Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить. А. Дистервег.

 

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ

 

В своем высказывании немецкий преподаватель и мыслитель Адольф Дистервег рассуждает о том, каким должен быть профессиональный учитель.

Иными словами, автор данной цитаты убежден,  что поиск знаний, который проводит ученик заключается не в том, что он слушает и слышит мысли и речи преподавателя, а в том, что учитель ему дает ему ключ, направление, по которому ученик самостоятельно пойдет в поисках истины. Пожалуй, в этом и заключается большая разница между настоящим профессионалом преподавания и педагогом, который не обременяет своих учеников в процессе познавательной деятельности.

Данное высказывание автора отражает и мои соображения по вопросу учебной деятельности. Я с ним согласен абсолютно во всех деталях и мелочах. Ведь познание – это сложнейший процесс, а его результаты нельзя в виде готового «продукта» как бы «пересадить» из одной головы в другую. Это полностью исключено….

Современные философы, рассуждая на тему познавательной деятельности, трактуют истину как знание, которое соответствует предмету познания (или познавательной деятельности).  Чтобы проверить, насколько это знание соответствует предмету познания, существуют даже свои критерии, например, практика, которая является универсальным критерием познания, соответствие законам логики, научным законам и закономерностям и т.д. Но немногие философы задаются вопросом, как следует обучить студента или ученика, как же к ней прийти…. 

Сам Адольф Дистервег был убежденным романтиком, он считал, что пока в ученике не зажечь тот самый огонь, искру, которая вдохновит его на поиск истины, правды, какого-то нового, неизвестного знания, так процесс познания не пойдет… Ему вторят эксперты современной педагогики: действительно, когда субъект познавательной деятельности не найдет цель познания, т.е. зачем он это делает, ни один опытный педагог ему не поможет… И правда! Какая познавательная деятельность, если в ней нет цели познания, если субъект не понимает какие ему нужны средства для поиска нужной истины?

Современное российское образование становится все более индивидуальным, а потому мудрость Дистервега как никогда кстати. Правота его мысли сегодня подтверждается и в моей школе, где наш педагог по химии буквально всех «заразил» своим любимым ремеслом. Наш урок стоит самым первым в расписании, часто одноклассники еще сонные начинают занятия, но у него не поспишь!!

Благодаря его обширной школьной лаборатории каждый наш урок начинается с ощущением, что может что-то вот-вот пойти не так… Мы начинает урок с предположений, записываем свои гипотезы, порой, даже слишком эмоционально отстаиваем свои предположительные результаты, что станет с веществами после реакции и т.д. Он дает нам тщательные рекомендации, контролирует проведение экспериментов, а затем мы самостотельно фиксируем результаты реакции, делаем наши заметки и предположения, о том, что бы было, если б в реакции участвовал бы ни азот,  а другой элемент.

Одним словом, каждый урок – это маленький эксперимент, после которого твоя самооценка растет… а растет от того, что ты сам что-то смог сделать, что твой сам до чего-то додумался.

Мне кажется, что похожие чувства могли испытывать герои повести Евгения Гришковца «Начальник». Глава местного фотокружка вдохновляет всех вокруг, а дети жадно бегут к нему на занятия, как бы чего интересного не пропустить. Их учитель радеет за каждого, детишек много, но он успевает помочь всем  и дети познают этот мир через чудесные и волшебные образы, которые запечатлены на фотографиях, которые они делают, т.к. учитель помог им освоить чудо-прибор. Он показал, как фотографируют люди, но ракурс, детали, фокус они выбирают сами.

Не только современные примеры и литературная жизнь нам преподносит таких мудрых учителей, но и история. Вы помните Сократа? Я помню в 8 классе нам однажды учитель про него рассказал: «Дети! Есть один интересный метод, который помогает нам всем узнавать этот мир! Его еще называют  метод Сократа». Он его называл “повивальным искусством”, то есть такое искусство, в котором как бы “рождается” знание.  Это искусство не даст вам знание, но оно даст вам дорогу, по которой вы придете к знанию.

Сократ и правда был великим учителем, он говорил, вел диалоги со своими учениками,   в ходе которых подводил собеседника к осознанию своего заблуждения и постижению истинного знания. Бывало, кстати, и другое, что и сам Сократ в процессе этих диалогов постигает свою новую истину.

Так волшебное искусство познавать стало популярным в Греции,  а вскоре возникли целые школы, которые помогали ученикам постигать истину, а процесс познания делали великим удовольствием. Многочисленные “сократические школы» основывались и благодарными учениками — Ксенофонтом, Диогеном Синопским, Платоном и многими другими.

Таким образом, автор прав. Когда мы начинаем процесс познания, наш учитель в нем отвечает за самое важное – он дает нам стимул, цель, мотивацию, а затем показывает какими средствами мы ее можем достичь.  Только так и не иначе мы получаем проверенное на практике знание, которое добыли сами.  Хороший учитель показывает направление, а хороший ученик самостоятельно пройдет свой путь, раскрывая свой внутренний потенциал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:

ЭКОНОМИКА: ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: КАК СИСТЕМЫ ВЗГЛЯДОВ МЕНЯЮТ ОБЛАСТЬ ПОЛИТИКИ

ЛИБЕРАЛИЗМ – ИДЕОЛОГИЯ ВЫБОРА, ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ПОЛИТИКА”

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ЭКОНОМИКА”

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ “ПРАВО”

ПРАВО: СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

ПОЗНАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЗНАНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПЛАН ТЕМЫ И ГЛАВНЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ВИДЫ ЗНАНИЙ

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЁ КРИТЕРИИ

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СПЕЦИФИКА. ПЛАН ЗАДАНИЯ 24 В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ЭЛЕМЕНТЫ И ПОДСИСТЕМЫ

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

НАУКА. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ  

ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

РЕЛИГИЯ

ИСКУССТВО

МОРАЛЬ

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

УГРОЗЫ XXI в.