Страны Азии, Африки и Америки

америка

Индия — страна сказочных богатств. В сказках и легендах Индия изображалась страной несметных богатств, в этом же убеждались оказавшиеся в стране иноземцы. Главными источниками богатств Индии были её природа, благоприятная для развития сельского хозяйства, и неустанный труд земледельцев и ремесленников. Крестьяне, отвоёвывая землю у джунглей и орошая её, дважды в год получали высокие урожаи зерновых, пряностей, фруктов. Страна была богата полезными ископаемыми, в том числе драгоценными камнями. Ремесленники Индии отличались мастерством, они умели изготовлять тонкие, как паутина, ткани. В городах шла бойкая торговля, всегда было много иноземных купцов. В XV в. в Индии побывал русский купец Афанасий Никитин; его описание своего путешествия является ценным источником по истории страны.

Защищённая почти со всех сторон морем, джунглями и высочайшими горами мира — Гималаями, Индия лишь с северо-запада была относительно доступна. В этом направлении проходили основные сухопутные торговые пути, отсюда же нападали враги. В V—VI вв. нашествия кочевников разрушили могущественную державу Гуптов. После этого Индия долго оставалась раздробленной. Возникавшие государства во главе с князьями — раджами боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. На жизнь простых людей всё это влияло не так уж сильно. Отчасти это было связано с особой ролью общины. В Индии она нередко отличалась большими размерами и сложным устройством, объединяя жителей целой области. Общины строили и ремонтировали оросительные каналы, организовывали жизнь своих членов, а при необходимости и самооборону.

С древности индийское общество делилось на четыре варны: жрецы-брахманы, воины, земледельцы (вместе с ремесленниками и торговцами) и зависимые люди — «слуги». Вне этого деления находились «неприкасаемые». Позже появилось более дробное деление на касты, причём часто для индийцев важнее была принадлежность к касте, чем к варне. Кастой была любая группа людей, занимавшаяся одним видом деятельности и отделявшая себя от других каст. Принадлежность к касте передавалась по наследству, обычно её члены заключали браки друг с другом. Одни касты возникли в результате выделения новых профессий, другие — в ходе присоединения к различным индийским государствам прежде независимых племён. Все вместе касты образовывали сложную иерархическую структуру. Число их менялось. Сейчас в Индии не менее трёх тысяч каст.  Как правило, высокому кастовому положению соответствовало богатство, а низкому — бедность. Кастовая система утверждала «естественность» неравенства и необходимость каст друг для друга.

В ходе своих завоеваний арабы покорили северную часть Индии. В начале XIII в. здесь возникло мусульманское государство со столицей в Дели — Делийский султанат. Султаны подчинили своей власти большую часть Индии. В середине XIII в. на султанат не раз нападали монголы, но захватить его так и не смогли. Однако в конце XIV века новый завоеватель, Тимур, разорил Дели, перебил и увёл в плен сотни тысяч людей. В результате страна раздробилась. Султанат включал теперь лишь территорию вокруг Дели, а в 1526 г. был захвачен завоевателями, вторгшимися с севера.

Поднебесная империя

С глубокой древности на Великой Китайской равнине, в нижнем течении рек Хуанхэ и Янцзы, существовали государства, которые в III в. до н. э. объединились в империю. Китай был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. Так, к началу XIII в. в Китае проживало около 100 миллионов человек — больше, чем в Европе того времени. В истории Китая выделяют несколько периодов, называемых по правившим тогда императорским династиям. В конце VI в. страну удалось вновь объединить после периода раздробленности и междоусобиц. При династии Тан (618—907) Китай торговал со странами, расположенными к западу от него. Туда вёл Великий шёлковый путь, заканчивавшийся у Средиземного моря.

image002

Наряду с купцами этим путём широко пользовались паломники и миссионеры. К тому времени в Китае распространился буддизм, мирно уживавшийся с традиционным для Китая конфуцианством и с другими религиями. Характерной чертой Китая была религиозная терпимость и взаимовлияние разных религий. Стремясь контролировать Великий шёлковый путь, императоры присоединили области на западе страны. Китайские войска даже вторглись в Среднюю Азию, но в 751 г. были разбиты арабами. В IX в. по Китаю прокатилась волна мятежей знати. Повышение налогов и злоупотребления при их взимании вызвали в 874—884 гг. крестьянскую войну под предводительством торговца солью Хуана Чао. В период смут и усобиц после падения династии Тан северные области империи завоевали племена киданей (отсюда происходит русское название страны — Китай). Затем династии Сун (960—1279) удалось вновь объединить почти всю страну.

