Виды знаний

искусство виды искусства егэ общество политология право

Ключевые слова: знания, виды знаний, миф, истина, здравый смысл, теория познания, паранаука, научное знание, ненаучное знание, социальное познание, социальное знание, структура знания

 

В теории обществознания принято делить знания на ненаучные и научные. О научных знаниях и науке мы поговорим отдельно. Остановимся на многообразии ненаучных видов знаний.

Становление процесса познания мира происходило ненаучными методами и способами. Существует шесть основных видов ненаучного познания.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

МИФ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Истинность мифа не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей.

В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ЗАДАНИЕ 24 – ПЛАНЫ ПО БЛОКУ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”

 

МИФ ВИДЫ ЗНАНИЙ МИФЫ ГРЕЦИИ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ЕГЭ ИНТЕЛЛЕКТ ТЕСТЫ

 

Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. 

В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях, важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей.

Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни.

В них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды.

 

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами.

Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного.

Знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.).

Наряду с космическими темами в мифах присутствовали биографические мотивы: рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев. Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам.

К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата» и др.

 

 

Былинные богатыри русского народа также напоминают героев биографических мифов. Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. В дописьменную эпоху мифы были вместилищем социальной памяти.

Это была своеобразная «живая память», сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей. Мифологические представления древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом.

Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.

 

ТЕРМИНЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ – БЛОК “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”

 

ОПЫТ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания. В отличие от науки, где знания — самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт».

Например, человек, живший на берегу реки или озера, строил корабль, лодку для плавания по волнам. Основным результатом такой деятельности должно было стать судно, а побочным — знание о том, какое дерево взять, как и чем его обработать, какую форму придать плавучему средству передвижения.

Но если лодка получалась удачной, то, скорее всего, правила, по которым она была построена, вполне соответствовали научным положениям, пусть даже неизвестным строителю-практику. Массу знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, винодела, строителя и т. д.

 

ВИДЫ ЗНАНИЙ МИФ ОПЫТ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ЕГЭ ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ

 

СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

 

Способом формирования практического знания являлось ученичество у опытного наставника, мастера, умельца. Практическому знанию, возникающему в ходе накопления опыта, соответствует и свой язык. 

Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него. Сегодня трудно найти ребенка, который не умеет пользоваться телевизором, хотя вряд ли он знает принципы передачи изображения на расстояние.

Каждый сможет завязать шнурки и при этом обойтись без всякой научной теории. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу.

Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, иногда называют духовно-практическими. От них один шаг до народной мудрости.

 

ОПЫТ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ВИДЫ ЗНАНИЙ ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний.

Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.

С разрушением устоев общества, в котором господствовала мифология, изменилось и понимание мудрости. Она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам, поэтому встречаются прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Работа — не волк, в лес не убежит», а рядом «Не спеши языком — торопись делом».

 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Здравый смысл включает сведения (их можно также назвать знаниями), усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности.

Они усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. В этом понимании здравый смысл составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку.

 

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

 

Несомненно, здравый смысл фиксирует многократно проверенные, казалось бы, очевидные сведения, но одного его не достаточно. Здравый смысл, будучи тесно связанным с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, устойчивыми представлениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных, незыблемых истин.

Здравый смысл — явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако все-таки с течением времени изменения происходят

 

ТИПЫ КУЛЬТУР ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТЕОРИЯ ТЕСТЫ

 

ИСКУССТВО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Можно узнавать о прошлом с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра.

Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.

Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета.

Познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена как торжественное шествие к абсолютной истине, в ходе которого осуществляется прирост все новых и новых истин. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования, и ошибки.

Передовые научные знания могут уживаться с предрассудками и невежеством. Все это не отменяет значения научного познания, но лишь подчеркивает, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

 

ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

ПАРАНАУКА

Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука», т. е. околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.

Как часто приходится читать или слышать о неких загадочных, необъяснимых явлениях (неопознанных объектах, фантастических случаях исцеления неизлечимо больных, отвергнутых медицинской наукой и практикой, и т. д.). Нет сомнения, далеко не все тайны природы, общества, самого человека открыты, никто не возьмется утверждать, что наука проникла в самые далекие уголки мироздания.

В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной.

 

Познание Социальная стратификация мобильность

 

Но паранаука не стремится к ответам на эти бесконечные вопросы, она безапелляционно использует подобную формулу, объясняя с ее помощью причины болезней или другие проблемы человека.

Для паранауки характерны также завышенные претензии на внимание к себе (это выглядит примерно так: «Я предложил новое лекарство от всех болезней, но фармацевтам объяснять этого не буду, поскольку они еще не доросли. Организуйте мне доклад перед президиумом Академии наук или выступление по телевидению на всю страну, иначе я слова не скажу»).

Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. При этом паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.

Заканчивая разговор о паранауке, отметим, что, хотя она иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для нее характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

 

ФОРМЫ ЗНАНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К НАУЧНОМУ ЗНАНИЮ

Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).

Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.

Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием.

Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.

Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

СМОТРИ ТАКЖЕ:

РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПОЧЕМУ МЫ ПО-РАЗНОМУ ИСПОЛНЯЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