Этнические общности

%d1%83%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8d%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%81

Существуют различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация.

Это го­ворит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исто­рически первые формы сплочения — род и племя — харак­терны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытно­общинных). С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее при­надлежавших к различным племенам. На первый план вы­двигаются уже не родовые, а социальные и территориаль­ные связи.

На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — на­родности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при кото­ром, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX—X вв.) в нее, кроме славян­ских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов). С возникновением индустриальных общественных систем с преимущественно рыночными, государственными и идео­логическими социальными регуляторами (в формационных терминах — с развитием капитализма) в Новой и Новейшей истории возникают и новые формы межэтнической (и внутриэтнической) консолидации — нации.

Характерной чертой такого сообщества людей является осознание себя как граж­дан единого государства. Существует по крайней мере две трактовки понятия на­ции.

Нация — это исторически сло­жившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, язы­ка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Тем не менее реальный современный мир остается полиэтничным — 90% народов живут в многоэтнических (мно­гонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношени­ях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабиль­ность до тех пор, пока остаются стабильными межэтничес­кие (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, мо­гут возникать в государствах с самым разным уровнем раз­вития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства. 

Этническое (национальное) самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).

История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общно­стей. Современное человечество представлено всем многооб­разием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности). Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­гают классифицировать народы мира.

Основания классифи­кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).  Географическая классификация вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на­роды Америки, народы Австралии и Океании. Языковая классификация дает представление об этниче­ском родстве народов и общих истоках происхождения раз­личных культур. Она основана, во-первых, на представле­нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру­гими народами. В-третьих, родство между языками и куль­турами более отдаленного типа, которое определяется поня­тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья — одна из самых рас­пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал­тийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки. Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно, поскольку развиваются межэтнические отношения

Межэтнические (межнациональные) отношения — отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Этнонациональные общности развиваются от племени, нации, доходя до уровня нации-государства. Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о её новом качественном состоянии.

Интеграция и дифференциация

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.

Дифференциация современных наций-государств заключается в:

• самоизоляция в целом;
• протекционизм в экономике;
• национализм в различных формах в политике и культуре;
• религиозный фанатизм, экстремизм

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур. В XX в. отмечается возрастание интеграционных тенденций двоякой направленности:

  • экономическая, политическая интеграция,  ведущая к образованию союзов государств;
  • интеграция национальных образований в пределах мно­гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­родов, живущих в едином государстве, способствовать укреплению этого единства.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом. Один из примеров интеграции — деятельность Европей­ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта — евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо­жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом).

Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии. В научных трудах эт­нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор­ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий. Другие трактуют этничес­кий конфликт как любую конкуренцию (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен­ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ­ки зрения этнической принадлежности ее членов. Межэтнические конфликты порождаются не существова­нием этносов, а политическими, социальными условиями, в которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об­раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис­торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак­ты (иногда извращенные) далекого прошлого. Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра­жающихся в целях и действиях противоборствующих сто­рон.

  • Территориальные причины — борьба за изменение гра­ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль­турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка­ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо­вания сепаратистского характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа­ны с вопросами о разделе или упразднении государства. Сепаратизм — это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст­венной власти страны проживания.
  • Экономические причины — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.
  • Социальные причины — требования гражданского равно­правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.
  • Культурно-языковые причины — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до­минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на­ционализм — идеология, психология, политика групп лю­дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе­ред всеми другими,  верховенство интересов своего этноса.  Идея наци­ональной исключительности часто принимает форму ксено­фобии, ведущей к истреблению так называемых «неполно­ценных» рас и народов. Ксенофобия — нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному. В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смер­ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели­чайшая трагедия — Холокост (всеуничтожение через сожже­ние), приведший к гибели 6 млн человек — более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран­ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы». Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу­аций путем регулирования межэтнических отношений.

Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о её превосходстве. Это  уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Национализм   — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм. Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (1939—1945).

Возможные причины межнациональных конфликтов:

  • Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
  • Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
  • Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
  • Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в уровне современной религиозности населения.
  • Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
  • Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
  • Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и др.).
  • Особенности бытового поведения.
  • Специфика политической культуры народа.

Главной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм—совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о её превосходстве. Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений неадекватное чувство опасности, угрозы. Для появления межэтнических конфликтов необходимы определённый сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей чувства растерянности и дискомфорта у людей, обречённости и даже потери смысла жизни на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови;

Пути разрешения межнациональных проблем:

  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
  • Овладение всеми людьми культурой межнациональных отношений, что подразумевает безусловную реализацию прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности, национального самосознания каждого народа, его языка, обычаев и исключает малейшее проявление насилия, национального недоверия, вражды.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры—национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.