СО СТРАНИЦ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ: ИСТОРИК ДАНИЛОВ О ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНАХ И ИХ ПОВСЕДНЕВНОМ БЫТЕ

vida-en-una-aldea-eslava

Учебников по истории России каждый год выпускается немало, однако пока одним из самых качественных трудов по древней истории славян для школьников является учебник древней истории России под редакцией Данилова. Тема сегодняшнего дня — восточные славяне: их обыденная жизнь и возникновение государства.

Индоевропейская народная и языковая группы

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились к постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно некоторые группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на несколько языков.

Примерно II тысячи лет тому назад произошло выделение балто-славянских индоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

В V веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном — до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточную, западную и южную.

Восточные славяне заселили в VI—VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.

 Перший-суспільний-поділ-праці-відокремлення-скотарства-від-землеробства - копия

Деятельность

 Основным занятием восточных славян было земледелие. По большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных чернозёмных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощённая земля примерно 20—30 лет не обрабатывалась до восстановления её плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной — боронили. Её делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажал и репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание мёда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, служили основным средством обмена, т. е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремёсла — выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

 Перший-суспільний-поділ-праці-відокремлення-скотарства-від-землеробства

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки (по некоторым данным исследователей позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника). Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному сговору с ней (умыкали) и потом платили за неё выкуп родителям. У знатных людей существовал также обычай многоженства, а после смерти мужа одна из его жён должна была следовать за ним в могилу. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести.

Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам озёр и рек. Жили они семьями в домах-полуземлянках площадью 10—20 квадратных метров. Стены домов, скамьи, столы, домашнюю посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-чёрному — складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил не через печную трубу, а прямо в отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Славяне были храбрыми воинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

др

Культ

Восточные славяне были язычниками, т. е. поклонялись многим богам. Они смотрели па природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии (одновременно войны и оружия), Стрибог — повелитель ветра, Волос (Велес) — покровитель скотоводства, Мокошъ (Макошь) — божество плодородия и др.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (Щур, домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще тёмного леса обитал лесной дух — леший.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов.

Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов — идолы.

Чтобы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях — даже людей.

У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

 Славянский-город-Смил-Slavic-city-Smil--752x440

Власть

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться.

Кровнородственную общину сменила соседская (территориальная) община — вервь. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.

Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Переспит действовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел.

Вопросы, требовавшие согласования всех общин, решались на племенном вече, а проблемы, касавшиеся всех племён, выносились на обсуждение представителей племён.

У восточных славян не было специальных отрядов профессиональных воинов. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население — народное ополчение, которое строилось но десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

фффффффффф

Соседи

Восточно-Европейская равнина до появления восточных славян была заселена другими народами. Мощные восточнославянские племена подчинили себе некоторые малочисленные народы, заставляли их платить дань. В то же время часть славян платили дань более сильным соседним племенам.

Славяне заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников.

Потомки ираноязычного скифосарматского населения, обитавшие в бассейне реки Южный Буг, па землях в среднем и нижнем течении Днепра, оказали большое влияние на славян. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, богатырь, боярин, хата, собака, топор и др.). Иранские имена носили некоторые славянские языческие божества — Хорог, Стрибог. А бог Перун имел балтское происхождение.

В VIII веке часть восточнославянских племён, обитавших близ степей, — полян, северян, вятичей и радимичей — покорили хазары, заставив их платить дань — «по горностаю и белке от дыма», т. е. с каждого дома.

Важную роль в жизни восточных славян играли их отношения с Византийской империей — культурным, сильным и экономически развитым европейским государством того времени. В 860 году Константинополь и его окрестности подверглись внезапному нападению неизвестных воинов. Они приплыли на 200 ладьях с северных берегов Чёрного моря и называли себя росъ или русъ. Так Византия познакомилась с восточными славянами.

Таким образом, в V—VIII веках огромные просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие.

Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе, все вопросы решали сообща.

Восточнославянские племена жили в окружении многих народов. Некоторые из них оказали значительное влияние на язык, культуру и быт восточных славя н.

Образование государства

 Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Образование государства — это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный, т. е. закономерный, результат разложения родоплеменного строя. Предпосылки, т. е. предварительные условия создания государства, складывались у восточных славян на протяжении нескольких столетий.

В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение стала иметь торговля. Через заселённые ими земли по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Чёрным). Конечным пунктом этого великого водного пути была богатая Византия — место прибыльной торговли. Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мёд и воск лесных пчёл и другие дары леса у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии, Хазарии и даже Багдада. Там они меняли эти товары на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие. Таких людей, главным занятием которых стала торговля, называли купцами.

торговые и военные ладьи

Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. Купеческие караваны грабили степные кочевники — печенеги, которые в начале IX века прорвались через Волгу, сквозь хазарские поселения, и обосновались на широких степных просторах Причерноморья. Под их контролем находилась вся нижняя часть Днепра.

С развитием торговли в центральных племенных посёлках, расположенных на водных путях, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты, куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам. Постепенно эти поселения превращались в города: Киев — у полян, Чернигов у северян, Смоленск и Полоцк — у кривичей, Любви — у радимичей, Новгород — у ильменских ело вен и др.

Купцы вели здесь торг, заводили склады для товаров, формировали торговые караваны. В городах собирались ремесленники.

Горожане нуждались в хлебе и других продуктах. Земледельцы везли теперь излишки продуктов в город, на продажу. Под прикрытие крепостных стен сельское население устремлялось и в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. В городах собирались люди из разных мест. Здесь было неважно, являлся ли человек кривичем, вятичем или радимичем, он становился ремесленником, торговцем или дружинником. В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями, требовались единые для всех правила поведения.

Таким образом, развитие торговли и городов привело к формированию новых порядков, отличных от тех, которые существовали в родоплеменном обществе. Возникла необходимость в появлении нового органа власти, способного регулировать отношения между людьми и защищать торговые интересы и территорию славян от врагов.

Появление княжеской власти у восточных славян. О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, нам рассказывает древнерусская летопись «Повесть временных лет». Но до сих пор историки не могут прийти к единому мнению по поводу происхождения первых русских князей и самого слова «русь». Многие историки считают, что они были норманнами («северными людьми»), выходцами из Скандинавии. В конце VIII—IX веке вооружённые норманнские отряды совершали торговые и завоевательные походы в разные страны Европы. Они вторглись и в северо-западные земли восточных славян. не найдя здесь больших богатств, скандинавские пришельцы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также ильменских словеп и кривичей. Получая в виде дани меха, мёд и другие товары, пользующиеся спросом, они стали вести активную торговлю на пути «из варяг в греки», вовлекая в неё и славянских купцов; заводили на землях восточных славян свои «торговые места», оседали здесь. Финно-угорские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам норманнов, называли их «роутси», отсюда «росы», или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять восточные славяне. Русы — это та часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. Проживая рядом со славянами, они постепенно смешивались с местным населением, перенимали их язык и обычаи.

Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды русов во главе с военачальниками — князьями (конунгами). Наёмных воинов восточные славяне называли варягами. Варяги были отличными мореплавателями, имели богатый военный опыт. Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и иные обязанности. Так как в подчинении городов находились территории, населённые различными племенами, то князей всё чаще стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. Ведь они не были связаны ни с одним племенем, но в то же время имели общий со всем населением интерес, защищая славянскую землю от врагов. К тому же у князей была возможность при помощи своего войска заставить подчиниться непокорных. Постепенно из руководителей наёмных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалованья постоянную и более высокую плату — дань.

Образование государственных центров   

Согласно «Повести временных лет», в 862 году восточно-славянские и финноязычные племена, проживавшие на северо-западе, прекратили платить дань варягам и изгнали их «за море», т. с. в ту землю, откуда они пришли. Однако очень скоро племена рассорились, дело дошло до вооружённых столкновений. В это время на их земли стали нападать другие враги. И тогда собрались представители всех племён на вече и решили послать своих послов «за море» к знакомым варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда [управления] в ней нет. Да пойдите [приходите] княжить и володети нами». На приглашение откликнулся князь Рюрик. Он обосновался со своей дружиной в городе Ладоге. Так в северо-западных землях возникло крупное объединение (княжество), центром которого стал построенный Рюриком новый город — Новгород.

В первой трети IX века отряды русов появились и на юге. Знатные воины Рюрика Аскольд и Дир по Великому торговому пути отправились в столицу Византии Царьград. Спустившись вниз по Днепру, они увидели раскинувшийся на трёх холмах город. Это был центр полян Киев, который, по преданию, основали три брата: Кий, Щек и Хорив. Жители Киева платили дань хазарам, к тому же их «обижали» древляне и .другие племена. Поляне пригласили в город варяжские дружины (возможно, сначала сюда прибыл Аскольд, а Дир несколько позже). Русы освободили полян от хазарской зависимости. Более того, став правителем Киева, Аскольд принял титул хакана, демонстрируя тем своё равенство с правителителем Хазарии. Затем варяги вступили в борьбу и с другими «обидчиками» полян — древлянами, печенегами, булгарами.

Так в IХ веке сложились два крупных восточно-славянских объединения, в которых правили приглашённые князья. Одно находилось на севере, в Приильменье, с центром в Новгороде, другое — на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве.

В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, он двинулся в поход на юг. По пути Олег подчинил себе землю кривичей, на которую претендовали южные князья. Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города князей Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил «матерью городов русских», столицей своих земель. В дальнейшем он победил ближайших соседей полян древлян. Затем князь разгромил хазар и освободил от их зависимости северян и радимичей.

В результате объединения двух главных центров восточных славян — южного во главе с Киевом и северного во главе с Новгородом — образовалось государство, получившее название Русь. Поскольку это было первое, самое древнее государство восточных славян, то историки называют его Древнерусским государством или Киевской Русью.

Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался на своё войско — дружину. Дружинники нередко жили с князем под одной крышей, ели с одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной во всех делах.

Все племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем договор, в котором они обязывались уплачивать дань мехами, а также хлебом и другими продуктами.

С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал приготовленную дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем.

убийство аскольдом и диром олега

Племена были обязаны также в случае войны собирать для князя ополчение. Общерусским ополчением руководил воевода. Он был вторым лицом после князя.

В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола. Решения принимались громкими криками согласия или несогласия — большинством голосов.

В некоторых землях сохранялись свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборных старейшин и начальников народного ополчения — тысяцких. Местные князья нередко использовали любую ситуацию, чтобы избавиться от власти Киева, вернуть свою независимость.

Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Государство это появилось как закономерный результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточнославянских племён, и было ускорено внешним фактором — нападением варягов па северо-западные земли и хазар на южные. В Древнерусском государстве сохранились элементы родоплеменного управления.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *