ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ (МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ)

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Ключевые слова: этнические группы, этносоциальные конфликты, межнациональные конфликты и пути их разрешения, межнациональные конфликты, межнациональные конфликты и какие они бывают, способы решения межнациональных конфликтов, этносоциальные конфликты и их виды, типы, ксенофобия, национализм, шовинизм

 

Тема “Этносоциальные конфликты (Межнациональные конфликты и пути их разрешения)” является весьма непростой при её изучении в курсе обществознания за 11 класс.

Поскольку этносоциальные конфликты попадают на ЕГЭ часто, давайте разберемся в этой теме подробнее. Для начала мы рекомендуем вам запомнить краткий план темы, который вам понадобится при выполнении задания 28 ЕГЭ по обществознанию. 

 

Межнациональные отношения — это совокупность отношений между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства, либо отношения между различными нациями

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ”

 

КРАТКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ “ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ” (“МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ”)  НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ 24 ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Понятие межнационального конфликта.

2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:

  • неравенство в уровне жизни;
  • территориальные споры;
  • принадлежность к разным конфессиям;
  • различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т.д.

3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:

  • этнический (защитный);
  • державно-государственный;
  • бытовой и т.д.

4. Формы национализма:

  • расизм;
  • шовинизм;
  • геноцид;
  • апартеид;
  • ксенофобия.

5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:

  • признание существования межнациональных проблем;
  • взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;
  • переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;
  • использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.

 

1280px-Surikov_Pokoreniye_Sibiri_Yermakom

 

ПОНЯТИЕ ЭТНОСИЦАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Прежде чем разбираться с большой проблемой, обратимся к определению понятия этносоциальные конфликты (межнациональные конфликты).

Этносоциальный (межнациональный) конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

Этническая дифференциация в современном мире протекает в разных формах. Например, после распада СССР появилось около десятка новых государств.  Этнический конфликт это всегда большие противоречия, причем противоречия разного характера, начиная от мелочно-бытовых и заканчивая историческими и конфессиональными спорами.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Каждый народ живет в определенных социально-экономических и политических реалиях. Какие-то народы имеют большую территорию (например, русские, китайцы, индийцы и др.), а каким-то народам исторически своей территории не хватало (все помним, что Первая и Вторая мировые войны начинались отчасти потому, что немцы сетовали, как им не хватает жизненного пространства). Поэтому одной из основных причин начала этнических конфликтов являются территориальные причины. 

Иногда большие конфликты развязываются и за богатства, за возможность овладения теми или иными ресурсами. Такие причины принято обозначать экономическими спорами и притязаниями. Экономические причины этносоциальных конфликтов проявляются и в том, что государства “воют” за рынки сбыта, колониальный центры и т.д. Таковым, например, было соперничество Англии и Франции в XVIII в., которое проявилось в ходе Семилетней войны (1756-1763 гг.)

Существуют и особые социальные причины. Например, угнетаемое население требует равенства прав и свобод. Обычно этими проблемами озабочены приезжие мигранты, которые часто обвиняют правительства национальных государств в отсутствии равенства во время устройства в найм, поступления в колледж, академию или университет. 

 

ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 17, 18, 19 И 20. ПРИМЕРЫ И КРИТЕРИИ 

 

Нередки в современном мире и конфликты на культурной почве. Разница в быту, образах жизни нередко “сталкивает между собой” представителей различных этносов. Например, сегодня нередки протесты со стороны европейского и американского сообщества против китайских фестивалей собачей кухни. Или протесты против арабских правил ношения женщинами хиджаба, который нередко воспринимается как нелепый пережиток или ущемление женщин по половому признаку. Эти противоречия сложно разрешить, т.к. в их основе лежат многовековые обычаи и традиции, которые в эпоху глобального мира столкнулись лицом к лицу.

Существует и ряд дополнительных проблем, которые могут привести к большому или малому этносоциальному (межэтническому) конфликту:

  • Различный уровень жизни
  • Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
  • Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в отношении к религиям
  • Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
  • Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
  • Прошлые взаимоотношения народов, давние конфликты на протяжении истории

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 

 

Для появления межэтнических конфликтов необходимы определённый сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей чувства растерянности и дискомфорта у людей, обречённости и даже потери смысла жизни на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови.

 

image002 (1)

 

История знает и случаи распространения державно-государственного национализма. Например, на рубеже XIX-XX вв. Александр Третий и Николай Второй проводили политику русификации, направленную на насаждение русской культуры, быта, языка, религии на территории Польши, Прибалтики и Финляндии. Эта политика не просто провались, но и вызвала существенное отторжение к русской культуре, развитию русофобства на этих территориях Российской Империи во многом потому, что «насаждалось» силой государства и его принудительного аппарата.

 

БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ 

 

КСЕНОФОБИЯ

Неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как неприятного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира». К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «желтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора.

Так ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «желтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами».

 

ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ ЭЛИТ

 

ШОВИНИЗМ

Идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу «не такой — чужой — чужак — враг».

 

РАСИЗМ

Для существования расизма — предубеждения, основанного на социально значимых физических различиях, — принципиально важным является понятие расы. Расист — это человек, считающий, что некоторые люди стоят выше или ниже других в силу особенностей, связываемых с расой.

 

АПАРТЕИД

Вплоть до последнего десятилетия XX в. в Южной Африке господствовал апартеид — система насильственной расовой сегрегации. При апартеиде каждый житель Южной Африки подпадал под одну из четырех категорий: белые (потомки европейских иммигрантов), «цветные» (люди, предками которых были представители более чем одной «расы»), азиаты и черные.

Меньшинство белых южноафриканцев, составлявшее около 13% населения, управляло небелым большинством. Небелые не имели права голоса и не были представлены в центральном правительстве. Сегрегация была обязательна на всех уровнях жизни общества, от мест общественного пользования, таких как туалеты и железнодорожные вагоны, до соседства по месту жительства и школ.

Миллионы черных жителей страны были согнаны в так называемые homelands — резервации подальше от главных городов — и работали в качестве временных рабочих на золотых и алмазных приисках, кочуя с места на место.

 

ПРАВО: ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

 

ГЕНОЦИД

Это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую  группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
  • изъятия детей из семьи;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.

 

5

 

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В XXI в

В век глобализации и быстрых социальных перемен все возрастающее число государств сталкивается и с большими преимуществами, которые дает этническое разнообразие, и одновременно с серьезными проблемами, с которыми оно сопряжено.

Первый путь — это ассимиляция, которая означает, что иммигранты отказываются от своих исконных обычаев и действий и формируют свое поведение в соответствии с ценностями и нормами большинства населения.

По мнению сторонников ассимиляции, иммигранты должны изменить свой язык, одежду, образ жизни и культурные воззрения, для того чтобы интегрироваться в новый социальный порядок.

Так, в Соединенных Штатах, которые сформировались как «нация иммигрантов», на многие поколения иммигрантов оказывалось давление, чтобы они «ассимилировались» таким образом и многие из детей иммигрантов стали в результате более или менее полными «американцами».

В Соединенном Королевстве политика также была преимущественно направлена на ассимиляцию иммигрантов в британское общество.

 

УГРОЗЫ XXI ВЕКА: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 

 

Вторая модель — это модель «плавильного котла». В соответствии с этой моделью традиции иммигрантов не устраняются в пользу традиций, преобладающих у исконного населения, как это происходит при ассимиляции, но смешиваются с ними и образуют новые развивающиеся модели культуры. При этом в общество не только «привносятся» извне другие культурные ценности и нормы, но создается также многообразие, по мере того как этнические группы приспосабливаются к более широким социальным окружениям, в которых они оказались.

Третья модель — эта модель культурного плюрализма. С точки зрения культурного плюрализма наиболее благоприятным является путь, который способствует развитию подлинно плюралистического общества — общества, где многочисленные различные субкультуры признаются в равной степени ценными.

При плюралистическом подходе группы этнических меньшинств рассматриваются в обществе как равноценные партнеры, понимая под этим, что они обладают одинаковыми правами с этническим большинством населения. Этнические различия уважаются и приветствуются как необходимые компоненты национальной жизни государства в целом.

Соединенные Штаты и другие западные страны являются плюралистическими во многих отношениях, но этнические различия ассоциировались в них по большей части с неравенством, а не с равным, но независимым членством в национальном сообществе.

 

Пройти тесты ЕГЭ по истории вы можете здесь и здесь.

Пройти тесты ЕГЭ по обществознанию вы можете здесь и здесь.

Вот здесь у нас практика к ОГЭ по обществознанию и тесты базового уровня.

А уже здесь базовые тесты по истории для сдающих ОГЭ по предмету и хорошая практика для начала погружения в большой материал.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 

МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ  

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 

СЕМЬЯ И БРАК

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ 

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА