РАЗДЕЛ 6. ИСТОРИЯ XХ ВЕК

История. Древность и средневековье. Новое время. Новейшее время. Тесты

 

РАЗДЕЛ 6. ИСТОРИЯ XХ ВЕК

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ 17 В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ С ПОЯСНЕНИЯМИ И ОТВЕТАМИ

 

Чтобы успешно выполнить задание 17 в ЕГЭ по истории, при работе с теорией необходимо научиться выделять причинно-следственные связи. Ниже мы предлагаем типовые задания 17 экзамена ЕГЭ по истории, чтобы абитуриенты и преподаватели могли познакомиться с аналогичными заданиями и потренироваться перед написанием ЕГЭ по истории.

 

ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

1. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что развитию экономики России в начале XX века были присущи некоторые особенности, отличавшие ее от европейских стран. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. в экономике шло складывание государственно-монополистического капитализма;
2. широко внедрялся иностранный капитал;
3. экономика была многоукладной: частнокапиталистический уклад (фабрики и заводы), полунатуральный (крестьянский), мелкотоварное производство (кустари-ремесленники);
4. существовала высокоразвитая финансово-банковская сфера;
5. сохранялись феодальные пережитки в аграрном секторе.

 

2. В марте 1898 года образовалась Российская социал-демократическая рабочая партия. Однако уже в 1903 году в партии произошел раскол. Приведите не менее трех объяснений такого развития событий:
1. большевики и меньшевики опирались на различные положения марксизма;
2. по-разному оценивали политическую и социально-экономическую обстановку в России;
3. по-разному понимали принципы партийного строительства;
4. имели разное мнение по стратегическим и тактическим вопросам политической деятельности партии;
5. лидеры большевиков и меньшевиков стремились к полной власти над партией.

 

3. 27 января 1904 года японские корабли напали на русскую эскадру в Порт-Артуре, что явилось началом войны между странами. Приведите не менее трех причин такого развития событий:
1. Россия и Япония стремились к экономическому проникновению в Китай, рассматривая его как источник сырья и рынок сбыта своих товаров;
2. Россия и Япония стремились обеспечить свое влияние в Китае и Корее;
3. Россия получила контроль над Порт-Артуром – стратегически важным незамерзающим портом на Желтом море;
4. Россия построила через территорию Китая железную дорогу от Читы до Владивостока (КВЖД);
5. Российское правительство рассматривало возможную войну с Японией как средство отвлечь народ от революционных настроений.

 

 

4. 27 января 1904 года японские корабли напали на русскую эскадру в Порт-Артуре, что явилось началом войны между странами. В итоге Россия проиграла войну. Приведите не менее трех причин поражения России:
1. слабая подготовка России к войне, военно-техническое превосходство Японии;
2. поддержка Японии со стороны Великобритании и США;
3. несостоятельность высшего государственного и военного руководства;
4. отдаленность театра военных действий от главных баз снабжения при слаборазвитой железнодорожной сети на Дальнем Востоке.

 

5. 23 августа 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией. Приведите не менее трех условий данного соглашения:
1. Россия передавала Японии арендные права на Ляодунский полуостров и Порт-Артур;
2. Россия признавала Корею сферой влияния Японии;
3. Россия признавала Южную Маньчжурию (вплоть до г. Чанчунь) сферой влияния Японии;
4. Россия передавала Японии южную часть острова Сахалин;
5. Япония получила право вести ловлю рыбы вдоль русских берегов в Охотском море.

 

ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂

 

6. 23 августа 1905 года был подписан Портсмутский договор войну между Россией и Японией. Приведите не менее трех примеров итога войны для России:
1. ослабление позиций России на Дальнем Востоке;
2. рост общественного недовольства самодержавием, проигравшим войну;
3. подъем революционной борьбы и как следствие дестабилизация внутриполитической обстановки в России;
4. потеря большей части военно-морского флота.

 

ЗАДАНИЕ 18: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ” 

 

7. В августе 1904 года в условиях нарастающего социально-политического кризиса Николай II назначил министром внутренних дел князя П.Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными взглядами. За время руководства Святополк-Мирским министерством внутренних дел улучшились отношения власти с либеральной общественностью, началась подготовка мер по либерализации политического режима. Однако в январе 1905 года в России началась революция. Приведите не менее трех объяснений такого развития событий:
1. предлагаемые уступки были слишком незначительны и не могли удовлетворить общество;
2. Николай II не был готов к решительным преобразованиям;
3. время для реформ было упущено, полумерами погасить начавшиеся социальные и политические конфликты было нельзя;
4. авторитет власти был слишком низким и продолжал падать на фоне неудач в войне с Японией.

 

 

8. В начале января 1905 года «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой излагались жалобы рабочих. Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением:
1. бесправие рабочих;
2. низкая заработная плата;
3. продолжительный рабочий день;
4. отсутствие системы социального страхования;
5. тяжелые бытовые условия;
6. высокие штрафы, взимаемые с рабочих.

 

9. С начала 1904 года в России постепенно нарастал социально-политический кризис, вызванный целым рядом причин. В результате в январе 1905 года началась революция. Приведите не менее трех объяснений такого развития событий:
1. отсутствие у граждан политических прав и свобод;
2. нерешенность аграрного вопроса (крестьянское малоземелье, сохранение помещичьего землевладения, выкупные платежи);
3. бедственное положение рабочих (продолжительный рабочий день, низкая заработная плата, высокие штрафы, бесправие и т.п.);
4. неудачный ход и поражение России в войне с Японией;
5. рост напряженности в отношениях между центром и национальными районами вследствие ущемления прав национальных меньшинств, проведения политики русификации инородцев, урезание автономии Польши и Финляндии;
6. распространение марксизма в России, деятельность революционных партий социалистического толка.

 

10. С начала 1904 года в России постепенно нарастал социально-политический кризис, вызванный целым рядом причин. В результате в январе 1905 года началась революция. Перечислите не менее трех целей, которые преследовали участники революционных событий:
1. свержение самодержавия и введение демократических прав и свобод;
2. ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;
3. сокращение продолжительности рабочего дня до 8 ч;
4. признание за рабочими права на создание профсоюзов и на забастовки;
5. решение национального вопроса.

 

ИСТОРИЯ ЗАДАНИЯ 17 и 19  ЕГЭ 

 

11. В 1905-1907 годах в России произошла революция. Приведите не менее трех итогов первой русской революции:
1. создание в России представительного органа – Государственной думы;
2. легализация политических партий;
3. предоставление царской властью населению основных гражданских прав и свобод;
4. разрешение создавать различные объединения: профсоюзы, кооперативы, страховые общества и кассы;
5. улучшение положения рабочих (сокращение рабочего дня до 9-10 ч, отмена уголовного наказания за участие в забастовках, повышение заработной платы);
6. улучшение положения крестьян (отмена выкупных платежей, снижение цен на аренду земли, разрешение крестьянам выходить из общины со своим наделом на правах полного собственника земли);
7. частичная политическая амнистия участников революционных событий.

 

12. В отечественной исторической науке в советский период существовала точка зрения, утверждавшая, что революция 1905-1907 годов в России была подавлена преимущественно силой. Приведите не менее трех подтверждений данной позиции:
1. 9 января 1905 года правительственные войска открыли стрельбу по демонстрации рабочих в Петербурге;
2. летом 1905 года крестьянские волнения в различных районах страны подавлялись с помощью войск;
3. в июне 1905 года было подавлено восстание в Одессе и на броненосце «Потемкин»;
4. в октябре-ноябре 1905 года были подавлены восстания на флоте в Кронштадте, Свеаборге, Севастополе;
5. в декабре 1905 года было подавлено вооруженное восстание в Москве;
6. в августе 1906 года были введены военно-полевые суды для участников революционных выступлений (по приговорам этих судов в 1906-1910 годах были казнены около 4 тыс. человек).

 

 

13. В отечественной исторической науке в советский период существовала точка зрения, утверждавшая, что революция 1905-1907 годов в России была подавлена преимущественно силой. Приведите не менее трех аргументов, опровергающих данную позицию:
1. 6 августа 1905 года был издан царский указ об учреждении Государственной думы;
2. 17 октября 1905 года был издан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», предоставлявший населению основные гражданские права;
3. 11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу;
4. 23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные законы Российской империи», определявшие полномочия императора, Государственной думы и Государственного совета;
5. 27 апреля 1906 года начала работу Государственная дума;
6. 9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина.

 

14. 9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина. Назовите три основные положения этой реформы:
1. разрешение крестьянам выходить из общины с правом закрепления в частную собственность принадлежавших им земельных наделов в форме хуторов и отрубов;
2. передача Крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам;
3. предоставление Крестьянским банком льготных ссуд крестьянам под залог земли сроком на 55,5 лет;
4. организация переселения безземельных и малоземельных крестьян в Западную Сибирь с целью наделения их землей;
5. строительство школ в селах и вовлечение широких масс населения в систему образования.

 

БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ  

 

15. 9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина, которая, однако, не была завершена. Назовите не менее трех причин незавершенности этой реформы:
1. незначительные временные сроки;
2. сопротивление со стороны правых и левых политических сил, не принимавших реформу по идеологическим соображениям;
3. сложные взаимоотношения Столыпина с императорским окружением, которое рассматривало реформу лишь как средство усмирения революции;
4. начало Первой мировой войны, фактически остановившее проведение реформы.

 

16. 9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина. Назовите не менее трех социально-экономических последствий этой реформы:
1. рост сельскохозяйственного производства;
2. рост количества свободной рабочей силы за счет выхода крестьян из общины;
3. ускорение процесса расслоения крестьянства;
4. усиление социальной напряженности в деревне.

 

МЫ СОБРАЛИ БОЛЬШУЮ ПОДБОРКУ ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ НА МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ

 

17. 1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Назовите не менее трех причин участия России в этой войне:
1. стремление России укрепить свои позиции на Балканах;
2. стремление России включить в свой состав земли Австро-Венгрии и Германии, населенные славянами;
3. стремление установить контроль над черноморскими проливами.

 

18. 1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Назовите не менее трех последствий участия России в этой войне:
1. большие людские потери (не менее 2 млн человек);
2. потеря части территории государства;
3. свержение монархии в результате революции;
4. начало Гражданской войны в России.

 

 

ГОТОВЬСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ ПРАКТИК И ТЕОРИИ ПО ИСТОРИИ ВОЙН И ДИПЛОМАТИИ

 

19. B отечественной исторической науке существует точка зрения, утверждавшая, что в начале XX века в культуре России появилось много новых черт, отличавших ее от культуры предыдущего столетия. Приведите не менее трех аргументов, опровергающих данную позицию:
1. в начале XX века русские ученые получили мировое признание: в 1904 году лауреатом Нобелевской премии стал И.П. Павлов, в 1908 – И.И. Мечников;
2. в русской литературе появилось много новых жанров, стилей: символизм, акмеизм, футуризм и др.;
3. в русской живописи ведущие позиции занял стиль модерн;
4. в русской скульптуре господствовал импрессионизм;
5. большое развитие получил кинематограф.

 

20. 26 февраля 1917 года в Петрограде началась революция. Назовите не менее трех причин революции в России:
1. нарастание экономического кризиса (продовольственный кризис зимой 1916/17 года, инфляция);
2. нарастание внутриполитического кризиса (частые смены министров, стачечное движение);
3. неудачный ход Первой мировой войны для России (большие людские потери, потеря части территории государства);
4. нерешенность аграрного, рабочего и национального вопросов.

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ВЫБОР ПУТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

ПАРТИЙНЫЕ ДИСКУССИИ О ПУТЯХ И МЕТОДАХ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА. МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г.

ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.  ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРА В 1920-1930-х гг. «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СССР В 1920-1930-х гг. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

ГЕРОИЗМ СОВЕТСТКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ  

СССР В АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ  

ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. РОЛЬ СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ О ПОСЛЕВОЕННОМ УСТРОЙСТВЕ МИРА 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИКИ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ КОНЦА  1940-х гг.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ В ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  

XX СЪЕЗД КПСС И ОСУЖДЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1950-1960-х гг., ПРИЧИНЫ ИХ НЕУДАЧ. ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 

«ЗАСТОЙ» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ КПСС. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г.

ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В  1980-х гг. «ПЕРЕСТРОЙКА» и «ГЛАСНОСТЬ». ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 

СССР В МИРОВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСАХ И КОНФЛИКТАХ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОЛИТИКА «РАЗРЯДКИ». «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ». РАСПАД МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