ТЕРМИНЫ ПОЛИТИКА

Абсентеизм  — уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность.

[Политический абсентеизм не означает полного выключения человека из поля политических властных отношений, ибо он, как правило, остается законопослушным гражданином, может быть исправным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в Депутаты парламента и т. п. Абсентеизм. возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий].

Авторитаризм —  политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть, обоснованием для существования такой власти социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям  при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.

[Его отличает концентрация в руках одного человека или одного государственного органа практически всей государственной власти, что снижает роль других государственных учреждений,   политических     институтов, прежде всего представительных органов власти. В странах с авторитарным режимом свобода и автономия граждан ограничены рамками неполитической сферы, граждане не допускаются к процессам управления государством, формирование политической элиты осуществляется путем назначений сверху, а не в ходе конкурентной электоральной борьбы, политическая оппозиция и независимые средства массовой информации       отсутствуют. Для авторитарного режима характерно наличие авторитарного лидера, вождя, обладающего огромными полномочиями и сильным влиянием на массы].

Бюрократия — система управления, осуществляемая учреждениями с явно выраженным разделением       функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений и иерархической структурой.

[Термин «бюрократия»  в научный оборот вошел благодаря трудам Макса Вебера, который обратил внимание на то, что в бюрократических организациях возможна предельная рационализация деятельности, т. е. четкое разделение функций, иерархическая система отношений и контроль за деятельностью чиновников, подчинение работы формальным правилам, а не личным симпатиям чиновников, возможность осуществлять профессиональный отбор претендентов на государственную службу и т. д. Вебер связывал становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривал ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип рациональной  бюрократии имеет следующие основные особенности:

  • строго иерархическую структуру;
  • формальное статусное подчинение;
  • управление по формальным, безличным правилам;
  • эмоциональную нейтральность отношений.

Рациональная  бюрократия  рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации (патриархальная, патерналистская), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующая. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и Церковью].

Власть — отношения господства и подчинения, в которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует (т. е. преобладает) над волей и действиями других лиц  (подвластных).

Государственная власть — это способность государства легитимно и легально подчинять своей воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения.

Государственный орган  — организация, учреждение, создаваемое для осуществления строго определенного вида государственной деятельности, выполняющее определенные функции по управлению делами общества.  Отличительными признаками  государственного органа являются:

  • осуществление функций управления от имени государства;
  • обладание государственно-властными полномочиями, что выражается в праве государственного органа издавать от имени государства обязательные нормативные акты, осуществлять контроль за их исполнением и требовать их неукоснительного соблюдения;
  • выполнение четко определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;
  • наличие организационной структуры;
  • необходимых ресурсов для осуществления своих функций.

К основным органам государственной власти относятся:               органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные органы (Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Прокуратура РФ).

Государство – особая организация политической власти, распространяющейся на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения.

[Основные признаки государства: территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница), публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления), суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях), принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений), исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию денег, обязательность членства в государстве, претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага, наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)].

Гражданское общество — это система негосударственных социальных связей и отношений, выражающих разнообразные частные интересы граждан в различных сферах.

Демократия — политический режим государства, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Избирательная система — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. [Существует мажоритарная, пропорциональная и смешанная системы].

Избирательный округ — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательный процесс — практически организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов) избрания кандидатов в  высшие органы государственной власти.

Избирательный участок—это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей.

Импичмент — установленный законом порядок привлечения к ответственности за грубые нарушения закона высших государственных должностных лиц до завершения срока полученных ими в результате выборов полномочий.

[Согласно Конституции Российской Федерации,  президент страны может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Порядок выдвижения обвинения против президента предполагает рассмотрение, внесенное по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной думы, и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной думой, решения и принятие этого решения Государственной думой двумя третями голосов от общего числа депутатов. После представления необходимых заключений судебных инстанций Совет Федерации должен рассмотреть решение об  импичменте в трехмесячный срок. Решение считается принятым, если за него проголосует две трети членов Совета Федерации].

Конфедерация   — форма межгосударственного объединения, при которой государства — субъекты конфедерации образуют постоянный союз в целях координации своей деятельности в тех или иных формах, полностью сохраняя свою независимость.

Легитимность власти  — признание сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного.

[В отличие от легальности, означающей соответствие деятельности политических организаций, институтов действующим законам, легитимность предполагает фактическое признание населением страны, международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны. Признаками легитимной политической власти являются:

  • возрастание доли тех, кто подчиняется властям, действует в соответствии с политическими нормами, но не из боязни быть наказанным, а в силу сформировавшихся у них убеждений, что это разумно, правильно, либо потому, что они привыкли так поступать;
  • сокращение репрессивного аппарата, обеспечивающего принуждение граждан к исполнению законов, к выполнению решений властей;
  • доминирование в массовом сознании представлений о естественности, необходимости и целесообразности сложившегося политического порядка.

По мнению Макса Вебера, люди могут воспроизводить в своих действиях политические отношения, институциональные нормы, потому что а) привыкли к ним; б) искренне верят лидерам, устанавливающим эти нормы; в) уверены, что политический нормативный порядок соответствует их ценностным ориентациям, идеалам; г) убеждены, что политические институты, политическая система в целом создают общие для всех правила взаимодействия и, таким образом, способствуют достижению каждым человеком своих личных целей. В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности:

  • традиционную;
  • харизматическую;
  • ценностную;
  • рациональную.

Главным следствием легитимности  является то, что политические властные отношения начинают воспроизводиться членами общества в силу внутренних мотивов, без видимого насилия и принуждения].

Либерализм  — течение общественно-политической мысли, для которого характерна ориентация на ценности свободы личности, правового и политического равенства, частной собственности. 2. Идейно-политическое, идеологическо движение, ставящее целью обеспечение свободы личности, ее политических и гражданских прав, равенства всех перед законом.

[Основоположниками либерализма являются Дж. Локк, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и др. Идея свободы в рамках классического либерализма понимается и как свобода выбора (места жительства, рода занятий и т. д.), и как свобода по отношению к государству, подразумевающая недопустимость последнего вмешиваться в частную жизнь граждан, предоставление гражданам права на свободу слова, совести, объединений и т. д. Важным условием реализации свободы личности считается частная собственность. В рамках либеральной доктрины была впервые сформулирована концепция прав и свобод личности, которая в настоящее время органически вошла в конституции всех демократических государств. Идеологический и политический плюрализм, по мнению либеральных мыслителей, должен быть неотъемлемой частью политической жизни общества. Власть должна быть функционально разделена на               законодательную, исполнительную и судебную, что позволит избежать ее концентрации в одних руках и, следовательно, злоупотреблений в этой области. В XX в. классический либерализм претерпевает определенные изменения, связанные со стремлением его идеологов соединить ценности свободы, равенства перед законом с нарастающей сложностью социальной и экономической жизни общества, как желание найти оптимальное сочетание свободы личности и социальной справедливости, понимаемой как предоставление всем членам общества приемлемых условий существования].

Лоббизм   — деятельность, осуществляемая по заказу определенных организаций или групп и заключающаяся в оказании давления на государственных должностных лиц с целью принятия ими выгодных для заказчиков решений.

[Законодательно лоббизм разрешен и регламентируется соответствующими правовыми нормами только в США и Канаде. В соответствии с законом в США зарегистрировано около 7 тыс. лоббистов и около 800 фирм. Рамки их действия ограничены Конгрессом США, т. е. лоббирование в структурах администрации президента, исполнительной власти запрещено. Регистрация в департаменте юстиции предполагает, что лоббист должен предоставлять обязательную информацию о том, чьи интересы он отстаивает, сколько и от кого получает денег, на что эти деньги расходуются.

«Прозрачными» видами деятельности лоббистов обычно являются: сбор информации, организация публикаций в прессе, организация потока писем населения конгрессмену и т. п. Однако в реальной жизни деятельность лоббиста всегда оказывается более многогранной и не всегда соответствующей принятым в стране законодательным нормам. В связи с невозможностью поставить лоббистскую деятельность под полный контроль судебных органов и общественного мнения в большинстве стран она стоит вне закона, официально не поощряется и даже осуждается как наносящая ущерб основным принципам демократии].

Местное самоуправление  — организация деятельности граждан, обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории.

Монархия  — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху, султану), обычно получающему эту власть и передающему её в порядке наследования.  [Бывает абсолютная и конституционная, единоличная и дуалистическая].

Орган государственной власти  — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Политическая власть — это право,  способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства.

[Признаки политической власти: распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства; только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны, осуществляется через единый общегосударственный центр принятия политических решений, Использует самые разнообразные средства, действует на основе права от имени всего общества].

Политическая идеология — система представлений, идей и взглядов на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, позитивные ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

[Идеологии вырастают из политических учений тогда, когда появляются организационные структуры — государственные органы, партии, иные организации, которые обеспечивают распространение идеологических концептов, их преемственность. Идеологии в отличие от политических учений всегда обращены к массам, поэтому они состоят как бы из двух уровней: первый представляет собой доктрину, претендующую на теоретическое изложение мировоззренческой концепции, второй — ее предельно простое, доступное широким массам изложение в виде лозунгов, целей, готовых суждений и оценок. Идеологии  в современном обществе позволяют политическим силам решать следующие задачи:

  • формировать представления людей о назначении, смысле политической власти,  обосновывать целесообразность и необходимость установления того щи иного типа государственного правления;
  • осуществлять легитимацию существующего политического порядка, политической системы, политических лидеров путем внесения в массовое сознание соответствующих политических ценностей;
  • сплачивать людей, объединять их в политические группы, формировать политическую идентичность.

Основными идеологиями в современном мире являются:   либеральная, консервативная, коммунистическая, социал-демократическая, национально-патриотическая, христианско-демократическая и др.].

Политическая культура — система сложившихся в обществе норм политического поведения, коллективных представлений о политике, политических символов и значений, способов оценки и объяснения политических явлений.

[Создание политической культуры шло в неразрывной связи с развитием отношений политической власти. Люди не просто устанавливали правила властного взаимодействия, они запечатлевали их в образах, оценивали, формировали представления о целесообразности таких взаимодействий. Чем сложнее, многограннее становились отношения политической власти, тем многообразнее становилась политическая культура общества. Политическая культура одновременно существует и как объективная реальность, и как процесс ее создания, и как проявление ее элементов в действиях людей, и как мысли, устремления, ориентации многих людей, вовлеченных в политику. Политическая культура способствует формированию в обществе устойчивого восприятия политического мира, его оценки. Она как бы задает смысловые рамки, позволяющие людям, живущим в данном обществе, познавать, объяснять политическую реальность. Каждый человек усваивает из созданной до него культуры ценности, суждения, знания, оценки, стереотипы, которые начинают определять его образ мысли, его личную систему оценок окружающей действительности. В политическая культура отражены не только

представления народа о своим прошлом, но и его взгляды на будущее, выраженные в идеалах, утопиях, рационально сформулированных целях и задачах].

Политическая партия — это добровольно организованная группа единомышленников, имеющая определенную политическую программу и выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.

Политическая система — организованное на единой нормативно-ценностной основе взаимодействие политических субъектов, связанных с осуществлением власти, отношений между ними и управлением обществом.

Политическая социализация  — процесс усвоения человеком правил политических институциональных отношений, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к политической системе и для выполнения различных видов политической деятельности.

[В ходе политической социализации у человека складываются знания о политике, формируются навыки и умения исполнения политических ролей, т, е. у него складываются ясные представления о том, что требуется от него  как от гражданина или подданного, избирателя, налогоплательщика, депутата, члена политической партии и т. д., какими правами он будет обладать, если займет ту или иную позицию в политической статусной иерархии, какие на него будут возложены обязанности. Кроме того, в ходе политической социализации у человека складываются определенные ценностные предпочтения и представления о мире политики, которые влияют на его стремления, определяют политический выбор, намерение поддерживать ту или иную партию или дистанцироваться от активной политической борьбы

Функцию политической социализации  в обществе выполняют различные организации, группы, отдельные индивиды, их принято называть агентами политической социализации.  Агенты могут быть специализированными, т. е. сориентированными исключительно на распространение политических знаний и на развитие у населения навыков политического поведения (органы государственного управления, политические партии, учебные центры, специализирующиеся в области политического образования), а также неспециализированными, выполняющими функцию

Политическая социализация  наряду с формированием иных знаний, умений и навыков, необходимых индивиду для жизни в социуме (семья, школа, средства массовой информации, учреждения культуры, экономические организации и т. д.). Политическая социализация  необходима человеку. Она помогает ему строить отношения с другими людьми, понимать смысл происходящих политических событий, определять свою статусную позицию в политической иерархии. Если социализация идет успешно, то окружающий мир политики не кажется человеку чуждым, непонятным, он легко ориентируется в нем, знает, когда и где следует исполнять ту или иную политическую роль, в какой мере и при каких обстоятельствах демонстрировать обретенные навыки политического участия].

Политическая элита — это группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.

Политические ценности — выраженные во мнениях, суждениях позитивные ориентации людей на различные объекты и состояния политического бытия; представления о наиболее важном и значимом в политике.

[В политических ценностях могут быть выражены предпочтения той или иной форме государственного устройства, тому или иному типу отношений между государством и индивидом, отражены желаемые представления о степени свободы личности, о справедливости и порядке. Появлению ценностных суждений в политической культуре общества предшествует позитивный опыт отдельных индивидов. Например, в рамках конкретной исторической ситуации власть начинает рассматриваться как ценность при условии, если она обеспечила решение каких-либо значимых для группы или для социума в целом задач.

Со временем связь представлений с конкретной ситуацией утрачивается, но в массовом сознании сохраняется суждение о необходимости и целесообразности именно таким образом организованных властных отношений. Происходит это благодаря трансляции конкретного опыта в виде сказаний, суждений, которые становятся не просто пересказом исторического факта, а своеобразным толкованием складывающихся ценностных представлений. Политические ценности укоренены в культуре общества наряду с нравственными, эстетическими, экономическими, социальными. В политических ценностях человек выражал свое стремление к более справедливому обществу, к эффективно организованному государству, прогрессу. В современном обществе представлено множество политических ценностей, нередко противоположных и взаимоисключающих друг друга, но они существуют, находят себе сторонников, развиваются и совершенствуются].

Политический институт — устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе.

[Устойчивость  политического института достигается за счет:

  • норм, регламентирующих характер взаимодействия;
  • санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения;
  • привыкания людей к сложившемуся институциональному порядку.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели, на определенные нормы и правила. Вместе с тем политические институты реализуются только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий.

В современном обществе существуют следующие политические институты: институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве; институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; институт государственной   службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан; институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов].

Политический режим  — это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. [Существует демократический, авторитарный и тоталитарный режимы].

Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

[Особенности политического процесса: складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включённых в него участников — субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодёжные, женские и другие организации, СМИ), связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества, указывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений, продолжается безостановочно с момента появления государства].

Политический лидер  — это член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.

[Характерные черты политического лидера: наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп, политическая воля, готовность брать на себя ответственность, популярность, умение нравиться людям, завоёвывать их симпатии, острый ум и политическая интуиция, организаторский талант и ораторские способности].

Политическое движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов для реализации определенный политических целей, задач и идей с помощью влияния на власть.

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

[Основными признаками правового государства являются:

  • Верховенство закона. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Вся система государственной власти должна быть организована строго в соответствии с конституцией, законодательными актами» Государственные органы и должностные лица вправе делать только то, что вытекает из конституции и других законов.
  • Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан. Конституция определяет взаимную ответственность государства и граждан и предоставляет всем гражданам гражданские, политические права и свободы. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.
  • Равенство всех граждан перед законом независимо от занимаемой должности или социального статуса.
  • Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей должно предотвратить концентрацию всей полноты государственной власти в одних руках и обеспечить возможность гражданам контролировать государство, в том числе путем выборов высших государственных должностных лиц.
  • Независимый суд, призванный действовать в соответствии с законом].

Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Предвыборная программа (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона, выдвигаемая кандидатом на избрание или политической партией.

Разделение властей — разграничение полномочий и автономность законодательной, исполнительной и судебной властей, а также Р. в. между различными уровнями управления в обществе.

[Принцип разделения властей означает:

  • распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали;
  • определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции другой власти;
  • равенство законодательной, исполнительной и судебной властей: ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой;
  • создание надежного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.

Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Ш. Монтескье. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787 г., а затем получили свое воплощение в конституционных актах других демократических государств].

Республика  — форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Референдум – прямое голосование граждан страны для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни.

Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.

[Деятельность социального государства  направлена,  прежде всего, на оказание помощи наиболее обездоленной части населения. Оно заботится о предоставлении тем, Кто может работать, возможности получить работу и тем самым обрести источник средств существования. Оно помогает материально тем, кто в силу состояния своего здоровья не может полноценно трудиться. Оно стремится создать равные условия для всех граждан в получении образования, охране здоровья, сделать доступным для каждого приобщение к ценностям культуры. Социальная деятельность государства осуществляется за счет перераспределения социального дохода в пользу малообеспеченных слоев].

Средства массовой информации—это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

Тоталитарный режим  — вид политического режима, характеризующийся тем, что государство и сросшиеся с ним политические структуры обладают правом и реальными возможностями осуществлять управление практически всеми сферами социальной жизни.

[Все организации, объединения людей, создаваемые для решения локальных конкретных практических задач, находятся в поле государственного влияния. Государство определяет приоритеты экономического развития страны, культурную политику, направления научных исследований. Оно стремится к тотальному контролю за всеми производственными и научными объединениями, культурными и образовательными учреждениями. Система государственного управления при тоталитаризме основана на признании за государством или за правящей политической партией исключительного права на определение целей и приоритетных направлений развития общества.

Особенностью тоталитаризма является выдвижение на роль ведущей политической силы правящей партии. Ее партийный аппарат фактически сращивается с государственным, благодаря чему происходит соединение силы государства, опирающегося на значительные материальные ресурсы и репрессивные органы, с силой партии, опирающейся на разветвленную сеть партийных организаций, создаваемых практически в каждом трудовом коллективе. В итоге создается сверхмощный аппарат, способный осуществлять самый пристальный контроль за населением страны и подавлять любое нарушение установленного порядка. Партийно-государственный аппарат монополизирует средства массовой информации, и утверждает принцип идеологического монизма].

Унитарное  государство — форма государственного устройства, единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной автономией или суверенитетом.

Федерация  — устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные органы государственной власти и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

Форма государства — это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.

Форма государственно-территориального устройства  —  это элемент формы государства, совокупность способом и методов  взаимосвязи и взаимодействия территориальных образований государства между собой.  [По форме государственно-территориального устройства различают унитарное, федеративное и конфедеративное государства].

Форма правления — это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов власти между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании. [По форме правления государства бывают республиканскими и монархическими].

Федеральное собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Шовинизм — крайне радикальная форма националистической идеологии, оправдывающую завоевательную внешнюю политику и притеснение национальных меньшинств в границах «своего» государства, в основе которой лежит представление об исключительности собственной нации и претензия на ее «высшее» положение относительно других наций.

Этатизм   — политика, направленная на укрепление позиций государства в обществе, на огосударствление, на усиление регулирующего воздействия государственных органов на все сферы жизни общества.

[В XX в. практически во всех странах с целью повышения управляемости обществом стали создаваться многочисленные государственные учреждения и полугосударственные ведомства, решающие специальные задачи, — в результате произошло беспрецедентное разбухание государственного аппарата. Государственные чиновники получили право распоряжаться различными, в том числе и значительными финансовыми, ресурсами. Стал создаваться и расширяться государственный сектор экономики. Современные технические средства позволяют государству контролировать перемещения индивидов, вести учет их финансовой и экономической активности, быстро устанавливать политическое прошлое лиц, интересующих государственных чиновников, и т. д].