Китай 2

Хотя период Сун был временем расцвета Китая, императорам постоянно приходилось отражать внешние угрозы, подавлять восстания крестьян и мятежи знати. Своим северным соседям империя выплачивала огромную дань серебром и шёлком. В XII в. кочевники захватили весь север страны. В начале XIII в. у северных границ Китая образовалось государство монголов. Используя вражду империи с её соседями, монголы сначала завоевали север Китая, а к 1279 г. — всю страну. Монгольский хан Хубилай перенёс свою ставку в Пекин, принял императорский титул и основал династию Юань (1271 —1368). Завоевание сопровождалось опустошением страны и гибелью населения. Но вскоре монголы восстановили прежнюю систему управления империей.

В Китае не раз бывали европейские купцы, дипломаты и миссионеры. Самым известным из них был Марко Поло. В этих путешествиях отразилась заинтересованность Запада в различных контактах с Дальним Востоком.  В середине XIV в. началось восстание против монголов. Один из его вождей в 1368 г. занял Пекин и стал императором. Основанная им династия Мин («Светлая») правила страной до середины XVII в.

Император именовался Сыном Неба. Его особа была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между верховным божеством — Небом и «Поднебесной», то есть землёй. Каждый китаец считался исполнителем воли Неба, переданной через императора. Китайское общество отличалось строгой иерархией. Каждый, от императора до простого слуги, занимал своё место в жизни, которому всё должно было соответствовать: занятия, манеры, одежда. В отличие от средневековой Европы в Китае родовая знать не имела прямого доступа к управлению страной. Император опирался на сотни тысяч специально подготовленных чиновников.  Чиновников назначали из всех слоёв общества, но только из числа тех, кто получил хорошее образование и сдал экзамены. Сдавшие самые сложные экзамены занимали высшие должности и получали щедрое жалованье. На экзамене писали сочинения, в которых следовало показать знание известных исторических, философских, религиозных произведений. К испытанию допускались все свободные люди, что позволяло привлекать на службу талантливых простолюдинов.

Средневековые Индия и Китай, унаследовав традиции древности, обогатили мир выдающимися достижениями архитекторов и художников, учёных и философов, писателей и поэтов. Впечатляют успехи индийских математиков (индийские цифры, вычисления площадей фигур и объёмов тел, действия с дробями). А одним из важнейших достижений китайцев стало изобретение книгопечатания. Правда, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возможности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново открыто Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы создали удивительно точный календарь (с погрешностью всего в 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Не менее впечатляют архитектура и искусство Индии и Китая. В Индии в первые века нашей эры, когда там был распространён буддизм, храмы иногда вырубали в скалах. Особенно поражают пещерные храмы Аджанты, украшенные великолепными фресками. В VII—VIII вв., когда буддизм в Индии вытеснялся индуизмом, стали возводить величественные индуистские храмы в виде высоких башен на огромных постаментах. Иногда мастера вырубали храмы в цельной скале, как скульптуры. Стены храмов были сплошь покрыты рельефами и статуями.

Китай

С XIII в. в Индии распространяется мусульманское искусство. Правители Делийского султаната строили дворцы, мечети с минаретами, роскошные гробницы — мавзолеи. В них гармонично сочетались традиции арабского и индийского зодчества. Искусство Китая также развивалось во взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом из Индии и других стран пришли новые традиции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Вырубались в скалах пещерные монастыри с исполинскими (до 15—17 м) статуями Будды. В честь буддийских святых возводились высокие многоярусные башни — пагоды. Тонкое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

В эпохи Тан и Сун замечательного расцвета достигла живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивавшихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Китайские художники любили пейзажи — картины природы, прекрасные в своей гармонии. Жанр пейзажа назывался «горы и воды», причём гора воплощала активные, светлые, мужественные силы природы, а вода — пассивное, тёмное, женственное начало. Так в названии пейзажа воплотились представления китайцев о мире. Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китайский фарфор. В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг…». Китайцы ревниво берегли секреты фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в.

Япония

Япония расположена к востоку от Китая на множестве островов (из них 4 крупных). Климат там благоприятен для земледелия, но занятие им требует немалого труда: острова в основном гористые, земель, удобных для обработки, мало. Япония отличается уникальными по красоте ландшафтами; возможно, поэтому японцы тонко чувствуют красоту природы, что проявилось в их поэзии и живописи, в искусстве составлять букеты цветов (икебана) и разводить сады. Близость Китая способствовала его огромному влиянию на Японию, а её островное положение защищало от кочевников. Море кормило японцев, но оно же и таило опасность: огромные океанские волны (цунами) не раз разрушали прибрежные города и деревни. Нередко случались и другие стихийные бедствия — землетрясения, извержения вулканов. Веками японцы учились противостоять стихии, вырабатывая в себе такие качества, как трудолюбие и дисциплинированность. Предки японцев переселились на острова с материка, вытеснив местные племена. Они заимствовали у китайцев чай и рис, достижения науки, медицины и военного дела, иероглифическую письменность и многое другое. Из Китая был воспринят и буддизм, который мирно уживался с традиционными японскими верованиями.

В IV в. н. э. в Японии сложился союз племён, ставший основой государства. Возглавлявший этот союз знатный род происходил, как считалось, от божества Солнца. Его представители приняли титул императора и  в VII в. распространили своё влияние почти на всю Японию. Императоры считались богами, но их власть носила церемониальный характер, а на деле страной управляли наиболее влиятельные князья. Им служили многочисленные профессиональные воины — самураи, получавшие землю за свою службу. Во многом они напоминали европейских рыцарей. Самураи верно служили господину, доводя своё воинское мастерство до совершенства, и ценили честь выше жизни. В конце XIII в. Японию попытались захватить монголы, но в одном случае им помешала буря, а в другом — решимость самураев сражаться до конца.

Япония

Монголы   

На просторах Азии находилось место не только для высокоразвитых цивилизаций с их процветающим земледелием, городами и письменностью. Были и бесконечные степи, населённые многочисленными племенами кочевников-скотоводов. Обширную территорию к северу от Китая занимали монгольские племена: собственно монголы, татары, меркиты и другие. Позже по названию племени, которое возобладало над остальными, всех их стали называть монголами, но нередко монголо-татарами или татарами.

Монголы разводили коней, быков, овец; жили в юртах, которые во время кочёвок перевозили на повозках; поклонялись Вечному небу — Отцу — и Чёрной земле — Матери. В XII в. у монголов менялось устройство общества, усиливалось неравенство. Племена возглавляли ханы («хан» означает «правитель»), опиравшиеся на дружины воинов. Племена постоянно враждовали друг с другом. В начале XIII в. одному из ханов, Темучину, удалось разгромить соперников и объединить монгольские племена под своей властью. В 1206 г. курултай — собрание представителей ханского рода и кочевой знати — подтвердил верховную власть Темучина над Монголией и принятый им титул — Чингисхан (что означает «океан- хан», то есть хан, власть которого безбрежна, как океан). Подчинив всю Монголию и укрепив своё государство (по-монгольски — улус), Чингисхан начал завоевание других стран.

Завоевания Чингисхана

Проведя жизнь в непрерывных войнах, Чингисхан видел свой идеал в воине-завоевателе, смысл жизни которого в том, чтобы насладиться гибелью и позором врага. Он считал себя ханом всех народов, избранным Вечным небом. Отказ любого народа признать его власть рассматривался как неповиновение, которое следовало подавить силой. Однако власть хана была ограничена правом сородичей на участие в управлении и правом знати утверждать нового хана на курултае. К началу завоеваний в распоряжении Чингисхана имелось великолепное стотысячное конное войско. Позже его численность значительно возросла. Воины, сплочённые железной дисциплиной и жаждой добычи, имели отличную боевую выучку, а полководцы обладали немалым тактическим мастерством.

