ТЕРМИНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аномия — состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение.

Понятие введено в социологию Эмилем Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо естественные ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т. е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.

Большая  группа — многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Это нация, класс, страта и др.

Вторичная группа — группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. Это производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

Геноцид — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (1939—1945).

Девиантное поведение —  устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, устоявшихся социальных норм.

Делинквентное поведение —  нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. По своей природе абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Идентификация (идентичность социальная) — процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом, который является важнейшим механизмом социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т. п.

Индустриальное общество — общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Термин принадлежит К. Сен-Симону, использовался О. Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Отличительные особенности индустриального общества:

  • Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)
  • Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5 %) и рост доли занятых в промышленности (до 50—60 %) и сфере услуг (до 40-45 %).
  • Интенсивная урбанизация.
  • Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.
  • Образовательная революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.
  • Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права).
  • Рост уровня потребления («революция потребления», формирование «государства всеобщего благосостояния»).
  • Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование «общества потребления»; см. Досуг).
  • Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т. е. рост доли старших возрастных групп).

Институциализация — это превращение спонтанного поведения людей в организованное («борьбы без правил» в «игру по правилам»).  Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институциализации. Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты. Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию.

Интернализация — процесс освоения индивидом или группой людей социальных ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она , он или они взаимодействуют.

Информационное общество — одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом               информационно-компьютерной  революции.

[Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). Это общество, в котором:

  • информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке;
  • имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор — уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии;
  • информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества: количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т. д. Вырабатываются правовые основы информационного общества;
  • формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции(слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США — в 80-е гг., в Западной Европе — в 90-е);
  • информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:
  • мировую «информационную экономику»;
  • единое мировое информационное пространство;
  • глобальную информационную инфраструктуру;
  • формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т. п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их урегулирования и связи с реальной, «физической» экономикой].

Каналы социальной мобильности (социальные лифты) – пути или способы, по которым происходит перемещение индивида или группы из одних социальных групп (или даже страт) в другие.

Каста —  замкнутые, эндогамные страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации — кастовой.

В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. до н.э.). Кастовая система с помощью религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т. е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовые группы и одна внекастовая — неприкасаемые. С 1947 г. кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.

Класс — «открытая» система социальной стратификации, характерная для индустриального общества, особыми чертами которой являются преимущественно достижимый статус, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности.

Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т. п.

[От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм — это принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

Экспериментальное изучение конформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляют такое поведение, т. е. склонны подчинить свое поведение мнению группы. Причем, как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние — в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность (при наличии хотя бы одного «инакомыслящего» эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит также от возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны).

Макросоциология — уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня — общество, социальная система, класс, власть и т. п.

Малая группа — небольшое число людей (от 2—3 до 20—30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. Это семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.

Маргинал — индивид или группа, исключённые из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах  социальных слоёв и структур. В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться  такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Р. Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Это понятие появилось в американской социологии в 20-е гг. XX в. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью.

Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п,) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. «Новая предпринимательская волна» в России также может быть объяснена подобными причинами.

Массовое общество — теоретическая     модель, пессимистически описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, ростом массовых коммуникаций, широким образованием, демократизацией политики и т. п.). Активно разрабатывалась в 1920—1960-е гг. Согласно данной теории, главные особенности массового общества заключаются в следующем:

  • в разрыве социальных связей и обособленности отдельных индивидов, ведущей к атомизации общества;
  • в массификации, т. е. недифференцированности, усредненно-сти составляющих его индивидов, отсутствии у них индивидуальности;
  • в отсутствии у атомизированных масс устойчивых и общезначимых нравственных ценностей и связанной с этим склонности к идеологическому фанатизму;
  • в неограниченных возможностях манипулирования атомизиро- ванными массами со стороны элит.

Массовое общество критиковалось с разных позиций. С консервативной позиции («аристократический» вариант концепции) — за угрозу утраты высокой культуры, опасности установления господства массы, преклоняющейся перед всем заурядным и рвущейся к власти, пытающейся вытеснить элиту из политики и культуры («восстание масс», X. Ортега-и-Гасет). С либерально-демократической и леворадикальной позиций — за угрозу политической манипуляции массами, за процессы обезличивания, атомизации, отчуждения. Это направление теорий  массового общества использовалось для критики тоталитаризма и зачастую отождествляло тоталитарное и массовое общество (X. Арендт). В дальнейшем теория массового общества служит для критики ряда процессов современного капитализма, таких как бюрократизация общественной жизни и централизация власти, упадок автономных общественных организаций, возрастающий конформизм и отчуждение личности (Э. Фромм, Д. Рисмен, Ч. Миллс и др.).

