Типология политических режимов

Mao Zedong proclaims the founding of the People's Republic of China in Beijing on Oct. 1, 1949.

На фото председатель китайской компартии Мао Дзэдун. После успешной победы (при решающей военной, материальной и консультативной помощи со стороны СССР) над войсками генералиссимуса Чан Кайши и провозглашения 1 октября 1949 г. образования Китайской Народной Республики Мао Цзэдун до конца жизни фактически являлся лидером страны. С 1943 г. и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954—59 гг. также должность председателя КНР. Провёл несколько громких кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция» (1966—1976), унёсшие жизни многих миллионов людей.

Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления в странегосударственной власти и управления

Основные инструменты осуществления политической власти лежат в плоскости политического режима. Их три типа: авторитарный, тоталитарный и демократический.

При всех различиях и необычайном разнообра­зии авторитарных систем можно выделить некие общие для всех них черты:

  • Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек (автократ — абсолютный монарх, диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.). Неограниченность власти, отсутствие реальных демо­кратических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини­маются по усмотрению правящей элиты.
  • Стремление использовать силу для разрешения кон­фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Правящая группа или ав­торитарный политический лидер могут и не прибегать к на­силию и массовым репрессиям. Более того, они могут быть
    популярны среди широких слоев населения. Однако при ав­торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю­бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен­тами.
  • Недопущение реальной политической оппозиции и по­литической конкуренции.
  • Относительная закрытость правящей элиты, рекрути­рование членов политической элиты путем кооптации, на­значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры­тых и честных выборов.

Тоталитаризм — понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении мо­ноидеологии (единственной разрешенной идеологии) в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии-госу­дарства. При этом от предшествующих исторических форм деспотизма тоталитаризм отличает не только технически обусловленная высокая степень контроля за поведением от­дельных индивидов и масштаб репрессий, но и своеобразная революционность идеологической утопии, нацеленной на преодоление реальных или мнимых недостатков и противо­речий старого порядка, построение нового общества, форми­рование нового человека. В современной научной литературе принято различать два основных варианта тоталитаризма — правый и левый. Определяющие отличия между ними лежат в специфике положенных в основу соответствующих режимов идеологий. На правом фланге идейно-политического спектра выделяют­ся фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии, на левом — диктатуры в странах ком­мунистического блока. Все тоталитарные системы обладают целым набором основополагающих элементов:

  • Наличие моноидеологии, определяющей абсолютную познанную цель развития социума;
  • Господство одной рево­люционной по своей идеологической ориентации и организационным основам партии «нового типа»;
  • Слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур;
  • Поглощение этой партией-государством общества практически во всех его автономных проявлениях;
  • Физиче­ский и моральный террор и т. д., чем и определяется их то­талитарное системное качество.

Уникальность тоталитарной политической системы состо­ит в том, что ей свойственно отсутствие механизма обрат­ной связи. Такие системы определяются как закрытые и не­устойчивые. В условиях непрерывного роста информационных потоков технически невозможно осуществлять более или менее эф­фективное руководство сложной системой из единого цент­ра и поэтому изменения системы неизбежны. Причем харак­тер этих изменений находится в прямой зависимости от степени адаптивности системы и может принять форму ли­бо перераспределения властных ресурсов и полномочий с упором на децентрализацию, либо коллапса тоталитарной системы, не имеющей иммунитета против распада и дезин­теграции. Отличительной чертой тоталитаризма является безраз­дельное доминирование политической сферы в жизни соци­ума при утрате всеми иными подсистемами общества собст­венной функциональной и институциональной автономии.

Особое место в процессах становления тоталитарных си­стем занимала, как уже отмечалось, тоталитарная идеоло­гия. История мыслится как арена борьбы сил добра и зла. Идеологизация общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все эко­номические и социальные процессы становятся ее неотъемлемой частью. При всей значимости идеологического фактора для становления и обеспечения бесперебойного функционирова­ния тоталитарной политической системы, институциональ­ным ядром системы выступала партия, одновременно яв­лявшаяся проводником и носителем моноидеологии. Бу­дучи ядром, или, точнее, стержнем, пронизывающим все уровни политической системы, партия выполняла це­лый ряд жизненно важных для нормальной жизнедеятель­ности системы функций, таких, как функции интеграции, управления, мобилизации масс, контроля за всеми общест­венными организациями и ассоциациями и т. д.

Тоталитаризм в его коммунистической разновидности приобрел довольно значительную популярность в мире. Од­нако история наглядно продемонстрировала обреченность за­крытых и негибких систем подобного типа. Тоталитарные системы оказались неспособны адаптироваться к изменени­ям на мировой политической арене и в мировой экономике. Их возможности оказались жестко ограничены идеологиче­скими догмами.

Линии

сравнения

 Типы режимов

 Демократический  Тоталитарный  Авторитарный
Формы Непосредственная (прямая) и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм  

От буржуазных, социалистических довоенно-диктаторских, например: военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока

Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь
Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) котроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее тотальный(полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни
Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партия огосударствлена
Оппозиция

 

Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками
Правовой принцип Разрешено всё, что не запрещено законом Запрещено всё, что не разрешено законом Разрешено то, что не имеет отношение к политике
Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
Отношение людей к власти  

Участие граждан в формировании власти

Показное слияние граждан с властью Отчуждение рядовых граждан от власти
Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор, государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер Централизованная экономика, государственное регулирование, планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой
Идеология Политический плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата