ЛИБЕРАЛИЗМ — ИДЕОЛОГИЯ ВЫБОРА, ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ

anywalls

Либерализм как политическая идеология ассоциируется, прежде всего, с такими привычными понятиями и категориями как «идея», «самоценность отдельно взятой личности», «свобода», «конкуренция», «выбор». Эта идеология провозглашает и пропагандирует индивидуальную свободу, принципы свободного рынка и свободной конкуренции, равенства возможностей, систему разделения властей, сдержек и противовесов, гарантию основных прав и свобод личности, всеобщее избирательное право и т.д.

Либерализм — это выстраданная в революциях и реформах идеология, которая зародилась на рубеже XVII-XVIII вв. Поворотным пунктом в формировании либерализма и размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени стала Великая французская революция конца ХVIII в. В ее главном политико-идеологическом документе – Декларации прав человека и гражданина 1789 г. – емко и полно даны четкие формулировки тех идей, ценностей и установок, которые стали мощным оружием борьбы со старым порядком.

У истоков либерализма стояли такие мыслители, как Дж. Локк, Л.Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Т. Джефферсон и др. 1776 в своей работе «The wealth of nations» Адам Смит заложил экономическую основу либерализма. Тогда лидирующим направлением в экономике был меркантилизм. Французская казна была пуста, министр финансов приглашает бизнесменов, чтобы решить вопрос «как поднять экономику? Что делать?» прозвучала фраза: «laiss faive» (отстаньте). Государство должно прекратить вмешиваться в дела экономики. Свободная экономика, рыночного типа. Томас Джефферсон сформулировал идею о том, какое правительство является наилучшим с точки зрения идеологии либерализма «That Government is best, that govers least» освобождение из удушающих объятий государства.

Дж. Локк 1690 г  вс воей работе «Два трактата о правлении» отмечает, что «все индивиды рождены свободными и обладают естественными правами (на жизнь, свободу и собственность), право на собственность – основное из прав, остальные производные, т.к. жизнь и свобода – это разновидность собственности. Государство – ограниченное гос-во в его отношении с обществом, оно не подавляет общество, а является ночным сторожем, служебным инструментом обществом». В целом, либеральное мировоззрение, которое первоначально получило название классического либерализма, с самого начала тяготело к признанию индивидуальной свободы. Свобода и достоинство человеческой личности, право на различие и индивидуальность – эти ценности и идеи составляют сущность либерализма. Как подчеркивал один из его отцов-основателей Дж. Локк, каждый индивид – «хозяин самому себе». Его последователь Дж. С. Милль сформулировал эту мысль в форме следующей аксиомы: « Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Таким образом, можно выделить основные элементы этой идеологии:

  1. Индивидуализм – равенство всех индивидов, право на отдельно взятую идентичность, позволить индивидам расцветать, развиваться в пределах своих возможностей;
  2. Свобода ( она имеет приоритет над справедливостью и властью);
  3. Разум;
  4. Равенство (вера в фундаментальное равенство, все индивиды рождены свободными, равенство стартовых возможностей и т.д);
  5. Толерантность ( каждый индивид имеет право на собств мнение, другие индивиды призваны признавать законность, значимость этого мнения, плюральность взглядов.);
  6. согласие ( все отношения в обществе должны строиться на основе согласия, система правления – на основе управляемых на подчинение, а не на подавлении, силе);
  7. Конституционализм.

Философия либерализма основывается на следующих главных идеях:

  • свободы личности, которая сама определяет цели и характер своей деятельности и одновременно несет полную ответственность за ее результаты;
  • индивидуализма как основополагающего морального принципа;
  • возможности познания сущности «естественного порядка» (гносеологический оптимизм) и создания разумного социального порядка путем сознательных усилий;
  • возможности воздействия на человека не прямым способом, а через среду, условия, в рамках которых он свободен.