По мере завоеваний развивались методы ведения войны, крайне жестокие. Кровавые расправы с целью устрашения сознательно использовались Чингисханом. Тех, кто сразу сдавался в плен, монголы обычно оставляли в живых и нередко включали в своё войско. Завоёвывая Северный Китай, монголы научились осаждать и штурмовать хорошо укреплённые города, использовать тараны и устройства для метания камней, которые нередко обслуживали сами же китайцы. Покорив кочевников Центральной Азии, монголы на западе подошли к границам огромного государства хорезмшахов, включавшего Среднюю Азию, Иран и другие земли. Вместо того чтобы собрать все свои военные силы вместе, как это сделали монголы, хорезмшах рассредоточил их по гарнизонам городов. Многие города упорно сопротивлялись врагам, но были взяты поодиночке. Захваченные города были беспощадно разграблены, жители перебиты или обращены в рабство. Один из отрядов монголов, разорив Иран и Закавказье, напал на половцев и разбил их вместе с поддержавшими их русскими князьями в 1223 г. на реке Калке.

23. Чингисхан
Чингисхан

В 1227 г. Чингисхан умер. Сыновья и внуки разделили его державу на части — улусы, а один из них унаследовал титул Великого хана. Несмотря на раздел, все монголы подчинялись Великому хану и продолжали совместные завоевания. Покорив Северный Китай, они собрали войска со всех улусов и начали грандиозный поход на запад под командованием внука Чингисхана Бату (на Руси его называли Батыем). Разорив в 1236—1240 гг. Волжскую Болгарию и большую часть русских княжеств, они двинулись дальше, на Западную Европу. Монголы нанесли поражение польским и венгерским войскам и вышли к Адриатическому морю, но затем повернули назад. В Европе вздохнули с облегчением.

Ещё одно монгольское войско во главе с внуком Чингисхана Хулагу обрушилось на Переднюю Азию. Хулагу закрепился в Иране, в 1258 г. взял Багдад и уничтожил Арабский халифат, но Египет завоевать не сумел. Государство, образованное Хулагу из завоёванных им земель, лишь на словах подчинялось Великому хану. Тогда же, с середины XIII в., начали обособляться Золотая Орда и Чагатайский улус. Обособление западных областей Великий хан компенсировал завоеванием юга Китая. Однако во второй половине XIV в. монголы были изгнаны из Китая. Держава, созданная Чингисханом, перестала существовать. В отличие от арабов, создавших Халифат с помощью завоеваний, но скрепивших покорённые народы своей верой и языком, а также прославившихся высокими достижениями культуры, монголы остались в истории, прежде всего, разрушителями. Возникновение единого государства было важнейшим событием в истории Монголии. Прекращение племенных междоусобиц создавало условия для развития хозяйства страны и её самобытной культуры. Однако завоевания Чингисхана принесли тяжёлые бедствия народам многих стран. Погибло неисчислимое множество людей, целые страны были разорены, цветущие города навсегда исчезли с лица земли. В самой же Монголии от завоеваний выиграла, прежде всего, знать, а простые кочевники по-прежнему жили в бедности.

В середине XIV в. Средняя Азия распалась на несколько самостоятельных владений. В 1370 г. власть в междуречье Амударьй и Сырдарьй захватил Тимур, ставший затем одним из самых знаменитых завоевателей в мировой истории.

Тимур происходил из знатного монгольского рода, но своим возвышением обязан собственным способностям. Его идеалом был Чингисхан, которого он напоминал и практичным умом, и честолюбием, и жестокостью. Не принадлежа к числу потомков Чингисхана — чингисидов, Тимур из уважения к памяти монгольского завоевателя не стал принимать титул хана, а именовался эмиром. При этом он держал при себе безвластного хана-чингисида и управлял от его имени. В молодости Тимур был ранен в ногу и на всю жизнь остался хромым. Поэтому его называли Тимурланг (в Европе — Тамерлан) — «Хромой Тимур», имя же Тимур означает «железный». В распоряжении Тимура было огромное войско (до 200 тысяч человек), действовавшее в традициях монгольского военного искусства. Тимур завоевал Иран, Двуречье, Закавказье и часть Индии. Грозный завоеватель не знал поражений и разгромил даже турок-османов, которые до этого сами считались непобедимыми. Попытки сопротивления он подавлял с беспримерной жестокостью. Учитывая интересы своих подданных, он взял под контроль караванные пути, проходившие через Иран и Среднюю Азию, и разорил торговые центры, конкурировавшие с его владениями. Тимур вёл упорную борьбу с ханом Золотой Орды Тохтамышем. В 1395 г. Тохтамыш был разбит. Преследуя его, Тимур вторгся в русские земли, но сразу же повернул обратно (возможно, по причине восстаний ранее покорённых народов).