В 60-70-е гг. XX в. Д. Белл и Э. Шилз попытались преодолеть критическую направленность теорий массовых обществ и превратить их в еще одну апологетическую модель описания современного индустриального общества, противоположного обществу традиционному. При этом подчеркивалась интеграция масс в систему институтов

Массового общества, формирование единой культуры, чему способствовали массовые коммуникации, преодоление социальных антагонизмов и формирование более социально однородного общества.

Микросоциология — уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этно- методология и др.). Базовые понятия этого уровня — социальная группа, групповая динамика, лидерство и т. п].

Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств. Особенности социального положения: переходность положения, высокий уровень мобильности, освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса, активный поиск своего места в жизни, благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.  Социально-психологические качества: неустойчивость психики, внутренняя противоречивость, низкий уровень толерантности, стремление выделиться, отличаться от остальных, специфическая молодёжная субкультура.

Народность  — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация  — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. Большинство ученых придерживаются одного из трех основных подходов к пониманию этого феномена:

  • примордиалистский (объективистский) подход отождествляет нацию и этнос, полагая, что нации являются органичными социальными (или биосоциальными) образованиями, существующими независимо от воли людей и складывающимися в процессе исторического развития человека;
  • инструменталистский подход представляет нацию как социальную группу, связанную общими интересами и использующую свой национальный статус в качестве средства политической борьбы;
  • конструктивистский подход предполагает, что нация — искусственное образование, не имеющее исторических корней и созданное интеллигенцией и политиками для мобилизации людей на коллективные действия во имя политических или социальных целей.

Национализм   — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Национальная политика в Российской Федерации — система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документы, определяющие национальную политику в нашей стране: Конституция РФ, «Концепция национальной политики Российской Федерации» (1996 г.).

Неформальная группа — группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Это поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др.

Номинальная группа (социальная  категория) — искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения. Это проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист» и др.

Общество потребления — одна из характеристик общества модерна (современного общества), которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления.

[Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т. п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которая формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют «экономикой потребителя» (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а, напротив, спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни].

Отклоняющееся (девиантное) поведение—социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. По своей природе относительно, так как принадлежит к моральным нормам данной социальной группы. Примеры: гениальность, героизм, пьянство, наркомания, самоубийство и т.д.

Первичная группа — группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Это группа друзей, сверстников, соседей и др.

Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Постмодернизм — особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна, эпоха второй половины ХХ века.

Постмодернизм возник в середине 50-х гг. XX в. в США как художественное течение в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы П., в том числе в Европе, в первую очередь во Франции. Для П. как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т. п.

В 80-е гг. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал оказывать влияние на различные сферы общественной жизни — политику, культуру, международные отношения. Широкую известность приобрели ведущие теоретики П. — Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Бодрийар и др. Возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже 80—90-х гг. преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и вширь, порождая различные незападные формы. Сложность и неоднозначность этого духовного явления порождает весьма широкий спектр его оценок — от признания постмодернизма самой актуальной и продвинутой частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру. Споры о постмодернизме начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор.

При всей отличающей его пестроте подходов, постмодернизм создал собственную специфическую традицию социального анализа, которая отчетливо выделяется среди всех остальных. «Мир как текст» — один из наиболее известных и основополагающих тезисов постмодернизма. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста. «Ничто не существует вне текста», — утверждает Деррида. Тексты можно понять только в их отношении к другим текстам, а не в отношении к внешней реальности, относительно которой они могли бы проверяться. Язык описывается в П. как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с «фактами» мира. Язык «владеет» своим носителем, определяя его способы мышления и жизнедеятельности, а не наоборот. Постмодернизм отказывается от старой веры в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить «истину» о ней.

Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма — о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это — исходная и главная идея П., рождающая установку на сопротивление власти языковых структур, источник его негативистского пафоса. Она выражает те кардинальные изменения социокультурной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии. Бодрийар назвал реальность, формирующуюся под и воздействием, гиперреальностью.    

Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными — симулякрами. Это ставшее модным слово означает псевдовещь, заменяющую «исчезающую» реальность, кажимость, не обладающую никаким референтом. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между «словами» и «вещами» («Слова и вещи» — одна из самых известных работ М. Фуко).

