ТЕОРИЯ ПРАВА: ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

1464864311_vr-prinyala-novyy-zakon-o-sudoustroystve-i-statuse-sudey

Право неразрывно связано с укладом жизни людей, с той или иной цивилизацией, культурой, с традициями и обычаями народов. Поэтому в разных странах, на раз­ных этапах развития возникают неодинаковые правовые системы (правовые семьи) — целостные совокупности взаимосвязанных правовых норм, правил, регулирующих общественные отношения.

Правовая система складывает­ся постепенно. Отдельные элементы различных правовых систем существовали уже в древних Вавилоне, Индии, Китае, в более развитом виде — в Греции, но первая, хотя и незавершённая, правовая система (в ней не были разработаны отрасли публичного права) возникла в Дре­нем Риме (I в. до н. э. — III в. н. э.). В VII—XI вв. на базе в основном религиозных норм (с восприятием мно­гих обычаев) сложилась система мусульманского права. В Европе англосаксонская и романо-германская правовые системы сложились в XI—XIV вв. Существующие правовые системы (семьи) обычно охватывают группы стран. Англосаксонская система пра­ва применяется в Великобритании, США, Канаде, Австра­лии, Индии, во многих африканских странах — бывших колониях Великобритании. Романо-германская система (европейское континентальное право) действует в Герма­нии, Франции, Италии, Испании, в большинстве стран Латинской Америки и т. д. Правовые системы не остаются неизменными. В результате процессов интеграции и глобализации государ­ства воспринимают правовой опыт друг друга, происходит сближение различных правовых систем. Вместе с тем, поскольку своеобразие различных стран и народов сохра­няется, а иногда и возрастает, не только сохраняются разные правовые системы, но в них возникают новые пра­вовые явления.

Развитие науки и техники (транспланта­ция, генная инженерия, ядерная энергетика и др.) порож­дает новые правовые институты, неизвестные ранее. Хотя та или иная страна обычно относится к определённой пра­вовой системе, в своеобразных условиях разных стран од­на и та же система может приобретать свои особенности. В настоящее время в мире действуют основные право­вые системы: романо-германская, англосаксонская, му­сульманская. Примеры стран для первых двух систем представлены выше, мусульманская система в целостном виде применяется в Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Объединённых Арабских Эмиратах, Катаре, Омане, Бру­нее, некоторых других странах, частично в Марокко, Судане, её отдельные институты (иногда в изменённом виде) восприняты в Египте, Алжире и других странах. До 90-х гг. XX в. юридическая наука выделяла также соци­алистическую правовую систему. До краха социалистической системы на рубеже 80—90-х гг. она существовала во многих странах Европы и Азии (СССР, Албания, Болга­рия, Венгрия, Монголия и др.). Сегодня она сохраняется в Социалистической Республике Вьетнам, Китайской Народной Республике, Корейской Народно-Демократичес­кой Республике, Республике Кубе, Народно-Демократической Республике Лаос.

Романо-германская правовая систе­ма

Основные начала романо-германской правовой систе­мы сложились в XIII—XIV вв. в континентальной Европе. Эта правовая система сначала развивалась на основе рецепции (восприятия) римского права, а затем главным образом в результате королевского законодательства. От римского пра­ва было заимствовано деление права на публичное (относящееся к «общим» интересам, в настоящее время это конституционное, административное, уголовное и дру­гие отрасли права) и частное (в основном гражданское) право. Хотя в римском праве такое деление было обозна­чено, публичное право в нём не развивалось. Развитие романо-германской правовой системы связа­но в первую очередь не с судебной практикой (как в рас­сматриваемой ниже англосаксонской) и не с комментари­ями толкователей священных текстов (как в мусульман­ском праве), а с законодательством. Закон был и остаётся в романо-германской системе главным источником права. Хотя первая писаная Конституция была принята в США (1787), именно романо-германской школой права были разработаны положения об иерархии законов. Позже, в XX в., была создана концепция особых органов судебного конституционного контроля, осущест­вляемого конституционными судами и другими анало­гичными органами (конституционный контроль со сторо­ны судов общей юрисдикции стал впервые осуществлять­ся в США). Эта школа разработала современную триаду разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная), учение о роли соответствующих органов, кон­цепцию регламентарной власти — право высших органов исполнительной власти издавать акты, имеющие си­лу закона, если на это их уполномочивает конституция.

Судебная практика использовалась и используется для развития романо-германской системы права в неболь­шой степени, а в некоторых странах судебный прецедент (решение какого-либо «высокого» суда, которому должны следовать другие суды при рассмотрении аналогичных дел) вообще не применяется как источник правовой нор­мы. Комментарии юристов к законам публиковались и публикуются, но не считаются источником права, а ис­пользуются как обычные доктринальные (необязательные) разъяснения. Обычай играет незначительную роль. Если он приобретает длительный и устойчивый характер, его стремятся включить в закон или иные правовые акты. Правовые традиции в романо-германской правовой системе соблюдаются, но их роль не очень велика: они за­меняются законом, если в этом возникает необходимость. Основой правовой идеологии в данной системе, как и в англосаксонской, являются общечеловеческие ценности: свобода, равенство, права человека и гражданина, демо­кратия, народный суверенитет, политический и идео­логический плюрализм, местное самоуправление и др., а в последние десятилетия также социальное партнёрство, социальная справедливость и др.

Англосаксонская правовая система

Основы англосаксонской правовой системы были зало­жены в XI—XV вв. Британские колонисты перенесли её в Северную Америку, в другие колонии Азии, Африки, в Австралию. Она действовала там с изменениями наря­ду с «местным» правом. В отличие от романо-германской правовой системы англосаксонская система формирова­лась в условиях относительной феодальной централиза­ции, поскольку завоеватели создали более централизован­ную систему управления. Роль централизующего фактора в праве взяли на себя королевские суды, считавшиеся центральными судами. Их решения содержали общие пра­вила, нормы, которым следовали другие суды при реше­нии аналогичных дел (правило судебного прецедента, ко­торое окончательно утвердилось к XIX в.). Роль закона в создании правовой системы была сла­бее, чем в романо-германской правовой семье, и, хотя те­перь закон доминирует во всех странах англосаксонской системы, судебный прецедент сохраняет своё значение (особенно в самой Великобритании). В англосаксонской системе сложилась своя терминология, своё деление на отрасли права.

Деления права на публичное и частное в классическом понимании в англосаксонской системе нет. Основное деление права — это различие статутно­го права (законы), общего права (судебные прецеденты) и права справедливости (суды назначенного королём канц­лера, решавшие дела по справедливости, если не было со­ответствующего закона или судебного прецедента либо если закон и прецедент противоречили справедливости). Правда, сейчас это деление даже в самой Великобри­тании реформируется: канцлерские суды включаются в общую систему судов. Деление права на отрасли тоже своеобразно. По су­ществу, не признаётся деление на гражданское, трудовое, земельное и т. д. право, различаются право собственнос­ти, обязательственное право и др. Нет деления норм на императивные (обязательные) и диспозитивные (дающие сторонам правовых отношений возможность выбора свое­го поведения). Не применяются многие важные для романо-германского права понятия: юридического лица, не­преодолимой силы, препятствующей исполнению догово­ра, и др. Хотя теперь в странах англосаксонской системы (кро­ме Великобритании и Новой Зеландии) есть писаные конституции, понятия основного закона нет.

В Велико­британии все законы имеют одинаковую силу. Комментарии юристов, особенно труды выдающихся английских юристов, могут выполнять роль источника права: в обоснование своих решений суды ссылаются на них. Кодификации правовых норм в англосаксонской сис­теме не придаётся такого значения, как в романо-герман­ской. В самой Великобритании кодексы отсутствуют. В других странах они есть, но по отдельным вопросам. Обычно издаются не кодексы, а законы по наиболее важ­ным вопросам (о собственности, о наследовании и др.). Особенности имеют судебная система и процесс судопро­изводства. Судебную систему возглавляют верховные су­ды общей юрисдикции. Отсутствует целостная система специализированных судов, хотя некоторые её элементы заменяют отчасти трибуналы (их ранг ниже, чем у судов), созданные при соответствующих учреждениях из государ­ственных служащих и представителей общественности. По некоторым вопросам нельзя обращаться в суд, если де­ло предварительно не рассматривалось трибуналом. Прав­да, в США, Австралии есть и специальные суды. Для англосаксонской системы характерен высокий статус судей и судебной власти, он не ниже законода­тельной и исполнительной государственной власти. В право­сознании народа высоко ценятся традиции. Многие уч­реждения (сама монархия, кабинет министров, тайный со­вет), правовые понятия существуют по традиции.

Мусульманская правовая система

Мусульманская система действует только в немногих странах, да и в них в 90-х гг. XX в. приняты конституции, в какой-то мере отражающие влияние общечеловеческих ценностей. В других странах, считающихся мусульманскими (их око­ло 20), мусульманское право действует частично. Класси­ческое мусульманское право — это одна из сторон рели­гии ислама, шариат («путь следования»). Считается, что, соблюдая эти нормы, мусульманин попадёт в рай. Выделяется и собственно право — фикх, в нём нет правил об отношении к Аллаху (Богу), фикх регулирует отношения мусульман в мусульманской общине (умме), отношения людей друг к другу, но всё-таки и фикх не от­делён совершенно от религии. Составной частью права во многих мусульманских странах является адат (обычай). Многие народы (в том числе и в России) считают обычаи адата элементом мусульманского права.

Мусульманское право в своём классическом виде включает в свой состав только обычаи некоторых племён Саудовской Аравии. Основные источники мусульманского права — Коран и Сунна. Коран — поучения Аллаха, переданные людям через пророка Мухаммеда в VI — VII вв. Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда, со­ставленное сподвижниками после его смерти. Коран сто­ит выше конституции, поэтому в тех мусульманских странах, где есть органы конституционного контроля, они сначала проверяют закон на соответствие Корану, а затем конституции. Поскольку в Коране собственно правовых норм немно­го, то мусульманское право складывалось не посред­ством законов или судебных прецедентов, а путём доктринальных толкований священных книг мусуль­манскими богословами-юристами. Уже в XI—XII вв. были написаны первые книги ныне канонизированных мусульманских юристов. Поскольку толкования были раз­ными, сложилось несколько школ. Основной принцип классического мусульманского пра­ва — устройство общественной и государственной жизни должно соответствовать принципам халифата (строя, ко­торый сложился при Мухаммеде и четырёх «праведных халифах» после него). Главное в регулировании отноше­ний — не столько права, сколько обязанности правовер­ного перед Аллахом (например, пятикратная молитва в день). Судебного прецедента не существует, мнения авторитетов (авторитетных лиц мусульманского со­общества страны) должны учитываться. Структура права характеризуется архаичностью, казуистичностью. Хотя в новейших конституциях принцип равенства людей за­фиксирован, мусульманским правом он полностью не признаётся (допускается неравенство правоверных и не­верных, мужчин и женщин). Правосознание в странах мусульманского права опирается на религию ислама. Она считается универсальной, пригодной для всех народов. Правовые включения в мусульманское право из других правовых систем не допускаются. Если они есть, это трак­туется лишь как случайное совпадение.

Социалистическая правовая система

Социалистическая правовая система основана на принципах марксизма-ленинизма. В их ряду следующие:

  • право — средство для строительства социализма, а затем комму­низма;
  • руководящая роль коммунистической партии в об­ществе и государстве, что закрепляется конституциями;
  • господство в обществе марксистско-ленинской идеологии;
  • ликвидация частной собственности, связанных с ней «эксплуататорских» классов и господство социалистичес­кой государственной собственности;
  • диктатура пролетари­ата, затем общенародное социалистическое, но классовое государство;
  • отрицание концепции разделения властей и местного самоуправления («Вся власть Советам!»);
  • ограни­чение «эксплуататоров» в правах и использование прав и свобод гражданином только в интересах строительства со­циализма и коммунизма и др.

В настоящее время в некоторых сохранившихся социалистических странах допускаются отдельные исключения из этих принципов, например по вопросам собственности, диктатуры пролета­риата и др. Источники права в данной системе — законы и иные нормативно-правовые акты. Правовые нормы кодифициро­ваны. Прирождённые (естественные) права человека не при­знаются, считается, что правами человека (гражданина) наделяет государство.

Деление права на публичное и частное не признаётся. Характерно формальное декларирование независимос­ти судебной системы. Существует государственное планирование и центра­лизованное распределение товаров, экономика огосудар­ствлена (правда, в настоящее время допускается и частная розничная и оптовая торговля, частное предпри­нимательство), заработная плата централизована, устанав­ливается государством. Оппозиционных партий быть не должно, все общественные объединения находятся под руководством коммунистической партии. В государствен­ном строе действует система типа советов, которые рассматриваются как органы государственной власти, местное самоуправление отвергается. Парламенты есть, но они действуют не на постоянной основе (их члены работают и получают заработную плату по месту работы). Хотя на практике система тоталитарного социализ­ма приводит к подавлению личности, стагнации экономи­ки, некоторые социалистические лозунги (роль труда и трудящихся, социальная справедливость, планирование экономики и др.) были притягательными для людей и в переосмысленном виде теперь используются в ряде конс­титуций, в праве демократических стран.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *