Реформы П.А. Столыпина

Реформы Столыпина Новейшая история ЕГЭ ОГЭ Решать тесты по истории России Россия в 20 веке СССР

Ключевые слова: Реформы Столыпина, Петр Аркадьевич Столыпин, Реформы Столыпина: причины, предпосылки и их реализация, проблема малоземелья и реформы Столыпина, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по истории, последствия и итоги реформ Столыпина, Российская экономика в начале ХХ века, негативные последствия преобразований Столыпина, история 9 класс, 10 класс, 11 класс

 

ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

Начиная с 1906 г. огромную роль в политической жизни России стал играть министр внутренних дел, а затем премьер-министр  Петр Аркадьевич Столыпин.

Перед ним стояла двойная задача: беспощадная борьба с революцией и проведение назревших реформ. П. А. Столыпин прекрасно подходил для этой роли.

Он получил отличное образование (выпускник физико-математического факультета Петербургского университета), обладал большим личным мужеством, богатым опытом управления отдельными губерниями (исполнял обязанности гродненского губернатора, служил саратовским губернатором).

Он хорошо знал деревню: по окончании университета работал в Министерстве землеустройства, лично занимался делами своего поместья в Ковенской губернии. Столыпин был выдающимся оратором, легко мог найти общий язык с большинством депутатов Государственных дум.

Столыпин был убежден в необходимости укрепления монархии и государственности путем глубокого и последовательного реформирования общественного строя, усиления носителя реальной власти — крупного и мелкого собственника. Столыпин не боялся брать на себя ответственность за непопулярные меры.

 

ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂

 

Реформы Столыпина

 

НАКАНУНЕ СТОЛЫПИНСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b420

В 1906 г. в газетах одновременно появились два документа: программа мер по преобразованиям в различных областях и закон о военно-полевых судах.

Закон о военно-полевых судах вводил в качестве временной меры особые суды, состоявшие из офицеров, которые рассматривали факты очевидных преступлений.

Приговор приводился в исполнение в 24 часа. К тому же реформа 1861 г. нуждалась в продолжении.

Премьер хорошо знал положение в деревне, требования основных групп ее населения — помещиков, предпринимателей, крестьян. За 45 пореформенных лет из общины смогли выйти лишь 145 тыс. хозяев.

Контрреформы 1880—1890-х годов сделали практически невозможным выход крестьянина из общины. Необходимо было разрушить полунатуральный уклад жизни большинства сельского населения, осуществить техническое перевооружение труда земледельца. Не развязав этого «узла», страна не могла уверенно двигаться по пути модернизации.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

 

АГРАРНАЯ РЕФОРМА СТОЛЫПИНА

Аграрная реформа, для осуществления которой был принят ряд законодательных актов, проводилась по нескольким взаимоувязанным направлениям.

Крестьянин мог получить право свободного выхода из общины с последующим закреплением надельной земли в личную собственность. Формой ведения хозяйства мог стать хутор (с переселением из деревни) и отруб (с выделением в собственность отрубника части общинных земель, не подлежавшей переделу).

Для проведения всех необходимых переделов земли в уездах и губерниях создавались землеустроительные комиссии. 5 октября 1906 г. был издан императорский указ об уравнении крестьян в юридическом отношении с остальным населением.

Указ 9 ноября 1906 г. предоставлял каждому крестьянину право выхода из общины и закрепления в единоличную собственность всех участков земли, которыми он пользовался.

Основные положения Столыпинской аграрной реформы были позже закреплены законом, принятым Государственной думой в 1910 г.

 

Реформы Столыпина

 

КРЕСТЬЯНЕ СТАНОВЯТСЯ ЧАСТНЫМИ СОБСТВЕННИКАМИ

Государство стало активно помогать крестьянам в приобретении земли при помощи Крестьянского банка.

Банк скупал помещичьи и государственные земли, а затем перепродавал их на льготных условиях (или сдавал в аренду) крестьянам. За десять лет (на 1 мая 1916 г.) изъявили желание выйти из общины свыше 2,5 млн крестьянских хозяйств (22 % от общего числа).

Правительство также поощряло переселение крестьян. С 1907 по 1914 гг. в восточные районы (в основном в Сибирь) переселилось 3,5 млн человек. Однако свыше полумиллиона из них (16 %) не смогли обустроиться на новом месте и вынуждены были вернуться назад.

Значительное внимание стали уделять агрономической помощи селу. 

 

МЫ СОБРАЛИ БОЛЬШУЮ ПОДБОРКУ ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ НА МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ

 

СТОЛЫПИН И РЕФОРМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Столыпин придавал также огромное значение подъему культурного уровня народа.

Законом от 3 мая 1908 г. предусматривалось введение обязательного начального обучения детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 гг. бюджет народного образования увеличился вдвое, было открыто 50 тыс. новых школ, и их общее количество составило 150 тысяч.

 

 

ИТОГИ СТОЛЫПИНСКИХ РЕФОРМ

Реформа дала мощный толчок развитию сельского хозяйства. Повышалась продуктивность земледелия и животноводства, расширялись посевные площади, особенно под технические культуры, росло поголовье скота. Производство хлеба увеличилось почти на треть.

Объем вывозимого за границу хлеба в 1907—1912 гг. возрос на 46 % по сравнению с началом века. Вырученные средства шли на закупку машин для промышленности и других отраслей экономики, модернизацию сельского хозяйства.

Общая стоимость применяемых в деревне машин выросла с начала века почти в 4 раза, хотя по-прежнему широко использовались деревянные плуги, сохи и бороны.

Рост товарности и доходности крестьянского двора вел к укреплению сельской кооперации. К 1915 г. Россия по числу кооперативов вышла на второе место в мире после Германии.

Результаты реформы были значительными, однако, очень противоречивыми.

С одной стороны, рост экономики, личного благосостояния, с другой – социальный раскол, поляризация общества: резкий рост числа зажиточных и обнищавших крестьян. Безземельные крестьяне потянулись в город, пополняя ряды рабочего класса.

Вскоре сократился поток переселенцев, одновременно выросло число возвращавшихся в родные деревни разорившихся, озлобленных неудачей крестьян.

Переселенцы приносили с собой передовые формы хозяйства, способствуя внедрению машинной техники, росту производительности труда, втягиванию окраин страны в рыночные отношения.

 

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 

 

БОЛЬШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Таким образом, столыпинская реформа, резко ускорив экономическое развитие страны, реформа одновременно поставила ее перед необходимостью реформирования всех областей общественной жизни.

Для успеха столыпинских преобразований требовалось также проведение сопутствующих реформ в области государственного управления (расширение представительства предпринимателей в различных органах власти), национальных отношений, взаимоотношений конфессий, рабочего законодательства, социальной защиты беднейших слоев населения и т.д.

С 1911 г. реформа уже не получала необходимого продолжения, а с началом Первой мировой войны (1914 г.) практически приостановилась.

28 июня 1917 г. решением Временного правительства реформа Столыпина, рассчитанная на 20 лет, была отменена.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

РЕФОРМЫ 1860-1870-х гг.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

ПОЛИТИКА КОНТРРЕФОРМ АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО 

КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ

НАРАСТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. РЕФОРМЫ С.Ю. ВИТТЕ  

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ 

ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РОССИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ  

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 гг.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ  XIX – НАЧАЛЕ XX в. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. РУССКИЙ АВАНГАРД. РАЗВИТИЕ НАУКИ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА . ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ, РАДИКАЛЬНЫЕ, НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 

РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIX ВЕКУ