ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

обществознание молодёжь как социальная группа

Ключевые слова: молодежь, молодежь как социальная группа, кого принято называть молодежью, молодежь: особенности социального и психологического положения, молодежь как демографическая группа

 

КРАТКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ (НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ 24 ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)

1. Молодёжь как социологическое понятие.

2. Особенности положения молодёжи как социально-демографической группы:

  • переходность положения;
  • высокий уровень мобильности;
  • освоение новых социальных ролей;
  • наличие перспектив в профессиональном росте.

3. Социально-психологические особенности молодёжи:

  • неустойчивость психики;
  • внутренняя противоречивость;
  • низкий уровень толерантности;
  • стремление отличаться от других;
  • наличие специфической молодёжной субкультуры.

4. Молодежные субкультуры и их виды:

  • хиппи
  • панки
  • готы
  • стритрейсеры
  • рэперы
  • аниме
  • инди
  • хипстеры и др.

5. Основные проблемы современной российской молодежи:

  • сокращение численности молодёжи в структуре населения;
  • рост молодёжной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;
  • ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

6. Государственная молодёжная политика РФ и ее основные направления:

  • развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию государственной молодёжной политики;
  • поддержка и развитие ценностно-мотивационных ориентации, досуга и самоопределения молодёжи;
  • государственная политика по формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодёжи;
  • государственная поддержка молодых семей;
  • государственная поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  • государственная поддержка молодёжи с ограниченными возможностями здоровья;
  • государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

 

Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств

 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

 

Социальные отношения обществознаниеБиосоциальная сущность человека

 

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

В современной социологии существует целое направление, которое изучает молодежь как особую социально-возрастную группу, отличающуюся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Это направление называется «социология молодежи».

Эта группа исследователей главный акцент ставит на молодости как переходном периоде от детства и юности к социальной ответственности.

Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества.

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.

Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

МОЛОДЕЖЬ ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ НА ТРИ ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ

14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление   других биологических систем организма.   Для  этого  возраста  характерны  максимальные диспропорции  в уровне   и   темпах   физиологического   и   психологического   развития.   Это   в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

17-24   лет   –   юношество.   Биологически   это   период   завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно новой  профессиональной  учебы.   В этом возрасте активно развивается процесс вторичной социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется  диапазон общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и ответственности.

25-30 лет – зрелая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной  и, возможно, семейной  жизни,  а также участия  молодежи в политических, социальных и экономических   отношениях    оформляется собственная идентичность. Молодые люди этого возраста уже вышли на рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок недвижимости и начинают постепенно задавать определенные тренды в их развитии. Постепенно они становятся активными преобразователями социальных, экономических и политических систем.

 

5afd8f790cc630caf3497d58154cf38f

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Особого внимания заслуживает проблема молодежи как этап созревания личности. Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно.

В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития. Это было обусловлено рядом причин.

Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

Во-вторых, усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В результате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки.

В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше).

 

КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ВЛИЯЕТ НА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

 

ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Молодость — время формирования мировоззрения и гражданского сознания, выбора жизненных ориентиров, адаптации к миру взрослых, овладения профессией, достижения экономической независимости, осознания разных видов ответственности.

Социально-психологические качества молодежи обусловлены ее промежуточным положением в структуре общества.  Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:

  • высокий уровень социальной мобильности;
  • активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;
  • освоение профессий и перспективы карьерного роста;
  • усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;
  • территориальная подвижность;

Общность социальной позиции — уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.  Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие другие.

 

 

КАК ФОРМИРУЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 

ВЫСОКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И АДАПТИВНОСТЬ

Молодежь – наиболее мобильная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев – ответственности за семью и т.п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми профессиями.

Высокая мобильность молодежи имеет большую экономическую ценность. Так, территориальное распределение и перераспределение рабочей силы из числа молодежи экономически выгоднее, чем семейных работников старших возрастов. Мобильность молодежи приобретает также высокую ценность в связи с необходимостью территориальной подвижности населения в условиях ограниченности вакансий в ряде регионов.

Так как ведущей деятельностью молодых людей является профессиональное обучение, трудовая деятельность, либо то и другое вместе, важным социально-психологическим ресурсом начинает выступать качество и уровень освоения норм отношений между людьми (деловых, межличностных и др.), а также профессионально-трудовых умений, уровень профессионального мастерства. Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи.

Благодаря этим видам деятельности молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовые умения. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, максимально работоспособен, поэтому прогресс в различных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи.

Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в трудовой деятельности (интеллектуальной, физической); усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование (в том числе в новых областях – в области менеджмента, маркетинга, экологии и пр.).

Таким образом, важнейшим адаптационным ресурсом молодежи является степень социальной, экономической, психологической независимости молодого человека, степень ответственности за собственные жизненные выборы. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на молодого человека принятым им решением.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ

ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

ПОЗНАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЗНАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПЛАН ТЕМЫ И ГЛАВНЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ВИДЫ ЗНАНИЙ

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЁ КРИТЕРИИ

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СПЕЦИФИКА. ПЛАН ЗАДАНИЯ 24 В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА