Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования

p48

 

ГОТОВЬСЯ С НАМИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ИСТОРИИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

Культура 1930-х гг. являлась главным отражением коммунистического курса, установленного большевиками и конкретно Сталиным в конце 1920-х гг.

Поиски новых форм сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В.Э. Мейерхольда. На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) и др.

Постановкам Мейерхольда свойственна зрелищность, публичность, заостренность. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 1920-х гг. было начало развития советского кинематографа, появляется кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров (афиша к фильму изображена ниже).

 

УЧИМ ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ И ГОТОВИМСЯ К ЗАДАНИЮ 18 В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

 

АРХИТЕКТУРА

В 1930-е гг. в СССР разрушались памятники архитектуры: только и Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота.

Вместе с тем во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успе­хи. Доля грамотного населения в СССР неуклонно росла.

К 1939 г. ко­личество грамотных в РСФСР составляло уже 89%. С 1930/31 учебно­го года вводилось обязательное начальное образование.

Кроме того, к 1930-м гг. советская школа постепенно отошла от многих не оправ­давших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего  история).

С начала 1930-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяй­ственных и педагогических кадров.

 

 

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начале 1930-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г.

«О перестройке ли­тературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был органи­зован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал ин­струментом тотального контроля власти над творческим процессом.

У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председа­тельство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. пред­седателем стал А. А. Фадеев, остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.).

Помимо «Союза писателей», были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

 

УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

 

ТРАВЛЯ СОВЕТСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г развернулась «дискуссия о формализме».

В ходе «дискуссии» посред­ством грубой критики началась травля тех представителей творче­ской интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязатель­ным.

В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режис­сер Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак. Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы.

Определяющим стилем в литературе, живописи и других вилах искусства стал «социалистический реализм». Искусству была навяза­на функция воспитания общества в строю заданных рамках комму­нистической морали. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы.

Тем не менее в 1930-х гг. появляется несколько крупных произве­дений, вошедших в историю русской культуры.

 

20. 1930-е кладбища в СССР в 1930-е

 

ТРАГЕДИЯ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ В ЛИТЕРАТУРЕ 1930-х

Масштабной фигу­рой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов. Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны.

Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина».

Внешне оставаясь в границах соцреализма,  Шо­лохову удалось создать объемную картину произошедших событий. показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону и послереволюционные годы.

Творчество Шо­лохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии по литературе (1965 г.).

Огромную популярность имело творчество Н А. Островского, ав­тора романа «Как закалялась сталь», посвященного эпохе становления Советской власти. Классиком советского историческою романа стал А. Н. Толстой («Пётр I»). 1930-е гг. — время расцвета детской литературы.

Несколько по­колений советских людей выросло на книгах К И. Чуковского. С.Я. Маршака. А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А.Л. Барто, В А. Каверина., Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, про­должала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков начи­нает писать роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г.

Еще позже увидели свет многие произведе­ния А.П. Платонова («Котлован»), А.А. Ахматовой. Б.Л. Пастерна­ка.

Трагично сложилась судьба Осипа Эмильевича Мандельштама. Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 1930-е г. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие рус­ские литераторы. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин. Он не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

 

 

СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ – СОЦРЕАЛИЗМ

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стал и ра­боты Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос ком­мунистов».

Кисти Иогансона принадлежат также большие карти­ны «На старом уральском заводе» и «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола».

В 1930-е гг. продолжают работать К.С. Пет­ров-Водкин, П. П. Кончаловский. А. А. Дениска, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров.

 

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ

 

СКУЛЬПТУРА

Главной гордостью в глазах советского режима была работа в рамках социалистического реализма «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной.

Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 1930-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства обще­ственных и жилых зданий.

Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту Л. В. Щусева.

 

rabochy-0

В.И. Мухина. Рабочий и колхозница, 1937 г. 

 

КИНЕМАТОГРАФ

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выхолит фильм С. М. Эйзен­штейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма.

Снимаются фильмы революционной тематики: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич); филь­мы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С.А. Герасимов). «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм Г. Н. и С.Д. Васильевых — «Ча­паев» (1934 г.).

 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

НАУКА В 1930-е гг.

Сложными оказались 1930-е гг. для отечественной науки. С од­ной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследова­тельские программы, создаются новые научно-исследовательские иституты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органи­ческой химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики.

Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом ра­боты советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука.

Создастся научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 1930-е гг. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков — автор тру­дов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне ил Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е В. Тарле — знаток новой истории стран Европы и прежде всего наполео­новской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

 

РЕПРЕССИИ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕЙ НАУЧНОЙ СРЕДЫ

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликви­дирована автономия Академии наук.

В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение ад­министративных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функ­ционеров были на долгие годы заморожены.

В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессии академические дис­куссии часто заканчивались репрессиями. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция.

Жертвами ре­прессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник со­ветской генетики, академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники С. П. Королёв и др.

В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший в 1938 г. под редакци­ей И. В. Сталина.

В качество оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена. В стране утверждается культ личности Сталина.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ВЫБОР ПУТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

ПАРТИЙНЫЕ ДИСКУССИИ О ПУТЯХ И МЕТОДАХ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И.В. СТАЛИНА. МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г.

ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.  ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРА В 1920-1930-х гг. «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СССР В 1920-1930-х гг. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

ГЕРОИЗМ СОВЕТСТКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ  

СССР В АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ  

ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. РОЛЬ СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ О ПОСЛЕВОЕННОМ УСТРОЙСТВЕ МИРА 

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИКИ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ КОНЦА  1940-х гг.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ В ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  

XX СЪЕЗД КПСС И ОСУЖДЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1950-1960-х гг., ПРИЧИНЫ ИХ НЕУДАЧ. ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 

«ЗАСТОЙ» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ КПСС. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г.

ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В  1980-х гг. «ПЕРЕСТРОЙКА» и «ГЛАСНОСТЬ». ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 

СССР В МИРОВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСАХ И КОНФЛИКТАХ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОЛИТИКА «РАЗРЯДКИ». «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ». РАСПАД МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