Экономические идеи:

  • незыблемость частной собственности являются основой социального и духовного прогресса общества;
  • свободный рынок и конкуренция представляют универсальный механизм развития общества, которые побуждают объективно-экономическим, а не административно-командным способом повышать эффективность производства;
  • государство не должно вмешиваться в экономику, что выражается в лозунге: «не мешайте действовать», который призывает к ликвидации регламентации экономической жизни и осуществления протекционизма (идея саморегулируемой экономики).

Политические идеи:

  • государство есть результат договора между народом и правительством, которые должны рассматриваться как партнеры, имеющие определенные обязательства по отношению друг к другу;
  • народ – источник власти;
  • основные институты власти должны формироваться посредством выборов;
  • право народа на революцию;
  • верховенство закона как принцип справедливого государственного устройства (идея правового государства);
  • равенство всех членов общества перед законом;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную и создание системы сдержек и противовесов между ними;
  • приоритет гражданского общества над государством, защищенность частной жизни человека от произвола государства.

Социогуманитарные идеи:

  • неравенство между классами носит закономерный характер и поэтому неизбежна конкуренция между ними, которая естественным образом приводит к победе сильных и гибели слабых, от чего общество только выигрывает;
  • государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства и оказывать помощь слабым слоям общества («государство – ночной сторож», его задача – лишь обеспечивать порядок и безопасность в обществе);
  • духовная жизнь общества должна быть построена на принципе идеологического плюрализма, который предполагает:
    • свободу мнений и убеждений;
    • терпимость к инакомыслию;
    • свободу от духовного подчинения церкви (свободу совести);
    • свободу от классовых, национальных предрассудков.

Доктрина раннего либерализма 

Одним из основоположников либерализма как политической идеологии выступал Джон Локк (1632-1704), который в труде “Два трактата о государственном правлении” изложил свое политико-юридическое учение. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”. Господствует равенство ,”при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь.

В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия : “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”. Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью. На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак.

Закон в подлинном смысле — отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “ управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”.

Законы тогда способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы.” Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его большая сила, которую составляет согласие большинства”. Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично- властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации — парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями с иностранными государствами.

Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия “отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние. Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски- монархическое устройство власти.

Неолиберализм (либеральный реформизм) и его основные концепции.

В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших и политическим реалиям второй половины ХХ в., заставило говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизация процедуры принятия управленческих решений. В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству стали отдавать предпочтение плюралистическим формам осуществления и организации.

И, видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и поэтому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.

В 30-е годы ХХ века сформировался неолиберализм, в рамках которого подверглась критике идея саморегулируемой экономики как самого эффективного варианта ее развития и были пересмотрены функции государства. Причины этого заключались в том, что стихийно развивающаяся экономика Запада на протяжении нескольких столетий периодически порождала экономические кризисы, результатом которых являлся спад производства, стремительный рост безработных. К тому же стало ясно, что стихийно происходящие процессы распределения доходов порождают огромное количество бедных, которые составляют основу нестабильности общества в целом, в том числе усиливают вероятность революционных потрясений.

Представители: Дж Кейнс, Дж. Роулз.

Основная идея неолиберализма, отличающая его от классического либерализма, заключается в признании позитивной роли государства в организации социально-экономической жизни и необходимости расширения его функций. Государство, по мнению теоретиков неолиберализма, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности общества, должно также осуществлять:

  • защиту предприятий, рынка от возрастающей угрозы монополизма посредством антимонопольного или антитрестовского законодательства;
  • разработку общей стратегии экономического развития;
  • социальную защиту уязвимых, слабых слоев общества (идея социального государства).
  • функцию субъекта определенной собственности в обществе (плюрализм форм собственности, возможности существования в обществе общественной собственности);

Роль либерализма в развитии современной цивилизации

Либеральная идея сыграла огромную роль в развитии современной цивилизации. Она стала идеологической основой преобразования общественно-политического устройства европейских стран – на смену феодальным монархиям пришли буржуазные республики. Эта же идея, пересмотренная под углом зрения интересов других социальных групп и прослоек, явилась движущей силой многих революций ХХ века.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *