ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: КАК СИСТЕМЫ ВЗГЛЯДОВ МЕНЯЮТ ОБЛАСТЬ ПОЛИТИКИ

1387269915_1351854

Политическая идеология – это упорядоченная система понятий, идей, представлений, в которых различные субъекты политических отношений (индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом) осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления и действия.

В ее содержании синтезируются результаты как научного познания социальной действительности, так и субъективного осознания людьми своих интересов, социально-политических позиций и устремлений.

Политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политической практики. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в систему убеждений и позиций человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. Без этого не может существовать никакое политическое движение, ни одна политическая партия.

Одним из главных субъектов политических отношений являются народы. Именно они выступают в качестве носителей определенных идеологических (идейно-политических) воззрений, в которых они осознают самих себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого сообщества и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. На протяжении своей истории каждый народ вырабатывает и определенную сумму идей относительно способов своего оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм своих взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Такую совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.

К общим, универсальным функциям любой идеологии относятся следующие:

  1. Информационно-познавательная, которая заключается в том, что любая идеология дает некоторую совокупность знаний об обществе, отражая его. И хотя, в сравнении с наукой идеология не всегда адекватно отражает общество, тем не менее, она позволяет составить определенное представление о нем.
  2. Функция выражения (представления обществу) интересов и устремлений определенных социальных групп (репрезентативная функция). Если класс, социальная группа имеет свою идеологию, то его интересы сформулированы, «проявлены» и становятся известны обществу. Только в этом случае данный класс может выступать в роли полноценного субъекта политических процессов.
  3. Ориентационная функция – через систему ценностей и идеалов, которые всегда имеются в идеологии, она предлагает конкретные цели и направления политического движения. Не случайно эта функция в литературе признается одной из главных и часто упоминается в определениях понятия «идеология».
  4. Мобилизационная функция – функция побуждения участников политики к определенным социальным действиям. Она связана с ориентационной функцией идеологии, но предполагает не только знание ориентиров, направлений действий, но и убежденность в их правильности и необходимости достижения. Идеалы, ценности, разделяемые субъектом, становятся мотивом их реальных действий (революций, реформ, митингов, шествий и т.д.).
  5. Интеграционная функция – идеология всегда способствует объединению, сплочению того класса, интересы которого она выражает.
  6. Воспитательно-социализирующая, которая проявляется в том, что та или иная идеология, создавая определенные общественные идеалы, обосновывая их значимость, формирует политическое сознание, политическую культуру индивидов.

Перечисленные выше функции идеологии могут рассматриваться как относительно самостоятельные. Любая идеология, как правило, проявляет свою значимость в сочетании различных функций.

В современной политологии выделят три типа политических идеологий: либерализм, консерватизм и социализм. Раскроем тезисы каждой из них.

Либерализм — ценности свободы и  непрерывной борьбы

Идеология либерализма формируется в XVII – XVIII веках в Западной Европе. Основными представителями данной идеологии являются Джон Локк, Адам Смит, Томас Гоббс, Шарль Луи Монтескье.

Философия либерализма основывается на следующих главных идеях:

  • свободы личности, которая сама определяет цели и характер своей деятельности и одновременно  несет полную ответственность за ее результаты;
  • индивидуализма как основополагающего морального принципа;
  • возможности познания сущности «естественного порядка» (гносеологический оптимизм) и создания разумного социального порядка путем сознательных усилий;
  • возможности воздействия на человека не прямым способом, а через среду, условия, в рамках которых он свободен.

Основополагающие идеи классического либерализма относительно устройства основных сфер общества.

Экономические идеи:

  • незыблемость частной собственности являются основой социального и духовного прогресса общества;
  • свободный рынок и конкуренция представляют универсальный механизм развития общества, которые побуждают объективно-экономическим, а не административно-командным способом повышать эффективность производства;
  • государство не должно вмешиваться в экономику, что выражается в лозунге: «не мешайте действовать», который призывает к ликвидации регламентации экономической жизни и осуществления протекционизма (идея саморегулируемой экономики).

Политические идеи:

  • государство есть результат договора между народом и правительством, которые должны рассматриваться как партнеры, имеющие определенные обязательства по отношению друг к другу;
  • народ – источник власти;
  • основные институты власти должны формироваться посредством выборов;
  • право народа на революцию;
  • верховенство закона как принцип справедливого государственного устройства (идея правового государства);
  • равенство всех членов общества перед законом;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную и создание системы сдержек и противовесов между ними;
  • приоритет гражданского общества над государством, защищенность частной жизни человека от произвола государства.

Социогуманитарные идеи:

  • неравенство между классами носит закономерный характер и поэтому неизбежна конкуренция между ними, которая естественным образом приводит к победе сильных и гибели слабых, от чего общество только выигрывает;
  • государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства и оказывать помощь слабым слоям общества («государство – ночной сторож», его задача – лишь обеспечивать порядок и безопасность в обществе);
  • духовная жизнь общества должна быть построена на принципе идеологического плюрализма, который предполагает:
    • свободу мнений и убеждений;
    • терпимость к инакомыслию;
    • свободу от духовного подчинения церкви (свободу совести);
    • свободу от классовых, национальных предрассудков.

Либеральная идея сыграла огромную роль в развитии современной цивилизации. Она стала идеологической основой преобразования общественно-политического устройства европейских стран – на смену феодальным монархиям пришли буржуазные республики. Эта же идея, пересмотренная под углом зрения интересов другого класса, явилась движущей силой социалистических революций ХХ века, начиная с Великой октябрьской революции в России.

Наиболее емко и доходчиво смысл либеральной идеологии сформулировал один из ее основоположников швейцарец Жан-Жак Руссо – «свобода, равенство, братство» всех людей на земле.

Либерализм ассоциируется с такими привычными понятиями и категориями, как идея самоценности отдельной личности, как необходимого условия индивидуальной свободы, принципы свободного рынка и свободной конкуренции, равенства возможностей, система разделения властей, сдержек и противовесов, гарантия основных прав и свобод личности, всеобщее избирательное право и т.д.

Либерализм формировался и развивался в различных социально-исторических и нациально-культурных условиях. Л является детищем общественно-политической мысли нового времени и буржуазного общения. Поворотным пунктом в формировании либерализма и размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени стала Великая французская революция конца ХVIII в. В ее главном политико-идеологическом документе – Декларации прав человека и гражданина 1789 г. – емко и полно даны четкие формулировки тех идей, ценностей и установок, которые стали мощным оружием борьбы со старым порядком.

У истоков либерализма стояли такие мыслители, как Дж. Локк, Л.Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Т. Джефферсон и др. 1776 в своей работе «The wealth of nations» Адам Смит заложил экономическую основу либерализма. Тогда лидирующим направлением в экономике был меркантилизм. Французская казна была пуста, министр финансов приглашает бизнесменов, чтобы решить вопрос «как поднять экономику? Что делать?» прозвучала фраза: «laiss faive» (отстаньте). Государство должно прекратить вмешиваться в дела экономики. Свободная экономика, рыночного типа. Томас Джефферсон сформулировал идею о том, какое правительство является наилучшим с точки зрения идеологии либерализма «That Government is best, that govers least» освобождение из удушающих объятий государства.
Дж. Локк 1690 г «Два трактата о правлении» «все индивиды рождены свободными и обладают естественными правами (на жизнь, свободу и собственность), право на собственность – основное из прав, остальные производные, т.к. жизнь и свобода – это разновидность собственности. Гос-во – ограниченное гос-во в его отношении с обществом, оно не подавляет общество, а является ночным творчеством сторожем, служебным инструментом обществом».В целом либеральное мировоззрение, которое первоначально получило название классического либерализма, с самого начала тяготело к признанию индивидуальной свободы. Свобода и достоинство человеческой личности, право на различие и индивидуальность – эти ценности и идеи составляют сущность либерализма. Как подчеркивал один из его отцов-основателей Дж. Локк, каждый индивид – «хозяин самому себе». Его последователь Дж. С. Милль сформулировал эту мысль в форме следующей аксиомы: « Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Таким образом, можно выделить основные элементы этой идеологии:

  1. Индивидуализм – равенство всех индивидов, право на отдельн., идентичность, позволить индивидам расцветать, развиваться в пределах своих возможностей.
  2. Свобода ( она имеет приоритет над справедливостью и властью)
  3. Разум
  4. Равенство (вера в фундаментальное равенство, все индивиды рождены свободными, равенство стартовых возможностей и т.д)
  5. Толерантность ( каждый индивид имеет право на собств мнение, другие индивиды призваны признавать законность, значимость этого мнения, плюральность взглядов.)
  6. согласие ( все отношения в обществе должны строиться на основе согласия, система правления – на основе управляемых на подчинение, а не на подавлении, силе)
  7. Конституционализм

Эти элементы могут усиливать друг друга, они взаимообуславливают друг друга.

В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших и политическим реалиям второй половины ХХ в., заставило говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизация процедуры принятия управленческих решений. В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству стали отдавать предпочтение плюралистическим формам осуществления и организации.

И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и поэтому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.

376e99f25f5a31dd725aa60de9f

Консерватизм — традиции и преемственность

Консерватизм формируется в XVIII веке в Западной Европе. Представители консерватизма: Жозеф де Мёстр, Эдмунд Бёрк, Луи де Бональд. Философия консерватизма включает следующие основные идеи:

  • человеческий разум ограничен в своих возможностях (гносеологический пессимизм);
  • признание нерушимости существующего порядка вещей, установленного свыше божественной силой;
  • отрицание неизбежности социального прогресса;
  • общество – организм и его нельзя перестраивать как машину, оно имеет хрупкую структуру;
  • свобода не имеет абсолютного характера, она относительна и допустима лишь в рамках необходимых ограничений;
  • интересы государства, нации выше интересов индивида;
  • прошлое, настоящее и будущее находятся в единстве, поэтому большое значение имеет сохранение наследия прошлого, религиозных традиций и ценностей. Отсюда главный принцип консерватизма – традиционализм: необходимость сохранения утвердившихся в обществе идеалов и ценностей.

Экономические идеи:

  • экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка;
  • государство не должно вмешиваться в экономические процессы.

Политические идеи:

  • понятие свободы чуждо человеку;
  • революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения;
  • демократия – наименее совершенная форма политической жизни;
  • обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующее образование и призвание;
  • государство должно иметь приоритет над обществом.

Социогуманитарные идеи:

  • важнейший фактор общественного порядка – социальное неравенство. Общество невозможно без иерархии (антиэгалитаризм);
  • социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения (особенно вертикальные) нежелательны;
  • равенство может быть только в области морали и добродетелей;
  • индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, не ожидая помощи со стороны государства.

Консерватизм представляет совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествен программам политических партий, называющих себя консерваторами.

Консервативная идеология противостоит идеалам либерализма и революционного радикализма в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма состоит в оправдании традиций и социальных институтов (патриархальной семьи, церкви, аристократии и т.п.), которые считаются проявлением «естественного закона», вырастают естественным историческим путем из естественной природы человека и общества.

Консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы. Основными идеологами консерватизма являются: Э.Берк, Н.М.Карамзин, К.Н.Леонтьев, С.Будёный и др.

Основными принципами и положениями идеологии консерватизма являются:

  1. принцип заведенного порядка вещей как «право давности». Согласно данному принципу, общество – продукт естественного исторического развития.
  2. основой гражданского общества является религия
  3. основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории.
  4. общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
  5. принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности.
  6. принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать.
  7. принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.
  8. принцип «меритократии», где власть должна принадлежать «естественной аристократии», т.е. наиболее достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
  9. принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, религиозные, национальные ценности и традиции. Актуальны и важны идеи местного самоуправления.

Важно отметить, что консерватизм выступает как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя. Она выступает лишь в защиту наличных, проверенных опытом и временем социальных институтов, когда они под угрозой. Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм – установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Наиболее эффективной основой управления государством является сочетание конституции с традицией. Идеологи-консерваторы отдают предпочтение идее практического действия, философии прагматизма, приспособлению обстоятельствам, т.е. оппортунизму. Прагматизм, оппортунизм, ориентация на компромиссы – важные установки консервативного мышления.

Таким образом, консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие.

agora-3

Социализм- равенство и справедливость

Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный, товарищеский) – идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения.

Развитие социалистической идеологии начинается с момента появление классового и имущественного неравенства и эксплуатации в человеческом обществе, т.е. еще с древних времен. В той или иной степени социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как: Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, А.Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Энгельс, Э.Бернштейн, А.Грамши, В.Ленин и других. Суть социалистической идеи – в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития. Социализм защищает право человека не только иметь (обладать) что-то в соответствии со своими заслугами и трудовыми усилиями, но и быть тем, кем ты есть. Отличие социализма как строя – в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки. Другое дело, что появилось оно на базе реальной практики строительства социализма в странах, социально экономически и культурно к этому не готовых, часто с использованием наиболее простых, как казалось, решений, уводивших далеко в сторону от достижения поставленных целей.

Основными её ценностями исторически являются справедливость, равенство, солидарность. Современные социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода.

В настоящее время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризируется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность – как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.

Утопический социализм — идейное течение, возникшее в период становления капиталистических отношений. Своим названием оно обязано книге Т. Мора «Утопия» (1516), описывающей некое государство, где благодаря мудрым законам и отмене частной собственности нет угнетения, лишений, каждый человек совершенен и трудится на общее благо. Преемник античных и средневековых мечтаний о равенстве, утопический социализм отражал стремление народных низов избавиться от нищеты, бесправия, эксплуатации правящим классом. Обличая буржуазный строй, социалисты-утописты пытались разработать принципы такой организации общества, которая навсегда покончила бы с нищетой, любыми проявлениями гнета, неравноправия, пороками и войнами. Неразвитость капиталистических отношений не позволяла отчетливо уяснить закономерности их возникновения и развития. Поэтому рассуждения социалистов-утопистов о способах ликвидации капиталистических порядков и создания идеального общества оставались умозрительными предположениями, в которых тем не менее было немало верных идей. Они полагали, что в правильно устроенном обществе производство будет вестись обдуманно, принося выгоду всем людям; исчезнут классы; каждый человек будет трудиться наравне со всеми, сочетая умственные и физические занятия; будут созданы условия для свободного и гармоничного развития личности; возникнут поселения, соединяющие лучшие стороны городского и сельского образа жизни. Одни из социалистов-утопистов настаивали на обобществлении частной собственности, считая ее главной причиной всех бедствий, и полном имущественном равенстве; другие придерживались принципа распределения по труду, допуская мысль о некотором имущественном неравенстве.

В 16—17 вв., когда буржуазные отношения лишь начинали формироваться, многие мыслители (Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла, Д. Уинстэнли и другие) верили в возможность установления более совершенных социальных порядков. Утописты, сторонники равенства, изображали «счастливые государства», в которых частная собственность утратила свою власть, нет праздных сословий, никто не обогащается за счет других.

Первые теории утопического социализма появляются в 18 в. Ж. Мелье, Г. Мабли, Морелли и другие, используя философию Просвещения, доказывали «противоестественность» существующего строя и правомерность создания нового, «разумного» общества. Они отстаивали абсолютное имущественное и политическое равенство, уничтожение любых привилегий. Поскольку в их эпоху уровень производительных сил был низким, они считали, что обеспечить каждого человека всем необходимым для жизни можно, только ограничив потребности людей. Поэтому их учения проповедовали аскетизм, уравнительство, «патриархальный» образ жизни.

Сегодня эти три классических типа политических идеологий продолжают претерпевать свою эволюцию. Однако сущность этих политических идей не перестает влиять на развитие и преобразование общества.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *