ТЕРМИНЫ ИСТОРИЯ РОССИИ (IX-XVII)

СКАЧАТЬ ТЕРМИНЫ ИСТОРИЯ РОССИИ (IX-XVII) В ФОРМАТЕ .doc

  1. АНАФЕМА – церковное проклятие, отлучение от церкви.
  2. АТАМАН — 1. Глава независимого от государственной власти отряда (разбойничьей шайки). 2. Высший начальник казачьего войска.
  3. БАРЩИНА — форма феодальной земельной ренты (дохода, не связанно­го с предпринимательской деятельностью), бесплатный принудитель­ный труд крепостного, работающего со своим инвентарем в хозяйстве феодала. На Руси появилась во времена Киевского государства, укре­пилась во второй половине XVI в., широко использовалась до первой половины XIX в. Барщинная система держалась на натуральном хо­зяйстве, прикреплении крестьян к земле, личной зависимости от фео­дала, дававшего своим крестьянам земельные наделы. Крепостные сами себя кормили, вносили оброк феодалу, платили налоги государству.
  4. БАСКАК — представитель Ордынского хана в русских княжествах для контроля над местными властями и сбором дани. Баскачество отменено при Иване I Калите в первой половине XIV в.
  5. БАСМА — ханский ярлык (пайцза), представлявший собой пластинку с надписью. Служил верительной грамотой, пропуском, знаком власти.
  6. БОБЫЛИ — 1. Бедное, иногда бездворовое феодально-зависимое населе­ние XV — нач. XVIII вв. в России, несло некоторые повинности. С вве­дением подушной подати приравнены к крестьянам. 2. Обнищавшие, бездомные, одинокие люди.
  7. БОЯРЕ — высшее сословие феодалов в Русском государстве в IX-XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии.
  8. БОЯРСКАЯ ДУМА — в Киевском государстве — совет при князе в соста­ве старшей дружины и приближенных лиц. В период раздробленности — Совет знатных вассалов при князе. В конце XV — нач. XVIII вв. — по­стоянный сословно-представительный законосовещательный орган ари­стократии при князе (царе). Думные чины: думные бояре, окольничие (возглавляли приказы, полки), придворные, думные дворяне, думные дьяки.
  9. БЫДЛО – в прямом значении – рабочий скот; в переносном – люди, бессловесно и покорно выполняющие для кого-то тяжёлую работу.
  10. БЫЛИНЫ (старины) — русские народные песни-сказания, складывав­шиеся в IX-XIII вв., воспевали богатырей и героев, отражали нравст­венные и социальные идеалы народа.
  11. БЫТ – повседневная жизнь.
  12. ВАНДАЛИЗМ (от имени вандалов — германских племен, известных своими огромными разрушениями памятников античной культуры в V в.) — бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей, связанное с агрессией, местью, корыстью и другими причинами.
  13. ВАССАЛ (лат. — слуга) — феодал, зависимый от более крупного феода­ла (сеньора), получивший от него земельный участок и обязанный за это ему служить. Крупный феодал, в свою очередь, подчинялся феода­лу, стоящему над ним (сюзерен). Складывалась так называемая фео­дальная лестница — вассалитет. На Руси великому князю подчинялись удельные князья, а им — бояре.
  14. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ — глава великого княжества на Руси в X-XV вв. и Русского государства XV — сер. XVI вв. В Российской империи — член императорской фамилии, к которому обращались — «ваше император­ское высочество». Наименование входило в полный титул императора (например, «великий князь Финляндский»).
  15. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-1698 гг. России в Западную Европу во главе с Ф. Лефортом, Ф. Головиным, П. Вознициным при участии Петра I (под именем Петра Михайлова) для создания антитурецкого военного союза, обучения военному, морскому, инженерному делу, приглашения мастеров в Россию, знакомства с Европой, закупки необходимых това­ров. Подготовило условия для войны со Швецией за Прибалтику.
  16. ВЕРВЬ — название общины в Древней Руси.
  17. ВЕЧЕ — народное собрание на Руси в X-XIV вв., играло большую роль в городах второй половины XI-XII вв. (в Новгороде, Пскове, Вятской земле сохранилось до конца XV — нач. XVI вв.). Решало основные во­просы управления, использовалось феодалами для ограничения власти князей.
  18. ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ – исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков.
  19. ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ – крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций (например, церкви).
  20. ВЛАДЫЧЕСТВО – господство.
  1. ВЛАСТЬ — способность оказывать воздействие на кого-либо, используя во­лю, авторитет, силу, права (родительская власть). Политическое господ­ство, система политических органов, средство осуществления политики.
  2. ВОЕВОДА — глава военного отряда, правитель провинции, города на Руси с X в.
  3. ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ (вождество) — форма государственности на стадии разложения первобытнообщинного строя, когда возникает власть наследственного князя, ограниченная вече и имеющая большие остатки родовых отношений.
  4. ВОЛОСТЬ — в Древней Руси территория княжества, которой управлял волостель; полусамостоятельное владение — удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV в. — часть уезда, с 1861 г. — единица крестьянского управления, возглавляемая правлением, куда входили волостной старшина, сельские старосты избиравшиеся волостным сходом.
  5. ВОЛХВЫ — языческие проповедники, знахари. Считались чародеями. В X-XI вв. выступали против христианства.
  6. ВОТЧИНА – наследственное земельное владение.
  7. ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территорий.
  8. ВЫВОЗ КРЕСТЬЯНСКИЙ — в XV-XVI вв. увод феодалом крестьян от прежнего владельца (по договоренности с ним или насильно). С введе­нием заповедных лет вывоз запрещен, но нарушался. Соборное уложе­ние 1649 г. установило бессрочный поиск по делам о крестьянском вывозе.
  9. ВЫХОД – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
  10. ГЕТМАН – до середины XVII века так называли на Украине главу реестровых казаклв. После вхождения Украины в состав России гетманом стали называть правителя Украины и главу украинского казачьего войска.
  11. ГЛАГОЛИЦА — одна из двух славянских азбук. От кириллицы отлича­лась формой букв. Создана славянскими проповедниками братьями Кириллом и Мефодием в IX в.
  12. ГОЛОВА — название военных и административных должностей в Рос­сии XVI-XVII вв. (стрелецкий голова и др.) и выборных городских и сословных должностей в XVIII — нач. XX вв. (городской голова и др.)
  13. ГОЛЫТЬБА – городская и сельская беднота, не имевшая постоянного места жительства и нанимавшаяся на различные работы (их называли также «гулящими» людьми).
  14. ГОРОДИЩЕ (археол.) — остатки древнего укрепленного поселения, го­рода. Древнейшие — относятся к эпохе неолита, большинство — желез­ного века.
  15. ГОРОДНИЧИЙ — городовой приказчик в России XVI-XVII вв. В 1775-1862 гг. глава административно-полицейской власти уездного города.
  16. ГРАВЮРА – печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.
  17. ГРАМОТА — письменный документ в России в X — нач. XX вв. Свиде­тельство о даваемых правах, наградах, совершении сделок, установле­нии каких-либо отношений (Данная, Жалованная, Купчая, Уставная грамоты и др.).
  18. ГРИВНА — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси. Название происходит от гривны — украшения из золота или се­ребра в виде обруча, которое носили на шее (на «загривке»). Гривной называли определенный вес (гривна серебра — денежно-весовая едини­ца). Гривна, состоящая из определенного количества серебряных монет, стала гривна-кун. Гривна серебра (весовая) и гривна кун (счетная) ис­пользовались как платежно-денежные понятия. В XII в. в Новгороде гривна серебра (204 г) равнялась 4 гривнам кун (1 гривна кун 51 г). В XIII в. новгородская гривна именовалась рублем. Гривна с 1701 г. на­зывалась гривенником — в 10 коп. Чеканилась с 1701 по 1930 г. обычно из серебра, с 1931 г. — из медно-никелевого сплава.
  19. ГРИДИ — в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя (IX-ХИ вв.), жили в дворцовых помещениях — гридницах.
  20. ГУБА — территориальный округ в России XVI-XVII вв. во главе с губ­ным старостой. Примерно совпадала с волостью, а с сер. XVI в. — с уездом.
  21. ГУБНАЯ РЕФОРМА — проведена в 30-50-е гг. XVI в. по изъятию из суда наместников дел о разбойниках и передаче их губным учреждени­ям — органам местного управления в губе. Ведали сначала сыском и су­дом по уголовным делам, затем вопросами текущего управления.
  22. ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ — в России XVI — нач. XVIII в. общее название воль­ноотпущенных холопов, беглых крестьян и посадских людей, других лиц без определенных занятий и местожительства. Не несли повинно­стей, жили работой по найму и грабежом.
  23. ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и на­родов. На Руси известна с IX в. В XI-XV вв. — налог и феодальная рента. В XIII-XV вв. — дань («выход») собиралась с русских земель в пользу Золотой Орды.
  24. ДАТОЧНЫЕ ЛЮДИ — в России XV-XVII вв. лица из тяглового населе­ния, отданные на пожизненную военную службу. С сер. XVII в. были в составе полков военного строя. Заменены рекрутами.
  25. ДВОР — крестьянское хозяйство, как единица учета, обложения повин­ностями и пр. На Руси всякое казенное или общественное здание (Гостиный, Монетный двор). В XVI-XVIII вв. название ряда приказов (Польский двор). Царский (императорский) двор — вначале царская ре­зиденция (княжий двор, государев двор). В XVIII — нач. XX вв. — цар­ская семья и придворные.
  26. ДВОРЕЦКИЙ — глава дворцового управления в Русском государстве XV-XVII вв., который с XVII в. приобрел придворный титул. Также назывался управляющий хозяйством помещика в имениях и городских усадьбах.
  27. ДВОРОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — феодально-зависимые лица (челядь, холо­пы и др.), жившие при дворе феодала, обслуживая его и его семью.
  28. ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ — в Древней Руси придворный штат великих кня­зей. В конце XVII — первой половине XIX вв. категория крепостных (дворовые крестьяне). К 1861 г. их насчитывалось менее 7% крепост­ных, при освобождении земли не получали.
  29. ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — зависимое  население,   жившее  в   XII-XVIII  вв. на землях великих князей и царей, несли в их пользу феодаль­ные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 г. — удельные крестьяне.
  30. ДВОРЦОВЫЕ ЗЕМЛИ — личная принадлежность великого князя (царя), как частная собственность для обеспечения его двора. С 1797 г. — удельные земли.
  31. ДВОРЯНСТВО — в России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть во­енно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боя­рина. С XIV в. стало получать за службу землю — поместье, в XVII в. составляло основную массу землевладельцев, в интересах которых юридически оформлено крепостное право. При Петре I окончательно сложилось в класс — сословие. По «Табели о рангах» пополнялось выходцами из других сословий за продвижение по службе. Привилегии закреплены Екатериной II по «Жалованной грамоте дворянству» (1785). После 1861 г. экономическая роль ослабела, но продолжало господствовать политически до 1917 г.
  32. ДЕНГА — серебряная русская монета XIV-XVIII вв. Сперва из гривны (гривенки) серебра (204 г) чеканили 200 денги, составлявших москов­ский счетный рубль (двухсотденежный). Кроме денги чеканилась полуденга (полушка). По реформе 1554 г. чеканилась общегосударственная монета, вдвое тяжелее денги — новгородка, позже называлась копейка (изображался всадник с копьем). 100 новгородок составляли москов­ский счетный рубль (в нем 100 реальных монет — копеек). Заложена основа русской десятичной монетной системы. С начала XVIII в. чеканилась медная денга, которая с 1849-1867 гг. имела надпись «денеж­ка». С конца XVIII в. слово денга стали писать деньга.
  33. ДЕТИ БОЯРСКИЕ — в XV-XVII вв. мелкие феодалы на военной службе у князей, царей, бояр, церкви. Слились с дворянством.
  34. ДЕТИНЕЦ — внутреннее укрепление в городе вокруг резиденции князя (епископа). С XIV в. — кремль.
  35. ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК – брак между представителями правящих династий разных государств.
  36. ДИНАСТИЯ (гр. — господство) — ряд монархов из одного рода, сменяю­щих друг друга по праву родства и наследования.
  37. ДУМНЫЕ БОЯРЕ — в XV-XVII вв. участники Боярской думы, ее первый чин. Кроме них в нее входили окольничие, думные дворяне, дум­ные дьяки.
  38. ДЬЯК (гр. — служитель) — начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до XVIII в. Руководил работой местных уч­реждений (съезжие избы) и приказов. С XV в. дьяки — землевладель­цы, входили в Думу низшим четвертым чином.
  39. ДЬЯКОН – низший чин православной церкви, помощник священника.
  40. ЕДИНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК — экономическое объединение регионов страны в XVII в., вызванное их специализацией и обменом между собой. Способствовал росту товарно-денежных отношений, со­кращению натурального хозяйства, развитию мелкотоварного производства. Политическое объединение закрепилось экономическим, и в XVII в. укрепилась централизация России.
  41. ЕРЕСЬ (гр. — особое вероучение) — течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование. На Руси поя­вилась с XII в. как обвинение духовенства в извращении слова Божия. В XIV-XVI вв. выступление стригольников, нестяжателей, новое учение Феодосия Косого и т.д. Использовалась народными массами в борьбе против феодального гнета.
  42. ЕПИСКОП – высшее духовное лицо в православной и других церквях, глава церковного округа.
  43. ЕФИМОК — русское название европейского серебряного талера, из ко­торого в XVII в. чеканились серебряные монеты. В 1654 г. сделана по­пытка создать крупную монету европейского типа, были выпущены рублевики, равные 100 копейкам, но содержание серебра меньше (28 г), чем 100 копеек (48 г). В 1655 г. введен талер с клеймом («ефимки с признаками») ценой 64 копейки. Выпуск ефимок прекратился в 1656 г., а в обращении до 1659 г., когда произведен его обмен на копейки.
  44. ЖИТИЯ СВЯТЫХ — биографии духовных и светских лиц, канонизиро­ванных христианской церковью, являются письменными памятниками (например, жития Бориса и Глеба, Владимира I, Ольги, Феодосия Печерского и др.). Включены митрополитом Макарием в «Великие Четьи-Минеи».
  45. ЗАКОН РУССКИЙ — обычное право в Киевской Руси в IX-X вв. Отра­жен в договорах с Византией (911, 944) и в «Русской Правде». Свод обычаев уголовного, наследственного, семейного, процессуального права.
  46. ЗАКУП — в Киевской Руси общинник, взявший ссуду («купу») на дого­ворных началах, на определенный срок. Невыполнение обязательств превращало должника в холопа.
  47. ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — годы конца XVI в., в которые запрещался пере­ход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (26 ноября), что стало важным этапом закрепощения. Ввел Иван IV в 1581 г.
  48. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ — организация украинских казаков в XVI-XVIII вв. за порогами Днепра в виде вольницы — казацкой республики с сечевой радой во главе с кошевым атаманом. Делилась на 38 куреней (курень — войсковое подразделение).
  49. ЗАСЕКА — оборонительная линия от внешнего врага, заграждение из поваленных деревьев на Руси с XIII в. В XVI-XVII вв. создавались за­сечные полосы на южных и юго-восточных окраинах. Кроме засек строи­лись валы, рвы, частоколы, использовались реки, овраги. Имелись опор­ные пункты (остроги, крепости, сторожки). Важнейшей была Большая засечная черта — линия обороны от Рязани до Тулы. В XVII в. замене­на Белгородской чертой — линия Ахтырка-Тамбов для защиты от крым­ских татар, в нее входили крепости Белгород, Воронеж, Козлов и др.
  50. ЗВОННИЦА — надстройка на храме или поставленное рядом сооруже­ние с проемами для колоколов. В Пскове XIV-XVII вв. строились стенообразные звонницы.
  51. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV в сер. XVI в. заменила наместничье управление, основанное на кормлении, на местное выборное самоуправ­ление — земскую избу с земским старостой, дьячком, целовальником. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного пред­ставительства.
  52. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI — конца XVII вв. Включали членов Освященного Собора, Боярской думы, государева двора, выборных от провинциаль­ного дворянства и богатых горожан. Введены Иваном IV, прекратили действовать при Алексее Михайловиче. Рассматривали важнейшие во­просы государства (Соборное уложение 1649 и пр.).
  53. ЗЕМЩИНА — основная часть территории России, не включенная в оп­ричнину (1565-1572) Иваном IV. Центр — Москва. Управлялась зем­ской Боярской думой и приказами, имела свою казну и войско.
  54. ЗЕРНЬ — техника, изготовления ювелирных украшений, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент, использу­ется вместе со сканью — украшением из витой тонкой проволоки драго­ценных металлов.
  55. ЗЛАТНИК — первая золотая монета, чеканившаяся в Киевской Руси при Владимире I. Вес 4,2 г. Со временем стал русской единицей веса — зо­лотник (4,266 г.).
  56. ИДОЛ (гр. — образ) — изображение божества, духа, как предмет покло­нения.
  57. ИЕЗУИТЫ – члены католической монашеской организации (ордена), ставившей целью укрепление и распространение католицизма и власти папы римского.
  58. ИЕРАРХИЯ (гр. — священная власть) — в христианской церкви порядок расположения священнослужителей от высшего к низшему. Иерарх — высший священнослужитель (архиерей). В бюрократическом аппарате система подчиненности.
  59. ИЗБА — присутственное место Древней Руси; первоначальное название в XVI в. приказа (Посольская изба и др.).
  60. ИЗБРАННАЯ РАДА — неофициальное правительство России при Иване IV и конце 40-х и в 50-х гг. XVI в. (А. Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. М. Курбский и др.). За компромисс между разными слоями феодалов, проведение реформ центрального и местного управления, присое­динения Поволжья, борьбы с Крымом.
  61. ИЗВОЗ — перевозка грузов и пассажиров гужевым транспортом, одна из повинностей крестьян и форма промысла.
  62. ИЗГОИ — в Древней Руси лица, вышедшие из своей социальной катего­рии (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выку­пившиеся холопы). Могли быть и князья, лишившиеся своих княжеств и изгнанные из них.
  63. ИЗРАЗЦЫ – керамические плитки для облицовки печей, стен и т. п.
  64. ИОСИФЛЯНЕ — церковно-политическое течение XV — сер. XVI вв. во главе с основателем Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифом Волоцким. Одержали победу над нестяжателями. Выступали за богатую церковь, ее земли, незыблемость церковных догм.
  65. КАБАЛА (араб. — обязательство) — форма личной зависимости, связан­ная с займом, невозвращенным долгом. Употреблялась на Руси с XIV в.; гнет.
  66. КАГАН — титул главы государства у тюркских народов (авар, печене­гов, хазар и др.), с конца VIII — начала IX вв. у восточных славян ис­пользовался наряду с княжеским титулом, в XIII в. — у монголов.
  67. КАНОН – правило.
  68. КИРИЛЛИЦА — одна из двух вместе с глаголицей славянских азбук, созданных Кириллом и Мефодием в конце IX — нач. X вв. на основе греческого письма, была распространена среди восточных славян, ре­формирована Петром I в 1708 г.
  69. КЛЮЧНИК — слуга в имении, ведавший хранением продовольственных и других запасов; эконом, имеющий ключи от хранилищ.
  70. КНЯЖЕСТВА — независимые и вассальные государства во главе с князьями, возникли у восточных славян в VIII в., входили в Киевскую Русь, дробились на уделы. В период раздробленности крупные княже­ства назывались Великими. В конце XV — нач. XVI вв. вошли в состав Русского централизованного государства.
  71. КНЯЗЬ — вождь племени, глава дружины; с развитием феодального об­щества — правитель, глава княжества. На Руси старший из князей на­зывался великим, остальные — удельными; почетный наследственный дворянский титул, который с XVIII в. жаловался царем за особые за­слуги (А. Д. Меншиков, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов и др.).
  72. КОКОШНИК — в русской архитектуре церквей XVI-XVII вв. украшение в виде множества полукруглых, килевидных ложных закомар, часто расположенных ярусами.
  73. КОЛОНИЗАЦИЯ — заселение и освоение окраинных земель страны (внутренняя); поселения за пределами страны (внешняя). С конца XVI в. началось освоение Сибири и Дальнего Востока. В XVI-XVII вв. заселя­лись южные земли, в XVIII в. — районы Сев. Причерноморья, Завол­жья. Проводилась политика переселения в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Сев. Кавказ. Царизм превращал окраины России в рынки сбыта и источники сырья — внутренние колонии.
  74. КОЛЯДКИ – обрядовые песни, с которыми люди, одетые в особые одежды (ряженые), ходили по домам и желали хозяевам счастья и благополучия в грядущем году.
  75. КОНУНГ — у скандинавов — военный вождь (варяжский конунг Рю­рик). С образованием государств в Швеции, Дании, Норвегии — король.
  76. КОПЕЙКА — русская разменная монета, введенная в обращение в 1534 г., составляла 1/100 рубля. Вначале называлась новгородской денгой -новгородкой, затем копейной денгой или копейкой (по изображению всадника с копьем). Из серебра чеканилась до 1718 г. Попытка чека­нить медную копейку при Алексее Михайловиче оказалась неудачной. Петр I ввел в обращение медную копейку с 1704 г., чеканившуюся до 1916 г. В СССР медная копейка выпускалась в 1924-1926 гг., а затем из медно-цинкового сплава.
  77. КОРМЛЕНИЕ — на Руси система содержания должностных лиц (наме­стников, волостелей и др.) за счет местного населения. Ликвидировано при Иване IV Земской реформой 1555-1556 гг.
  78. КРАМОЛА – заговор, мятеж, нечто запретное.
  79. КРЕМЛЬ (до XIV в. детинец, позже кром) — центральная часть древне­русского города, оборонительный комплекс, обнесенный крепостной стеной, местожительство князя, ядро города, вокруг которого распола­гался посад — поселение ремесленников и торговцев. Кремль и посад, обнесенный городьбой, составляли город.
  80. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (крепостничество) — форма феодальной зави­симости крестьян: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу. В Русском государстве юридически оформилось Судебником Ивана III 1497 г., указами о заповедных и урочных летах, Соборным уложением Алексея Михайловича 1649 г. Имея надел, орудия труда, хозяйство, крестьянин сам себя кормил, работал на феодала (барщина), вносил плату феодалу (оброк), налоги государству, нес определенные повин­ности. В XVII-XVIII вв. все несвободное население стало крепостным крестьянством. Существовало несколько веков, отменено крестьянской реформой 1861 г.
  81. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ — тип христианского храма, возник­ший в Византии, использовался в храмовом строительстве Киевской Руси. Четыре, шесть и более столпов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть имела выступы — апсиды, составляющие алтарь храма, в западной части располагался балкон — хоры, где во время богослужения находился князь с семьей. Алтарь от­делен от зала перегородкой с иконами (иконостас).
  82. КУПЧАЯ (купчая крепость) — акт приобретения в собственность имуще­ства в России XII — нач. XX вв.
  83. ЛЕТОПИСИ — исторические, литературные памятники Русского госу­дарства XI-XVII вв., погодные записи, хроника событий. Первоначаль­ным центром летописания был Киев («Повесть временных лет»), в пе­риод раздробленности появились местные центры (Ипатьевская, Лаврентьевская и др. летописи). В XV в. основным центром стала Москва (Троицкая летопись). Сохранились в основном в поздних списках.
  84. ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН (Ливония) — католическое государство и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике на землях ливов и эстов (1237-1561), жестоко подавлял латышей и эс­тонцев, вел захватнические походы против Литвы и Русского государ­ства. Разгромлён и ликвидирован в Ливонской войне русскими войска­ми в 1561 г.
  85. МАЙОРАТ (лат. — старший) — система наследования недвижимости (особенно земельной собственности), при которой она полностью пере­ходит к старшему наследнику, что ведет к сохранению крупных владе­ний (Указ Петра I «О единонаследии» 1714 г.).
  86. МАНУФАКТУРА (лат. манус — рука, фактура — изготовление) — круп­ное предприятие с ручным трудом, разделенным на специальности. В России возникла во второй половине XVII в. и действовала до первой половины XIX в. Если в Европе основана на наемном труде, то в Рос­сии преобладал крепостной труд, а мануфактуры были государственными (казенными). В нач. XVIII в. при Петре I происходит передача мануфактур в частное владение с использованием труда приписанных к ним государственных крестьян. В 1721 г. разрешено покупать людей к предприятиям и прикреплять мастеровых (1736). Мануфактуры с куп­ленными работными людьми стали посессионными (лат. — посессио — владение). Способствовала развитию товарно-денежных отношений, усилению общественного разделения труда, подготовила переход к ма­шинному производству.
  87. МЕСТНИЧЕСТВО — 1. Система распределения служебных мест среди феодалов в Русском государстве XIV-XVI вв. при назначении на воен­ную, административную, придворную службу по их знатности рода, положению предков, приближенности к властям, часто без учета спо­собностей, личных качеств. Отменено в 1682 г. 2. Деятельность, на­правленная на решение местных интересов в ущерб общему делу.
  88. МИР — крестьянская община в России в XIII — нач. XX вв.
  89. МОЗАИКА — изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, керамики, смальты (цветное непрозрачное стекло в виде не­больших кусочков). Использовалась в храмовом убранстве, иконописи, применяется для украшения зданий.
  90. МОНАСТЫРЬ (гр. — келья отшельника) — община монахов (монахинь) с определенными правилами (устав). Монахи отрекаются от светской жизни, принимают постриг, обет безбрачия, воздержания, обязаны строго выполнять устав. Владел землями, монастырскими крепостными крестьянами. Настоятель монастыря игумен (игуменья). В 1650-1725 гг. действовал Монастырский приказ — центральное государственное уч­реждение, ведавшее административно-финансовыми и судебными во­просами церковного управления.
  91. МОСКОВИЯ — название Русского государства в иностранных источни­ках XVI-XVII вв.
  92. МУЖИ – знатные люди.
  93. НАЙМИТЫ — общее название в Русском государстве XII-XVII вв. разо­рившихся крестьян и посадских, беглых холопов и др., нанимавшихся на работу и попадавших в личную зависимость от нанимателя.
  94. НАМЕСТНИК — должностное лицо на Руси в XII-XVI вв., возглавляв­шее местное управление. В XVIII — нач. XX вв. глава наместничества, состоявшего из 2-3 губерний, в Царстве Польском (1818-1874), на Кав­казе (1844-1883, 1905-1917).
  95. НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА — место поселения иностранцев в Русских горо­дах XVI-XVII вв. В Москве такое поселение называлось Кукуй на пра­вом берегу Яузы XVII — нач. XVIII вв. (Кукуй — ручей, приток Яузы).
  96. НЕСТЯЖАТЕЛИ — религиозно-политическое течение конца XV — нач. XVI вв., возглавляемое Нилом Сорским. Требовали преобразования церкви, отказа от церковных богатств и земель, выступали за самоусо­вершенствование, аскетизм, личный труд монахов. Против них высту­пили иосифляне. Осуждены церковными соборами (1503, 1531).
  97. НОГАТА (араб. — нагд — отборная монета) — денежная единица вместе с куной и резаной в X-XV вв. Вес 2,5 г серебра = 1/20 гривны. Это ре­альная серебряная монета высокой пробы.
  98. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ — взгляд некоторых историков на основание норманнами (варягами) Русского государства. Выдвинута в сер. XVIII в. При Анне Ивановне во время господства немцев в России (бироновщи­на) немецкими историками Г.Байером, Г.Миллером и др., которые ис­пользовали легенду о призвании Рюрика в Новгород и считали не сла­вян, а варягов (норманнов) создателями русского государства из-за от­сталости русских. Против этой теории выступили М.В.Ломоносов и ряд других историков, доказав ее несостоятельность.
  99. ОГНИЩАНИН (хозяин огнища — очага, домовладелец) — в Древней Руси старший дружинник, ближайший советник князя, представитель высшей знати, «княжеский муж».
  100. ОКОЛЬНИЧИЙ – второй по значимости чин члена Боярской думы.
  101. ОПАЛА – наказание (немилость) царя, которое выражалось в разнообразных формах, например в запрете являться во дворец, домашнем аресте, лишении чинов, ссылке, тюремном заключении.
  102. ОПРИЧНИНА (старорус. — опричь — кроме) — в Русском государстве в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин великокняжеских семей. Иван IV выделил себе личный удел (1565-1572), где установил терро­ристический режим военной диктатуры, проводимой опричниками в борьбе с предполагаемой изменой среди феодалов (репрессии, казни, конфискации и пр.). Имела тяжелые последствия для страны, ослаби­ла ее политически и экономически.
  103. ОРДА — у тюркских и монгольских народов военно-административная организация, позже — становище кочевников, ставка правителя государ­ства. Многочисленное скопище людей.
  104. ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — дань с русских земель Золотой Орде (XIII-XV вв.). Размер непостоянен. Собирался баскаками до нач. XIV в., за­тем — русскими князьями.
  105. ОСТРОГ — деревянное укрепление в пограничной полосе древнерусских княжеств с XII в. В XIV-XVII вв. распространены на южных рубежах, в Сибири. Некоторые позже стали крупными городами. В XVIII-XIX вв. — название тюрьмы, обнесенной стеной.
  106. ОТРОК — младший княжеский дружинник на Руси Х-ХII вв., участво­вал в походах, сборах дани, выполнял поручения князя.
  107. ПАРСУНА (от слова «персона») — портретная живопись конца XVI-XVII вв., использовавшая приемы иконописи в написании портретов.
  108. ПАРЧА – ткань на шёлковой основе с золотым шитьём, имеющая сложные узоры.
  109. ПЕНЬКА – волокно из конопли для производства канатов.
  110. ПЕРГАМЕНТ (от греческого города Пергам) — писчий материал из вы­деланной кожи, использовался для написания книг и документов в от­личие от бересты, применявшейся для обычных текстов.
  111. ПЕРЕЛОГ — примитивная система земледелия, при которой после не­скольких урожаев землю оставляли без обработки на 8-15 лет для вос­становления плодородия почвы и переходили на новый участок.
  112. ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ — сводные документы подворовых переписей мужского населения «тягловых» (податных) дворов с указанием родст­венных отношений и возраста. Сменили писцовые книги XVII — нач. XVIII вв., служили основой подворового обложения.
  113. ПЕЧАТНИК — должностное лицо при дворе русских князей и царей — хранитель государственной печати (XIII-XVII вв.), в XVI-XVII вв. воз­главлял Печатный, Посольский и др. приказы, руководил личной кан­целярией царя и архивом.
  114. ПИСЦЫ — в Древней Руси переписчики рукописей и рукописных книг; иконописцы, авторы книжных миниатюр; составители деловой доку­ментации; с XVIII в. мелкие чиновники.
  115. ПИЩАЛЬ (от «пищать») — древнерусское название аркебузы — тяжело­го, длинного ружья, заряжавшегося с дула каменными, затем свинцо­выми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. В XVI в. заменена мушкетом.
  116. ПЛИНФА (гр. — кирпич) — широкий, плоский обожженный кирпич, применявшийся при строительстве на Руси в Х-ХШ вв.
  117. ПОВОЗ — вид феодальной повинности, состоящей в перевозках по при­казу феодала, в выдаче коней для его гостей и др. С XV в. денежный оброк и ямская повинность.
  118. ПОГОСТ — центр сельской общины, платившей дань — урок, установ­ленный князем. Позже центр административно-податного округа, круп­ное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.
  119. ПОДОЛ — часть древнерусского города, расположенная у подножья горы, на низменном месте у реки (нижняя часть Киева, центр ремесла и торговли, речной порт).
  120. ПОДЫМЩИНА — налог в пользу местной администрации в XVI-XVIII вв., взимавшийся с «дыма» — с крестьянского дома, хозяйства.
  121. ПОДЬЯЧИЙ — служащий в приказах и местных учреждениях XVI — XVIII вв. Делились на старших, средних и младших. Старший — бли­жайший советник дьяка, руководил в приказе столом, повытьем (струк­турные части приказа).
  122. ПОЖИЛОЕ — денежный сбор с крестьян в XV-XVII вв. при уходе от феодала в Юрьев день 26 ноября (за неделю и после неделю). Кресть­янский выход установлен Судебником Ивана III (1497), размер пожи­лого увеличен Судебником Ивана IV (1550). Исчезло с полным закрепощением крестьян. В XVII-XVIII вв. название штрафа, налагаемого за прием беглых крестьян.
  123. ПОЛАТИ – деревянные настилы, сооружаемые под потолком.
  124. ПОЛК — воинская часть. На Руси с X в. полками назывались отряды, выставлявшиеся княжествами и городами. В XIII-XVII вв. части боево­го порядка действующей армии, имевшей 5-7 полков: передовой, пра­вой (левой) руки, засадный и др. В 30-е гг. XVII в. появились полки «иноземного строя» — воинские части, сформированные из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев, позже — из даточных людей.
  125. ПОЛТИННИК (полтина) — русская монета в половину рубля. В XIII-XIV вв. разрубленный на две равные половины рубль (слиток) давал две полтины, как реальную платежную единицу. Впервые выпущен мо­нетой из меди в 1654 г. В 1699-1915 гг. чеканился из серебра, в 1756, 1777-1778 гг. и из золота. В 1726 г. выпускался медный пол­тинник. В СССР в 1921-1927 гг. чеканился из серебра, с 1961 г. из медно-никелевого сплава.
  126. ПОЛУШКА — разменная серебряная монета, чеканившаяся с XV в. Са­мая мелкая монета Московского государства, равнялась 1/4 копейки, по реформе 1534 г. составляла 0,17 г серебра. С 1700 до 1810 г. чека­нились медные монеты с надписью «полушка», а с 1839 г. — «1/4 ко­пейки» до 1916 г.
  127. ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Позже — сама дань неопределенного размера. Ольга в X в. установила фиксированную дань — «уроки» с определенного рай­она — «погоста».
  128. ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение с сер. XVI в. до 1720 г. Наделял дворян поместьями, контролировал из­менения земельной собственности, проводил опись земель и перепись населения, сыск беглых крестьян. Центральная судебная инстанция по земельным вопросам.
  129. ПОМЕСТЬЕ — земельное владение, даваемое за военную и государствен­ную службу с конца XV до нач. XVIII вв. Нельзя продавать, обмени­вать, наследовать. Земельные владения дворян в XVI-XVII вв. посте­пенно сближались с боярскими вотчинами. Петр I (1714) уравнял их. Все земельные владения феодалов стали имениями, а феодалы — поме­щиками.
  130. ПОМЕЩИКИ — дворяне-землевладельцы, произошли от служилых лю­дей, «испомещавшихся» (получавших в пользование землю — поместье) за несение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 г. — собственностью. Бояре и дворяне уравня­лись в правах, возник единый господствующий класс феодалов — дво­ряне-помещики. Вотчины и поместья слились в имения-поместья. Вла­дели помещичьими крестьянами (крепостными) до крестьянской ре­формы 1861 г.
  131. ПОСАД — в русском городе торгово-промышленное население, селив­шееся у стен детинца. Посад обносился стеной, образуя город. Иногда посад делился на слободы и сотни (поселения военных, ремесленников по специальностям и пр.). В XV-XVII вв. ликвидированы свободные от налогов земли феодалов и запрещено селиться на них тягловому торгово-ремесленному населению.
  132. ПОСАДНИК — наместник князя в подвластных ему землях X-XI вв. В Новгородской и Псковской республиках (XII-XV вв.) — высшая госу­дарственная должность из знатных бояр, избиравшаяся на вече.
  133. ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — торгово-промышленное городское население, ко­торое несло государственное тягло (налоги, торговые пошлины, нату­ральные повинности и др.). В 1775 г. разделены на купечество и мещан.
  134. ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение, руководившее в 1549-1720 гг. внешней политикой, делами пленных и др. Заменен Петром I Коллегией иностранных дел.
  135. ПОСОХА — повинность тяглового населения в XVI-XVII вв., заключав­шаяся в поставке посошных людей (посошная рать) на временную во­енную службу в пехоте и на строительных работах.
  136. ПРИКАЗЫ — органы центрального управления в России XVI — нач. XVIII вв., а также местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв. В тот же период — название стрелецких полков.
  137. ПРОКУРОР (лат. — забочусь) — должностное лицо, осуществляющее надзор за точным исполнением законов всеми учреждениями, организа­циями, лицами и предотвращающее вскрытое нарушение. Должность введена Петром I в 1722 г. (генерал-прокурор П. И. Ягужинский).
  138. ПРОТОПОП — обиходное название протоиерея — старшего православ­ного священника (протопоп Аввакум).
  139. РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение XVI-XVII вв. занимавшееся сыском и судом по крупным уголовным делам, выступлениям крестьян и горожан, контролем губных учреждений.
  140. РАЛО — пахотное орудие, примитивный плуг. Одна из единиц обложе­ния данью в Древней Руси до XIV в.
  141. РАТЬ – войско.
  142. РЕГЕНТСТВО (лат. — правящий) — временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.
  143. РЕЕСТРОВЫЕ КАЗАКИ – часть украинских казаков, принимаемая на службу правительством за жалованье и внесённая в особый список – реестр.
  144. РЕМЕСЛО — мелкое ручное производство промышленных изделий кус­тарным способом простыми орудиями труда и мастерством производи­теля. Основано на индивидуальном труде с ограниченным числом по­мощников.
  145. РОСТОВЩИЧЕСТВО — предоставление денежных ссуд под высокий процент. Разоряло мелких производителей, создавало ростовщический капитал.
  146. СВОДЫ ЛЕТОПИСНЫЕ — историко-литературные памятники XI-XVIII вв. Включают предшествующие своды, летописи, повести, сказания, акты, родословные, предания и пр. Охватывают широкий круг событий.
  147. СВОЗ — сыск и возвращение беглых крестьян в XV-XVII вв.
  148. СКАЗАНИЕ — общее название произведений исторического и легендар­ного характера, связанных с фольклором («Сказание о князьях Влади­мирских» — XVI в., основано на легендах о происхождении русских ве­ликих князей от римского императора Августа, о получении Владими­ром Мономахом царских регалий от византийского императора Кон­стантина Мономаха).
  149. СКАНЬ (др. рус — свивать) — вид ювелирной техники, изготовление ук­рашений из тонкой золотой (серебряной) гладкой или свитой прово­локи.
  150. СКИТЫ (гр. — обитель) — поселения беглых старообрядцев в Поволжье, на Севере, в Сибири.
  151. СКОМОРОХИ — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшим как певцы, острословы, музыканты, акробаты, дрессировщики, исполнители сценок. Известны с XI в., подвергались гонениям. Запрещены в 1648 г. при Алексее Михайловиче за дерзко-обличительный характер выступлений и по требованию церкви.
  152. СЛОБОДА — в XI-XVII вв. поселения, временно освобождавшиеся от государственных повинностей (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, городские поселения ремесленников).
  153. СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ — лица, находившиеся на государственной службе XIV — нач. XVIII вв. С середины XVI в. делились на тех, кто служил «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владел землей с крестьянами, имел привилегии, занимал руководящие должности в армии и государственном управлении, и на служилых «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки в др.), набиравшиеся из крестьян и посадских людей, получавшие хлебное и денежное жалование, свободные от налогов и повинностей.
  154. СМЕРДЫ — свободные крестьяне-общинники в IX-XIV вв., которые постепенно попадали в зависимость от феодалов.
  155. СОБОР — 1. Собрание светских и духовных лиц для решения важнейших дел XVI-XVII вв. (Земский собор, Вселенский собор). 2. Главный храм города (монастыря), где совершает богослужение высшее духовное лицо. Архитектура собора отличается монументальностью.
  156. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ — свод законов, принятый Земским собором в 1649 г. при Алексее Михайловиче. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины XIX в.
  157. СОСЛОВИЕ — социальная группа общества со своими правами и обя­занностями, передаваемыми по наследству. В России со второй поло­вины XVIII в. укрепилось сословное деление на дворянство, духовенст­во, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений деление на сословия разрушаются, но остаются их пережитки. В России установилась сословная монархия — сословное представительство в виде Земских соборов (сословно-представительная мо­нархия).
  158. СОХА — 1. Древнее пахотное орудие, которое не переворачивало пласт) земли как плуг, а лишь отваливало его в сторону; 2. Единица податного обложения XIII-XVII вв., измерялась количеством рабочей силы, в XV в. — новгородская соха равнялась 3 обжам (обжа — сошная оглоб­ля, мера земли, вспаханная в день одной лошадью, а если впрягали три лошади, то 3 обжи), московская соха равнялась 10 новгородским. С середины XVI в. большая соха состояла из нескольких четвертей.
  159. СТАРЕЦ – пожилой монах, отшельник.
  160. СТОЛБОВЫЕ ДВОРЯНЕ — потомственные дворяне знатных родов, зане­сенные в XVI-XVII вв. в столбцы — родословные книги, в отличие от дворян более позднего происхождения. Столбцы — документы в виде склеенных свитков.
  161. СТОЛЬНИК — придворный чин — должность в XIII-XVII вв., прислужи­вал за столом, сопровождал князя (царя) в поездках, назначался на воеводские, посольские, приказные и др. должности.
  162. СТРЕЛЬЦЫ — служилые люди XVI — нач. XVIII вв., пехотинцы с огне­стрельным оружием, составляли постоянное войско. Набирались из свободного населения, служба стала пожизненной и наследственной с денежным и хлебным жалованием, иногда получали землю. Жили сло­бодами, могли заниматься торговлей, ремеслом. Подчинялись Стрелец­кому приказу. Ликвидированы Петром I после стрелецких восстаний 1682, 1698 гг. и в связи с созданием регулярной армии.
  163. СТРУГ — речное парусно-гребное плоскодонное деревянное судно дли­ной до 45 м. Применялся в XI-XVIII вв.
  164. СТРЯПЧИЙ — придворный чин ниже стольника, дворцовый слуга. В XVIII-XIX вв. — судебный чиновник.
  165. СУДЕБНИК — сборник законов. В 1497 г. Судебник Ивана III кодифи­цировал нормы обычного права, уставные грамоты, указы и др.; огра­ничил выход крестьян от феодалов Юрьевым днем. Судебник Ивана IV в 1550 г. утвержден Земским собором, закрепил централизацию государства.
  166. СУКНО – шерстяная ткань.
  167. СЫСК — в Русском государстве поиск беглых крестьян и лиц, выступающих против властей.
  168. ТЕРЕМ (гр. — жилище) — в Древней Руси верхний жилой ярус богатых хором, а также отдельные терема над воротами, на высоком подклете.
  169. ТИУН — должностное лицо у князя, боярина, управлявший имением, феодальным хозяйством в XI-XVII вв.
  170. ТОРГ — часть древнерусского города, находившаяся в посаде, городска торжище из торговых рядов по видам товаров.
  171. ТУШИНСКИЙ ЛАГЕРЬ — резиденция Лжедмитрия II, «нареченного пат­риарха» Филарета близ Москвы 1608-1610 гг.
  172. ТЫСЯЦКИЙ — военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до середины XV в. В Новгороде избирался из бояр на вече, был ближайшим помощником посадника.
  173. ТЯГЛО — денежные и натуральные повинности крестьян и посадских людей в XV — нач. XVIII вв. Платившие тягло и несшие государствен­ные повинности «черносошные» (лично свободные) и частновладельче­ские крестьяне — тяглые крестьяне. В XVI1I-XIX вв. тягло — единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков.
  174. УДЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ (удел) — доля члена княжеского рода в родовом владении; в XII-XVI вв. составная часть крупного великого княжества, управлявшееся членом великокняжеской семьи — удельное княжество; земельная собственность императорской фамилии, созданная в 1797 г. из дворцовых земель. Дворцовые крестьяне, жившие на них, стали удельными крестьянами — принадлежали императорской фамилии, платили оброк, несли повинности, освобождены в 1863 г., удельные земли им предоставлялись на выкуп, сдавались в аренду.
  175. УЛУС — административно-территориальная провинция в Сибири во главе с улусным головой, который следил за сбором дани (ясак) с улусных людей и за порядком.
  176. УРОКИ – размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги
  177. УРОЧНЫЕ ЛЕТА — в XVI-XVII вв. 5-ти — 15-летние и другие сроки по­иска беглых, и возвращение их феодалам. Соборным уложением 1649 г. введен бессрочный поиск.
  178. УСАДЬБА — комплекс жилых, хозяйственных, служебных построек, со­ставлявших единое целое. У крестьян: изба, гумно, хлев, конюшня и пр. У помещиков: барский дом, различные постройки, парк, церковь и др. В городах в усадьбу входили дом, служебные помещения, сад.
  179. УСОБИЦЫ – княжеские раздоры на Руси.
  180. УСТОИ – основы; то, что сложилось, устоялось.
  181. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ — прогрессивный, закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности фео­дальных владений. На Руси раздробленность произошла в сер. XII-XIII вв.
  182. ФЛАГ — Государственный символ, полотнище определенного цвета и размера. Женившись в 1472 г. на Софье Палеолог, Иван III взял ви­зантийский флаг с черным орлом на золотистом фоне. Позже (до Смуты) стали изображать на Орле белого Георгия Победоносца. Воз­никли государева цвета, расположенные по горизонтали: черный, золо­тистый, белый. В 1696 г. Петр I создал новый флаг, взяв за основу голландский (красный, белый, синий) и поменял полосы: белый, си­ний, красный. Возник новый государственный флаг. Для флота введен Андреевский флаг: на белом фоне голубой по диагонали косой крест. Флаг Ивана III считался императорским, а Петра I — государственным.
  183. ФРЕСКА (итал. — свежий) — живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде, как техника стенной живописи.
  184. ФУРАЖ – корм для лошадей, скота.
  185. ХОВАНЩИНА — события, связанные со стрелецким бунтом в мае 1682 г., которые царевна Софья направила против Нарышкиных. Стрельцов возглавил И. А. Хованский, руководитель Стрелецкого приказа, стре­мившийся к захвату власти. Поддерживал старообрядцев, выступил против правительства Софьи, казнен вместе с сыном Андреем (1682).
  186. ХОЛОПЫ — феодально-зависимое население в X — нач. XVIII вв., по положению близкое к рабам. Холопами становились: пленные; свобод­ные, не выполнившие обязательств; в результате брака с холопом (хо­лопкой). С XVII в. получали в пользование землю, облагались повин­ностями. С введением подушной подати (1722) превратились в крепост­ных крестьян. Со второй половины XVI в. по 1704 г. действовал Холо­пий приказ, ведавший документацией, связанной с холопством, отпус­ком холопов на волю, сыском и судом над ними.
  187. ХОРОМЫ — жилой деревянный дом в Древней Руси, часто из отделанных строений, соединенных сенями и переходами. Богатый, простор­ный дом, использовался в сочетании с теремами.
  188. ХОРУГВЬ (монг. — оронго — знамя, знак) — первоначально — войсковое знамя, затем вертикально свисающее полотнище с изображением Хри­ста или святых, укрепленное на длинном древке.
  189. ХРОНОГРАФ (гр. — время + пишу) — сочинение по всемирной истории. На Руси в XI-XVIII вв. переводные хронографы дополнялись русскими данными. Использованы в «Повести временных лет» и других сочине­ниях. В XV в. Пахомий Логофет создал Русский хронограф.
  190. ЦЕЛОВАЛЬНИК — 1. Должностное лицо в XV-XVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения фи­нансовых, судебных дел. Давал клятву (целовал крест). 2. Продавец в казенной винной лавке.
  191. ЧАСОВНЯ — небольшая христианская культовая постройка без алтаря.
  192. ЧЕЛОБИТНАЯ — письменное прошение (в XV — нач. XVIII вв.), при подаче которого «били челом», кланялись с прикосновением лба к земле. Податель челобитной — челобитчик.
  193. ЧЕЛЯДЬ — в древней Руси IX-XII вв. рабы, позже широкий круг фео­дально-зависимых людей. В XVIII-XIX вв. дворовые люди помещиков.
  194. ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в XIV-XVII вв. лично свободные кре­стьяне, владевшие общинными землями, несшие государственные по­винности. В XVIII в. стали государственными крестьянами.
  195. ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ — в XII-XVII вв. общее название тяглого городского и сельского населения, платившего все виды государственных налогов, исполнявшего повинности в пользу государства.
  196. ЧЕТИ (четверти) — центральные учреждения XVI-XVII вв., ведали фи­нансовыми и административно-судебными делами по отношению к тяг­лому населению и питейными доходами. Взимали с податного населе­ния «четвертные доходы», за счет которых выплачивали высшим разря­дам служилых людей годовое жалование.
  197. ЭПОС – совокупность произведений народного творчества.
  198. ЮРОДИВЫЕ — на Руси аскеты, обладавшие, по мнению народа, даром прорицания. Выдавали себя за безумцев, некоторые страдали умствен­ным расстройством. Обличали царей, вельмож, почитались святыми, некоторые канонизированы Русской православной церковью (в Москве — Василий Блаженный, XVI в. и др.).
  199. ЯЗЫЧЕСТВО — религия периода первобытнообщинного строя, много­божие, поклонение силам природы и предкам, идолопоклонство (политеизм — многобожие).
  200. ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ — обязанность сельского населения предостав­лять для государственных нужд подводы, лошадей, возчиков. Действо­вала до начала XVIII в. Организацией перевозок, службой ямщиков, сбором налогов ведал Ямской приказ с сер. XVI в. до 1711 г. Ямщики жили в селениях на почтовых трактах (ямах) с семьями, получали жа­лованье.
  201. ЯРЛЫК (тюрк. — приказ) — льготные грамоты монголо-татарских ханов Золотой Орды подвластным светским и духовным феодалам.
  202. ЯРМАРКА — регулярно в определенное время устраиваемый торг в уста­новленном месте, на который съезжаются для продажи и закупки това­ров. В России с XVII в. (Макарьевская, Ирбитская и др.).
  203. ЯСАК — натуральный налог в XV — нач. XX вв. с народов Сибири, Се­вера, Дальнего Востока пушниной, скотом и пр.