монголы

Победа над османами привлекла к Тимуру внимание европейских стран, видевших в нём возможного союзника против турок. Посольства к Тимуру отправляли в это время Византия, Франция, Кастилия. Когда Тимуру было около 70 лет, он начал готовить вторжение в Китай. Ему мало было владений, раскинувшихся от Ганга до Чёрного моря, он считал, что всё пространство населённой части мира не стоит того, чтобы иметь двух повелителей. Но смерть разрушила его планы. Держава Тимура ненадолго пережила своего создателя. Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы — Самарканда, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран. В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы — медресе, усыпальницы. Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, — отсюда огромные масштабы и роскошь убранства. Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока: Багдад, Дамаск, Шираз.  Тимур был умным и любознательным человеком. Он стремился собрать при своём дворе видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран. Внук Тимура Улугбек (1409- 1449) не только покровительствовал наукам, но и сам, будучи учёным, внёс немалый вклад в развитие астрономии и математики. Однако воины были недовольны его миролюбием, а исламское духовенство раздражали его научные занятия. Собственный сын лишил его власти. Была разрушена грандиозная обсерватория для астрономических наблюдений.

Самарканд расположен на равнине и окружён земляным валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба. Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти, всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев.

Народы и государства Африки и Америки

Сама природа разделила Африку на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средиземному и Красному морям, с глубокой древности возникали очаги цивилизации. Здесь сменяли друг друга египтяне, финикийцы, греки, римляне, византийцы. В VII в. арабы захватили всё побережье Северной Африки до самой Атлантики, подчинив местные племена берберов. Земли к западу от Египта арабы называли Магрибом, то есть западными землями. Там процветали огромные города, такие, как Фес и Танжер, создавались замечательные памятники мусульманского зодчества.

От Магриба на юг, через пустыню Сахара, древние караванные пути вели в Тропическую Африку. Арабы называли её Билад ас-Судан (Страна чёрных) или просто Судан. В тех краях жили негритянские народности, говорившие на множестве разных языков. Перед африканцами стояла труднейшая задача: освоить обширные пространства, мало приспособленные для нормальной жизни человека. Большую часть Африки занимают пустыни, саванны, тропические леса. На огромных территориях людям угрожает малярия. И люди, и животные страдали от изнуряющей жары. Находясь в разных природных условиях, народы Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи, занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и скотоводы. На рубеже нашей эры многие народы Тропической Африки научились производить железо. Железные орудия труда и другие новшества позволяли получать более высокие урожаи. Появилось больше возможностей для развития ремесла.

Арабы из Магриба вели прибыльную торговлю с Тропической Африкой. Особенно привлекал их богатый золотом Западный Судан — земли между Сахарой и Гвинейским заливом. Помимо золота, торговали также солью, скотом, продуктами земледелия, слоновой костью. Вдоль торговых путей выросли города: Томбукту, Гао и другие. Пошлины с купцов обогащали местных правителей; их власть возрастала. Перед правителями вставала задача примирить различные интересы городов (с их купцами, чиновниками и растущим имущественным неравенством) и деревень, где неравенство проявлялось гораздо меньше. Государи жили во дворцах, окружённые придворными, чиновниками и воинами, и всё более обособлялись от своего народа. Их власть считалась священной, они выступали в роли посредников между своим народом и богами — покровителями племени. Вместе с арабами в Западный Судан проникал ислам. Его принимали правители и их приближённые, а также жители крупных городов. С исламом сюда проникала арабская культура: строились мечети и медресе, привозились книги. В то же время простые земледельцы и скотоводы долго сохраняли свои прежние верования. Религиозные различия усугубляли растущее имущественное неравенство.

Арабский Халифат 8

Самым древним государством Западного Судана была Гана, столь богатая золотом, что титул её правителя переводится как хозяин золота. Огромные доходы царей Ганы позволяли им содержать пышный двор и войско. Расцвет Ганы относится к X—XI вв., затем она ослабела и в XIII веке была захвачена соседним государством Мали. В основе могущества Мали во второй половине XIII — первой половине XIV в. тоже лежала торговля золотом. Прежде известные месторождения этого металла к тому времени оскудели, и золотые монеты чеканились, прежде всего, из золота Мали. Особенно прославился своими богатствами правитель Мали Муса (1312-1337), бывший ревностным мусульманином. Его хадж в Мекку, видимо, может считаться самым дорогостоящим путешествием в истории. На дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюков с золотом, весившим 12 тонн. В Каире и Мекке Муса потратил столько золота, что Восток надолго запомнил богатство правителей Мали. Связи Мали со странами ислама укрепились.  На богатстве золотых рудников во многом основывалось и могущество правителей обширного государства на юге Африки.

Христианская Эфиопия

Эфиопия расположена на северо-востоке Африки. В первые века нашей эры здесь процветало Аксумское царство. Уже в IV в. в Аксуме приняли христианство. Правителям страны удалось отстоять его в борьбе с исламом. Позже Аксум распался на отдельные княжества, и лишь в XIII в. в Эфиопии возродилось сильное государство. Его правители возводили свою династию к библейскому Соломону. В Европе их нередко называли императорами. Нуждаясь в союзниках против мусульман, Эфиопия в XV—XVI вв. вела с этой целью переговоры со странами Запада. Её делегация участвовала в работе Ферраро-Флорентийского собора, который обсуждал вопрос об унии между западным и восточным христианством. В самой Эфиопии христианство было гораздо ближе к православию, чем к католицизму. С распространением христианства в Эфиопии строились церкви и монастыри. В монастырях писали летописи, переводили на местный язык произведения древних и средневековых авторов. С XII—XIII вв. начинается расцвет эфиопского искусства. Высекались из камня церкви, украшенные снаружи резьбой, а внутри фресками и иконами; развивалась книжная миниатюра.

Со временем европейцы стали видеть в Эфиопии загадочную страну государя-священника Иоанна. Легенда о ней возникла ещё в XII веке. В Европе надеялись, что это христианское государство поможет в борьбе с мусульманами. Обнаружить царство Иоанна в Азии не удалось, зато стало известно о христианской Эфиопии, и царство Иоанна стали отождествлять с ней. В XV в. целью португальских мореплавателей была не только Индия, но и царство Иоанна.

Америка

В своём развитии Америка сильно отличалась от Африки, ведь она была почти изолирована от других частей света. Люди пришли сюда около 25—40 тысяч лет назад из Северо-Восточной Азии. Постепенно они продвигались к югу, осваивая огромный континент. Ещё до плавания X. Колумба европейцы достигали берегов Америки, но ни для Америки, ни для Европы это не сыграло важной роли. Но самостоятельное развитие Америки прервал приход европейцев.

Когда в 1492 г. Колумб оказался у берегов Америки, он решил, что находится рядом с Индией, и назвал местных жителей индейцами. Позже Америка получила ещё одно название — Новый Свет (в отличие от Старого Света — Европы, Азии и Африки). К концу XV в. Америку населяло множество племён с разным уровнем развития. До двух третей всего населения сосредоточилось на сравнительно небольших территориях, занимаемых индейскими цивилизациями.

америка 5

Обычно учёные выделяют 4 цивилизации доколумбовой Америки: майя на Юкатане, ацтеков в Мексике, чибча-муисков и инков в Андах. Все они были наследницами более древних культур. По уровню развития они сопоставимы с государствами Древнего Востока. В них использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединённые в общины. Власть правителей, опиравшихся на чиновников, постепенно усиливалась; большим влиянием пользовались жрецы. Цивилизации доколумбовой Америки достигли замечательных успехов в сельском хозяйстве и ремёслах, в науках и поэзии, в архитектуре и искусстве. Однако ни одна из них не знала таких широко применявшихся в Старом Свете достижений, как колесо, гончарный круг, плавка железа. Из домашних животных знали только ламу, которую инки использовали для перевозки грузов.

В первые столетия нашей эры достигла расцвета цивилизация майя. Их называют иногда «древними греками Америки», имея в виду как выдающиеся достижения в науках и искусствах, так и отсутствие у них единого государства. Отдельные города-государства (Паленке, Чичен-Ица и другие, всего более сотни) враждовали между собой, и ни один не мог объединить всех майя. Однако, по сути, города майя похожи не на греческие полисы с их демократическими традициями, а на города-государства Древнего Двуречья.

Майя строили большие города с великолепными пирамидами и дворцами. Их иероглифическая письменность была наиболее развитой в доколумбовой Америке. Астрономы-жрецы изучали законы движения планет и умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Календарь майя был самым совершенным в мире, он и сейчас изумляет своей точностью.

америка 2

Удивительны достижения майя в области математики. Они впервые ввели понятие нуля. Пользуясь лишь тремя цифрами — единицей, пятёркой и нулём, майя благодаря придуманной ими чрезвычайно удобной позиционной системе счёта могли производить сложнейшие вычисления. Расцвет майя относится к VII—VIII вв. Но междоусобные войны обескровили государства майя, ставшие позже лёгкой добычей испанских завоевателей.

В XIV—XV вв. могущественное государство создали ацтеки. Они возглавили союз трёх городов, который подчинил окрестные племена. Формально правитель ацтеков был лишь выборным верховным вождём, фактически же он сосредоточил власть в своих руках и диктовал союзникам свою волю. Ацтекская держава простиралась от Мексиканского залива до Тихого океана. Их столица Теночтитлан (на месте нынешнего Мехико) насчитывала до 100 000 жителей. Побеждённые платили дань ацтекам, они ненавидели завоевателей и жаждали свергнуть их гнёт. В державе ацтеков, воспринявшей многие культурные традиции покорённых народов, достигли высокого уровня земледелие и ремёсла, наука и искусство. Ацтеки поклонялись многим богам, а кровожадному богу войны и солнца Уицилопочтли приносили в жертву людей.

Самое могущественное государство доколумбовой Америки иногда называют империей инков. С XII в. племя инков начало подчинять себе соседей. Со временем инки оказались во главе союза племён. Правитель-вождь этого союза считался потомком Солнца и носил титул Верховный инка. Постепенно союз племён стал государством с сильной центральной властью. В период расцвета держава инков протянулась с севера на юг почти на 5000 километров и объединила множество племён и народов. Её столицей был город Куско. Подлинным чудом столицы считался сад с золотыми и серебряными изображениями растений, птиц и людей. Правителю принадлежала вся земля в государстве. Непосредственно ему шёл урожай с так называемых полей Верховного инки. Жречество получало урожай с полей Солнца. Урожай с остальных земель распределялся между всеми. В державе инков достигли высокого уровня многие ремёсла. До сих пор изумляют их храмы и дворцы, мощёные дороги с навесными мостами и тоннелями. Имелась даже почтовая связь, которую осуществляли гонцы-скороходы. Инки создали узелковое письмо кипу (что на языке индейцев означает «узел»). Кипу — это шнурок (или палка) с привязанными к нему разноцветными шнурками, на которых на различном удалении друг от друга завязывались узелки. Кипу могли использоваться для разнообразных целей, например, для организации сбора налогов и их учёта.

америка 3

Список использованной литературы:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 14-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. История Средних веков. (2-е изд.).
  3. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков. Учебник для VII класса средних учебных заведений. — 4-е изд.- Москва: МИРОС; КД «Университет», 1998.
  4. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 15-е изд. М.: Русское слово, 2012. Брандт М.Ю. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 8-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2008.
  5. Большаков О. Г. История Халифата. М., 2000.
  6. Всемирная история в шести томах / Гл. ред. А.О. Чубарьян. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. тома П. Ю. Уваров. Москва, 2012.
  7. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 9-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  8. Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века. М.: Просвещение, 2011.
  9. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Баласс, 2011.
  10. Девятайкина Н. И. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. М., 2002.
  11. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. М.: Русское слово, 2012.
  12. Искровская Л.В., Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. / Под ред. Мясникова B.C. История Средних веков. 6 кл. М.: Вентана-Граф, 2011.
  13. История Востока. В 6 т. Том 2. Восток в средние века / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна. М., 2002.
  14. История Востока. В 6 т. Том 3. Восток на рубеже Средневековья и нового времени, XVI — XVIII вв. / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна, Н.И. Иванова. М., 2002.
  15. История Европы: в 8 т. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992.
  16. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Разные издания.
  17. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Дрофа, 2013.
  18. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Мнемозина, 2012.
  19. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. – М.: Дрофа, 1999.