Экономика и экономическая наука

164576-640x320

В русском языке термин «экономика» имеет два значения. Во-первых, это способ организации деятельности людей, направлен­ной на создание благ, необходимых им для потребления, т. е. для удовлетворения своих потребностей. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло к нам из Древней Греции и в буквальном переводе с древнегреческого означает «правила ведения домашнего хозяйства» Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия.

Экономика как хозяйство

В экономической жизни действуют три главных участника: люди (семьи), фирмы и государство. Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главное из действующих лиц экономики — человек, семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домашнее хозяйство. Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд домашних хозяйств, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране. Простейший вариант домашнего хозяйства — семья, состоящая из родителей и детей, проживающая в одной квартире или доме и ведущая общее хозяйство. Взрослые члены этой семьи владеют как минимум таким фактором производства, как труд, и предоставляют фирмам возможность его использования за плату, полу­чая за это доход в форме заработной платы. А затем они решают, как этот доход потратить: на покупку продуктов питания, одежды, оплату жилья и коммунальных услуг, организацию летнего отпуска и т. п.

Но кроме труда в собственности членов домашних хозяйств (если они являются совладельцами коммерческих организаций — фирм) могут находиться и дру­гие факторы производства, например фабрики, земельные участки и т. д. От использования этих факторов производства домашние хозяйства также получают доходы. И наконец, все домашние хозяйства страны являются совладельцами при­родных ресурсов страны и другой собственности, которой от их имени управляет правительство. Поэтому, в конечном счете, все, что страна использует в хозяйствен­ной деятельности, и все, что она создает в ее результате, принадлежит домашним хозяйствам, т. е. гражданам страны, поведение которых в сфере хозяйственной деятельности определяет все, что происходит в стране и как она развивается. Поэтому экономическая наука изучает, как могут повести себя люди в тех или иных хозяйственных ситуациях и что в итоге может получиться. Результаты такого изу­чения помогают людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики и принимать более разумные, рациональные решения.

Как известно, все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа. Не все блага, впрочем, приходится реально добывать. Воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой, и мы можем получать такого рода блага свободно. И поэтому экономическая наука разделяет все блага на две группы:

  • свободные (дарованные природой, даровые) блага;
  • экономические блага.

Свободные блага — это те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны.

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не свобод­ных, а экономических благ, т. е. товаров и услуг, созданных человеком. Их объем недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере и может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен. Эти блага приходится тем или иным способом распределять. И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих — экономических — благ (продовольствия, одежды, жилья и т. д.). Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производствен­ные объекты и др.). Все это и называется факторами производства.

Выделяют четыре основных таких фактора: труд, земля, капитал и предпринимательстве способности. Подробнее про них остановимся в следующей теме, а сейчас поговорим немного про экономическую теорию.

Экономика как наука

Экономическая наука первоначально возникла в античном обществе как «экономия» (от греч. oikos дом и nomos — закон) — наука о ведении домашнего хозяйства. Термин «экономия» впервые был предложен греческими мыслителями Ксенофонтом и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.), которые ввели его в научный оборот и сделали общеупотребительным. В 1615 г. француз Антуан Монкретьен де Ваттевиль опубликовал «Трактат по политической экономии», где рассматривал политэкономию как науку о правилах хозяйственной деятельности в рамках национального государства. В конце XIX в. политическая экономия вытесняется Экономиксом (с 1902 г.) (Альфред Маршалл — 1842-1924 гг.). В настоящее время фундаментальная экономическая наука чаще всего называется экономической теорией.

Экономическая теория — это наука о поведении людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, услуг и информации в условиях ограниченности ресурсов, характеризующихся многовариантностью использования.

История развития экономической теории

Хотя экономика по праву считается одной из самых древних наук, но история экономической теории как самостоятельной науки начинается с политической экономии богатства, возникновение которой было предопределено развитием капитализма. В центре ее внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения — сфера занятий купечества, выразителем интересов которого и стал меркантилизм — первая школа политэкономии (XVI-XVIII вв.), представителями которой в Англии являлись Антуан Монкретьен (1575-1621), Томас Мен (1571 — 1641), во Франции — Жан-Батист Кольбер (1619-1683).

Поскольку они считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах — золоте и серебре, то политическая экономия рассматривалась меркантилистами как наука о торговом (денежном) балансе страны. Главным источником дохода у меркантилистов является внешняя торговля, обеспечивающая приток золота в страну и реализацию главного требования — вывозить больше, чем ввозить. Поэтому они ставили целью экономической политики государства привлечение в страну золота и серебра: запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, полученные от продажи своих товаров иностранные купцы обязаны были истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался за счет вывоза отечественных товаров за рубеж (экспорт).

Меркантилизм стал теоретической основой протекционистской политики Англии, Франции и других стран, способствовал становлению капитализма, но к концу XVII — началу XVIII в. привел к неизбежным ограничениям торговли, тормозил развитие отраслей, ориентированных на внутренний рынок, и тем самым вступил в противоречие с потребностями экономического развития.

На смену меркантилизму пришла первая (французская) школа политической экономии — школа физиократов (дословно с греческого — власть природы) (Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Тюрго (1727-1781)), которые видели главный источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве и считали сельское хозяйство главной сферой производства, поскольку национальное богатство увеличивается не накоплением золота, а «дарами земли». Поэтому земледелие стало главным объектом экономической науки.

mon906

Распространение машинного производства в период становления капитализма привело родоначальника английской школы классической политической экономии Адама Смита (1723-1790) к новому объекту экономического анализа — сфере промышленного
производства как источнику богатства капиталистической экономики, управляемой «невидимой рукой» рынка.

В 19 веке появилось обоснование полного контроля государством экономической сферы, которое стало идейным обоснованием плановой экономики. Родоначальниками данной концепции считаются Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), которые положившили начало марксистской политэкономии.

24 октября 1929 года с сильнейшим биржевым крахом началась Великая депрессия в США. В этот день произошло обвальное падение цен акций, из-за чего данный день назван в биржевой истории «черным четвергом». Однако спустя несколько дней падение приняло и вовсе катастрофические масштабы, поэтому 28 и 29 октября были названы, соответственно, «черным понедельником» и «черным вторником».

Среди основных причин, по которым началась Великая депрессия 1929-1933 годов, называют присущий капитализму очередной кризис перепроизводства, неправильную денежную политику ФРС (федеральная резервная служба), возникновение биржевого пузыря (делались инвестиции в производство выше того, что реально требовалось), стремительный прирост населения и повышение общей продолжительности жизни.

Разворачивалась Великая депрессия с 1929 года по нарастающей. В конце 1930 года люди начали массово изымать вклады из банков, что вызвало волну разорений банковских организаций. Следующая банковская паника случилась весной 1931 года. С начала кризисных явлений до 1932 года ВВП США упал на 31 процент. Безработными в том же 1932 году были уже 23,6 процента американцев. Сильно сократился платежеспособный спрос, цены на промышленные товары упали на 80 процентов, на товары сельского хозяйства на 40-60 процентов. Кроме того, резко снизился естественный прирост населения в США.

Меры по выходу из Великой депрессии, предпринятые правительством Соединенных Штатов Америки, получили название «новый курс Рузвельта». Главной идеей выдвинутого тогдашним президентом Рузвельтом плана было вмешательство государства во все сферы жизни граждан. В соответствии с новым курсом государство полностью регулировало производство и отношения, которые выстраивали между собой предприниматели. Главной целью было восстановление покупательной способности обычных граждан. Одной из основных задач правительства на данном этапе также было восстановление банковской системы.

Важным этапом борьбы с Великой депрессией США стала организация общественных работ. К выполнению данных работ одновременно привлекали не менее 3 миллионов безработных американцев. Основными направлениями деятельности здесь были освоение территорий и строительство инфраструктуры. В том числе, многие автомобильные дороги, которыми так гордится страна, построены именно в годы Великой депрессии. Предпринятые правительством меры оказались действенными, и экономика США начала процесс восстановления, который сменился бурным ростом после начала Второй мировой войны.

Рузвельт основывал свой «новый курс» на идеях Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.), который в 1936 г. опубликовал «Общую теорию занятости, процента и денег», где в целях решения проблемы безработицы и кризисов обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики, заложил основы теории смешанной экономики и положил начало новому направлению в экономической теории — кейнсианству.

Предметом современной экономической теории является анализ поведения людей (и групп) в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию в их использовании.

Таким образом, экономическая теория прошла длительный путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. Это привело к обособлению экономической теории как науки, имеющей свой предмет и метод исследования.

Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, практическую, прогностическую.

Познавательная функция состоит в изучении внутренней сущности экономических явлений и объяснении на этой основе процессов и явлений в экономике, их законов и тенденций. Изучение начинается с анализа эмпирических данных, их обобщения и объяснения на основе выработки научной концепции (теории).

Практическая функция — определение путей решения экономических проблем, принципов и методов рационального хозяйствования, теоретическое обоснование экономической политики государства. Особую практическую значимость имеет нормативная экономическая теория, которая определяет, какими должны быть экономика и хозяйственная политика государства.

Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) — разработка научных прогнозов и планов развития национальной экономики, выявление перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический.

Микроэкономика анализирует экономическую деятельность таких субъектов, как домашние хозяйства и фирмы, а также взаимодействие этих субъектов в процессе образования более крупных структур — рынков, отраслей. Она имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и её влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика изучает функционирование экономики, хозяйства страны в целом или отдельных его секторов — государственного, частного, домохозяйств. Она в свою очередь имеет дело с такими проблемами, как повышение занятости, увеличение объёмов производства, экономический ростt преодоление инфляции, безработицы, кризисов и т. д.