Постмодернизм характеризуется двумя основными чертами — распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием «великих базовых идей» — «метарассказов». Это — религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т. п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм — это «недоверие к мета-рассказам», великим «объяснительным системам», это «конец метарассказов», что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка — главный лозунг постмодернизма.

Поэтому для постмодернизма естественным оказывается отказ от идеи линейного развития истории, от принципа универсальности исторического развития, от идеи прогресса. В постмодернизме социальный мир теряет черты тотальности, выстроенности. Он предстает как неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом, а потому таящих в себе многообразие возможностей дальнейшего развития. В П. представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлением о его неопределенности и многовариантности. Особое внимание П. уделяет процессам локальной идентичности, мультикультурализму — формированию множества групп, основанных на культурной, в первую очередь — этнокультурной идентичности. Эти процессы свидетельствуют о распаде «универсальных» социальных структур модерна, об отказе от «универсальных» принципов организации общества. Глобальное «размножение» локальных идентичностей означает разрушение характерной для модерна культурной вертикали «центр — периферия» как в национальном, так и в мировом масштабе, закат гегемонии Запада и возникновение нового социального порядка глобального уровня. В этом отношении постмодернизм выражает эпохальные изменения в парадигме мирового общественного развития, суть которых состоит в замене европоцентризма глобальным полицентризмом. Постмодернизм — это отражение кризиса универсальности модерна, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания. Он несет в себе ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого не ясны и не обещают ничего определенного и надежного.

Рабство — исторический тип стратификации, это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод. Форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.

Реальная группа — группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). Это мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Референтная группа — реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания; группа, к которой он хотел бы принадлежать.

Род — группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

Ролевой набор—совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситуационные социальные роли.

Семья – социальная группа основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

Сословие — исторический тип стратификации , социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Права и обязанности каждого сословия определяются законом и освящаются религией.

Социализация — процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

[Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу («очеловечивается») и способность участвовать в социальной жизни.

Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т. Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве — с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте — с фигурой лидера и т. д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы: начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (С. взрослого человека, осваивающего новые роли — супруга, родителя, дедушки и т. п.). Кроме того, выделяют первичную С, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т. д.), и вторичную С, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами С. являются школа, вуз, СМИ и т. д.

Социализация  — двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества].

Социальная адаптация  — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Показатели адаптации: успешное выполнение индивидом своих социальных ролей, его высокий социальный статус, общая психологическая удовлетворённость социальной средой.

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие общие социальные признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Появление социальных групп: 1) связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности; 2) вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Социальная мобильность — премещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации.

Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П. Сорокиным. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз — нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая — с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации          (революции, реформы).   Выделяют также межпоколенческую (интергенерационную) мобильность — различия между отцом и сыном, социально-экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично, и      мобильности внутри поколения (интрагенерационную) — взлеты и падения индивидуальной карьеры.

В современной социологии существуют многообразные способы количественного измерения социальной мобильности, индексы мобильности, коэффициенты связи мобильности с полом, уровнем образования, национальностью и т. д. Это одно из основных направлений изучения социальной структуры общества, сравнительного анализа существующих стран.

Типы обществ существенно различаются по характеру и уровню мобильности. Общества, обладающие ограниченными возможностями социальной мобильности обычно называют «закрытыми». В качестве предельного варианта такого общества можно рассматривать кастовый строй в Индий, где социальная мобильность (теоретически) невозможна в принципе. В целом традиционные общества обычно считаются «закрытыми».

Соответственно, «открытые» общества — это общества с высоким уровнем и сложным характером социальной мобильности. Таково современное индустриальное общество. В постсовременном постиндустриальном обществе уровень и темпы социальной мобильности еще больше повышаются. В социологических исследованиях это проявилось в появлении «социологии жизненного пути»     — дисциплины, исследующей «биографическую мобильность», т. е. мобильность отдельных индивидов, уникальные жизненные пути (карьеры).

Социальная норма— установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения.

Признаки социальных норм:  являются общими правилами для членов общества, не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени, направлены на регулирование общественных отношений, возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей, возникают в процессе исторического развития, их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества, не зависят от воли и желания людей, т. е. объективны, занимают определённое положение в социальной регуляции, выступают мерой общественно значимого поведения. Функции социальных норм: регулируют общий ход социализации, интегрируют личность в социальное окружение, служат образцами, эталонами соответствующего поведения, определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности, контролируют отклоняющееся поведение.

Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма  не обязательно выражает реальное поведение — это скорее «ожидаемое» поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями. По Парсонсу, нормы являются основой социального порядка, институциализированного в обществе и интернализованного индивидами.

Социальная общность—это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

 [Общности различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Исторически первой формой социальной общности была семья и такие основанные на кровнородственных отношениях социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя») (см. Класс). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности)].

Социальная  организация — закрытая иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой.

[Организация — один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других  социальных групп (семьи, групп общения и т. п.) организации отличает именно формальный характер отношений.

Современные теории организации выросли из веберовской концепции бюрократии как идеальной формы организации. Сейчас бюрократическая система организации (в современной терминологии — «механистическая») считается лишь одной из организационных форм, которая эффективна в стабильных ситуациях, характеризующихся неизменными технологиями и стабильными рынками. Поскольку сейчас такая ситуация крайне нетипична, доминирует другая форма организации — небюрократическая, «органическая», которая эффективна в ситуациях нестабильных, требующих децентрализации принятия решений и инициативности всех членов организации. В таких системах организации очень важное значение приобретает организационная культура. Она рассматривается как объединяющая сила, обеспечивающая такую мотивацию членов организации, которая соответствует целям компании, определяемым высшим менеджментом (топ- менеджментом). Топ-менеджмент целенаправленно создает организационную культуру, формирующую у служащих чувство принадлежности к фирме, общности интересов, что компенсирует сокращение традиционных механизмов социального контроля. Именно с развитием организационной культуры связан успех японского менеджмента].

Социальная роль  — связанная с определенной позицией индивида в социальной системе (статусом социальным), совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура.

[Социальная роль  усваивается индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли — продавец, кассир и т. п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных)].

Социальная санкция  — любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных. Бывает формальная (негативная — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др.; и позитивная — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.) и неформальная (негативная — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.; и позитивная — благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.).

Социальная стратификация  (от лат. stratum — слой, настил и facere — делать) — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Стратификация имеет две существенные характеристики: верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям;  верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Социальное  действие —   определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Введено в социологию Максом Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого.

Известная веберовская классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности, характерной для его различных типов:

  • Целерациональное действие — это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим Субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение; у Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной «модели» человеческого действия;
  • Ценностно-рациональное действие — это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное, не требующее сравнения различных средств его достижения; чем больше абсолютизируется ценность, на которую ориентируется действие, тем значительнее иррациональный компонент;
  • Традиционное действие — это действие, основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, действие, почти не требующее осмысленного целеполагания.
  • Аффективным действие — это действие, определяющей характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т. п.

Вебер выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальное же действие может представлять собой смесь двух или более типов.

Cоциальные отношения — это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности.

[Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий].

Социальный дарвинизм — одна из преобладавших в конце XIX — начале XX в. теорий социальной эволюции, заимствовавшая у Чарльза Дарвина соответствующую терминологию и пытавшаяся объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими. Теоретики социал-дарвинизма, такие как Г. Спенсер, У. Самнер, Л, Гумплович и др., описывали социальные процессы через конфликты между социальными группами и отдельными индивидами. В этих конфликтах выживают более удачливые и обладающие более высокой адаптацией (принцип «выживания наиболее приспособленных»). В качестве основного механизма в обществе действует механизм естественного отбора, который отбирает случайные изменения. Таким образом, общественное развитие носит не детерминированный, а случайный характер.

Социальный дарвинизм использовался для поддержки самых разных политических идей, прежде всего для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности общественного развития и свободного от государственного вмешательства рыночного капитализма. Его самые реакционные варианты связаны с расизмом, с попытками связать социальное неравенство с различиями рас.

В современной социологии применение модели случайного отбора к эволюции общества считается некорректным, поскольку она не в состоянии объяснить высокий темп социальной эволюции, не оставляющий времени для действия дарвиновского механизма отбора и обычно очень далекий от слепой случайности.

Социальный институт — относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений.

[Э. Дюркгейм называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную, систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций — от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом социальные институты упорядочивают,  координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Это институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью.

Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы. Р. Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции — это «не свои» функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).

Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых «правил игры». Прежде всего, изменению подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования)].

Социальный контроль—механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе, а также совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур.

[Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы  и санкции. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям.

Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны. Социальный контроль осуществляется в обществе прежде всего через социализацию, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ролей и интернализация ценностей и норм данного общества. Э. Фромм отмечал, что в результате социализации члены общества «достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества». Таким образом, через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением.

Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, поскольку каждый индивид включен в группу (и не в одну), в которой существуют собственные культурные нормы, свой кодекс поведения. Отклонение от них немедленно карается соответствующими санкциями — от осуждения до исключения из группы.

Внешний контроль, помимо неформального группового контроля, осуществляется и через механизмы формального — административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия. Во всех обществах, включая и современное, насилие является важнейшим средством К. с. В современном обществе единственным легитимным институтом насилия признается государство. Экономическое давление также является мощным инструментом К. с, который используется не только собственно в сфере производства, на рынке труда, но и в других общественных сферах (экономическая мотивация в системе образования, в искусстве и т. п.).

Таким образом, индивид включен в различные общественные отношения, которые обладают собственными системами социального контроля, определяющими область его возможного поведения практически во всех жизненных ситуациях].

Социальный конфликт—это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и столкновением интересов, ценностей или идей социальных общностей и индивидов.

[Возможные причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций, различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации, религиозные различия, поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.), проявляющиеся в его поведении.

В социологии существует два направления, по-разному оценивающих природу и роль конфликтов в обществе. Еще в XIX в. сторонники социал-дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Гумплович) рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй. В 50— 60-е гг. XX в. оформилась общесоциологическая концепция, получившая название «теория конфликта» (Р. Дарендорф, Л. Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта. Однако, в отличие от Маркса, он считает, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям «господства — подчинения», следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка. В сложных плюралистических обществах он не сводится к противоборству двух классов, а имеет «перекрестный» характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовы[ конфликтов, которые на ранней стадии капиталистической индустриализации носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют институциализацией конфликта. Постепенно в обществе сложились специализированные институты, такие как профсоюзы, арбитражные суды и т. п., и соответствующие ценностно-нормативные     системы, предназначенные для урегулирования конфликтов.

Другое направление, представленное Дюркгеймом и современными «теоретиками равновесия» (Т. Парсонс, Р. Мертон), рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.nВ рамках теорий среднего уровня сложилось специфическое направление исследования — социология конфликта. В ней разрабатываются теоретические проблемы и практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода].

Социальный престиж — общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе.

[Различные Статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас — банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, «ресурс особого рода», наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии П. Бурдье выразил эту проблему в идее «символического капитала», который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.]

Социальный статус  —  положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями.

[Статус индивида может быть приписанным (аскриптивным), т. е. определяться по рождению, полу, возрасту, расе и т. п., что характерно главным образом для традиционного, «закрытого» общества, а может быть достигнутым — приобретенным посредством личных усилий, что наиболее характерно для современного, «открытого» общества. Приписанный статус интересует социологию только в том случае, когда он становится основанием социального неравенства, т. е. влияет на дифференциацию достигнутых статусов. В традиционных обществах  социальный статус индивида был относительно устойчивым, закреплялся религией или законом (см. Каста, Сословие). В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют оба вида статусов. Некоторые статусы, например тендерные, в основном предопределены, другие достигаются в конкурентной борьбе. Достигнутый статус тоже в значительной мере определяется аскриптивными признаками. Так, возможность получения хорошего образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса может быть прямо связана с преимуществами семейного происхождения.

В теориях социальной стратификации статус рассматривается как синоним престижа, характеризующего позиции индивида или социальных групп в иерархической системе. Это понятие М. Вебером использовалось в качестве основания социальной стратификации, отличной от классовой. Статусы индивида в современных многомерных системах стратификации могут быть противоречивыми. Так, обладая высоким образовательным статусом, человек может довольно низко оплачиваться, т. е. занимать низкий статус по шкале доходов. Несоответствие различных измерений порождает тенденцию к выравниванию статусов, вплоть до радикального стремления к изменению системы социальной стратификации (борьба с привилегиями в Советском Союзе периода перестройки). В современной социологии обычно используют четыре основных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и власть].

Страта (от лат. stratum — слой, настил) — это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).

Формальная (официальная) группа – это группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. Это школьный класс, спортивная команда «Спартак» и др.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм. Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Экзогамия – запрет брачных отношений между членами родственного (рода, фратрии) или локального (например, общины) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время.

Эндогамия — норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной или этнической группы.

Этническая общность (этнос) — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, нация), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.  Предпосылки складывания этноса: общность территории, необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка), общность языка, единство ценностей, норм, образцов поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.  Исторические виды этноса: род, племя, народность, нация.

Этническое (национальное) самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).

Этносоциальный (межнациональный) конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о её превосходстве. Это  уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.