • Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
  • Научные и культурные организации, спортивные общества
  • Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы
  • Независимые средства массовой информации
  • Церковь
  • Семья

В России гражданское общество находится в стадии ста­новления. Ускорению этого процесса призвана способство­вать реформа местного самоуправления. Под местным самоуправлением понима­ется негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообще­ством при самостоятельном решении населением вопросов местного значения. Согласно новому законодательству, органы местного са­моуправления формируются на двух уровнях. Во-первых, на уровне городов (городских округов — городов регионального значения) и районов (муниципальные районы). Во-вторых, на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими посе­лениями.

Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанав­ливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня — благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почто­вых ящиков в домах и пр. Органы местного самоуправления муниципального района решают задачи межпоселенческого характера. Их полномочия разграничиваются с полномочиями органов государственной власти. Например, федеральный центр и субъекты РФ обеспечивают муниципальные районы медицинскими и образова­тельными услугами. Но на самих муниципальных районах ле­жит ответственность за ремонт школы или поликлиники. Города, являющиеся самостоятельными муниципальны­ми образованиями (т. е. не входящие в состав других муни­ципальных образований), наделяются статусом городского округа. Они исполняют одновременно полномочия как посе­ления, так и муниципального района.

Таким образом, раз­ные уровни местного самоуправления с учетом их реальных возможностей наделяются разным объемом компетенций. Новые муниципальные образования должны иметь свои бюджеты, которые формируются из средств налоговых по­ступлений. Распределение этих средств ориентировано на со­здание условий для успешного решения местным самоуправ­лением своих задач, на поддержание наиболее депрессивных территорий. Вводится также новая концессиональная модель муници­пального хозяйства. Суть ее в том, что органы местного самоуправления предоставляют инвесторам возможность вкладывать средства, но оставляют муниципальную собствен­ность (например, ЖКХ) у себя. Такая модель называется ин­вестиционным соглашением.

Инвестор вкладывает средства, получает прибыль, но с истечением срока договора собствен­ность остается муниципалитету. Эффективная деятельность местного са­моуправления, разнообразных добровольных объединений характеризует гражданское общество как саморазвивающее­ся плюралистическое общество. Оно является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каж­дого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными уси­лиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее. В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Государство прямо не вмешивается в дела граж­данского общества, а обеспечивает условия для его нормаль­ной жизнедеятельности, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

Развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно — то самое окно, о котором го­ворят: «Откроешь — шумно, закроешь — душно». «Откры­тое окно» — это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он осуществ­ляется в различных формах. Это медиаконтроль, т. е. кон­троль со стороны средств массовой информации. Это и пар­тийный контроль, в первую очередь со стороны полити­ческой оппозиции. Своеобразной формой общественного кон­троля является система социального партнерства. Суть ее — в предоставлении широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, со­ветников, консультантов при разработке того или иного вла­стного решения. Оперативная и адекватная оценка общест­венного мнения, его учет органами власти — важнейший фактор, повышающий эффективность властных институтов.

Функции гражданского общества:

  • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
  • Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
  • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
  • Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

 

Something is wrong.
Instagram token error.
Еще...