Социальные группы

sport-vospitanie-i-obshhenie

Наша общественная жизнь начинается с попадания в малые и большие группы.  Психологическая общность основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определенной группе — группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта общности с другими членами группы, различение некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они».

Социальная общность —  это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). 

Появление социальных групп:

1) связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности;

2) вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Наличие так называемого «мы-чувства» многие социальные психологи считают главной характеристикой группы. Общение и совместная деятельность рассматриваются как основа для возникновения эмоциональных отношений в группе (симпатий, антипатий, безразличия) и особых групповых ценностей и норм поведения. Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов. Эти нормы складываются в связи с отношением группы к социальным явлениям, что находит выражение в групповых ценностях. В этом проявляется связь групповых норм с групповыми ценностями.      

Малые группы

Малая группа является социальной системой. Ее элементами, как и элементами других социальных систем, выступают люди и возникающие между ними отношения. Малая группа является динамической системой, о чем свидетельствуют процессы ее изменения, развития. Это открытая система, так как она связана с внешней средой, испытывает ее воздействия и реагирует на них. Однако, как утверждают исследователи, степень открытости различных групп влияниям окружающей среды, общества различна. Группы с незначительной степенью открытости довольно часто используются обществом для достижения каких-либо определенных задач. Примерами таких групп являются экипажи судов, находящихся в длительном плавании, команды космических кораблей, полярных экспедиций, армейских подразделений. Малая группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Поэтому малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более или менее регулярной основе, чаще всего в одном и том же месте. Например, школьный класс может существовать до 10—11 лет.

Малая группа — немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.

К характеристикам малой группы относят психологическую и поведенческую общность ее членов.

Среди групп по критерию факта существования выделяют условные и реальные группы. Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге. Так, в статистике выделяют условные группы людей по какому-то признаку. Например, из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье. В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др.  

В противоположность условным реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (возникают как добровольные объединения). К реально существующим группам, к примеру, относится семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания. Среди реальных групп по характеру взаимодействия выделяют первичные и вторичные. Критерий выделения — наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение. Первичную группу отождествляют с малой группой, говоря о том, что она выступает частью системы более высокого уровня — вторичного объединения. С этой точки зрения малую группу нередко характеризуют как подсистему.

Исследователи проводят различие между группами формальными (организованными, официальными) и неформальными (неофициальными, спонтанными). Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. К формальным группам можно, например, отнести футбольную команду, в которой изначально четко определены роли каждого из участников: нападающий, защитник, вратарь и т. д.  Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий.

Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Неформальная группа может возникнуть внутри формальной. Например, в школьном классе как формальной группе могут возникнуть более мелкие группы, состоящие из приятелей или друзей, объединенных общим интересом. Неформальная группа может также возникнуть не внутри той или иной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Так возникают, например, дворовые компании. Иногда в рамках таких групп, несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них можно различить позиции и роли.

Еще одна часто встречающаяся в литературе классификация — «группы членства» и «референтные группы». Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке. Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок, являются для него группами членства. Например, купив туристическую путевку, человек обычно становится членом формальной (организованной) туристической группы. Такую группу можно считать группой членства, поскольку степень ее значимости для человека и степень ее влияния на систему его ценностей достаточно невелика.

Референтные группы

Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами.  

Среди функций, которые выполняет референтная группа, выделяют нормативную и сравнительную. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других. У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. (например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, музыкальный ансамбль и т. д.). Референтной может быть для человека как реальная (например, компания во дворе или близкие друзья), так и условная группа. Если референтной выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.), человек, как правило, строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.

Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу. Отношения в группе образуют сложную, изменяющуюся систему. В ней выделяют несколько видов отношений.  Отношения, возникающие на должностной основе, принято называть официальными. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами (законом, инструкциями, положениями, уставами и т. п.). В отличие от них на базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальные отношения.

Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений. Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности. Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства.  Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».

Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку.  Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.

Конформное и нонконформное поведение

Чтобы понять, как группа влияет на входящего в него человека, социальные психологи изучают процессы групповой сплоченности и группового давления. Процесс групповой сплоченности непосредственно связан с разделением членами группы ее целей, норм и ценностей. Процесс группового давления (в последнее время его часто называют социальным влиянием группы) связан с принятием каждым вновь вступающим в группу индивидом норм ее жизни, а следовательно, подчинением индивида группой.

Позиция индивида, отражающая меру его подчинения групповому давлению, получила название «конформность». Аспекты сплоченности многообразны. Это и наличие в группе общих чувств, настроений и веяний, и общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников, и взаимная поддержка, взаимопомощь, и готовность к принятию коллективной ответственности за те или иные действия группы. Наглядное представление о проявлениях групповой сплоченности, например, дает поведение членов экипажей авиалайнеров, терпящих аварию, но благодаря общим реакциям и целенаправленным действиям спасающих пассажиров. 

Сплоченность группы проявляется также в групповом (его иногда называют широким понятием «общественное») мнении. Групповое мнение отражает события и процессы, представляющие общий для группы интерес. Выражается групповое мнение в форме суждений, разделяемых большинством членов группы. Отсутствие полного единства во взглядах не означает отсутствия группового мнения. Единство мнений и взглядов, характеризующее сплоченность, надо отличать от единообразного группового поведения, связанного с конформностью.

Человек, который согласен с мнением большинства, не создает проблем в общении, получает поддержку и одобрение группы. С желанием заслужить одобрение или избежать порицания и быть принятым в своей группе связано подчинение навязываемому группой мнению. Отношения, складывающиеся в группе, а также воздействие группы на людей, как утверждают исследователи, являются одним из особо сильных источников регулирования чувств, суждений и норм поведения человека. Сказка о голом короле — пример особого социально-психологического явления, называемого конформностью. О конформности говорят тогда, когда имеет место конфликт между мнением индивида и мнением группы, и этот конфликт преодолевается в пользу группы.

Суть этого явления имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Различают внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя конформность связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться ее членом. Она предполагает лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека. Внешнюю конформность отождествляют с уступчивостью в следовании требованиям группы при внутреннем неприятии их. Внутренняя конформность связана с реальным одобрением, согласием человека с мнением группы, ее требованиями. Конформное поведение играет как положительную, так и отрицательную роль.

С одной стороны, оно способствует исправлению ошибочного мнения человека или его поведения, если более правильным оказывается мнение или действия большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Конформисты помогают принимать общие решения, но обычно не предлагают ничего нового. Есть и другая категория людей — те, кто идет против течения, зная, что могут встретить недовольство, отвержение и даже ненависть. К этим людям применимо выражение «дух противоречия»: они во что бы то ни стало поступают вопреки мнению окружающих, наперекор другим, любой ценой во всех случаях утверждают противоположную точку зрения. Таких людей называют нонконформистами.

Социальная дифференциация в отдельно взятой группе

Помимо процессов сплочения и интеграции, в группе протекают процессы дифференциации межличностного взаимодействия и выделения лидеров — членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни. В процессе жизнедеятельности группы одни участники выдвигаются на доминирующие, ведущие позиции, другие занимают позиции ведомых. Многие годы ученые изучают эти процессы с помощью специальных методов, определяя механизмы дифференциации, природу лидерства и его различные проявления. Фактически в группе происходит дифференциация разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.

Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные — «звезды» и «лидеры». Далее идут «приятные» и «предпочитаемые». Затем — «пренебрегаемые», лишенные внимания «изолированные» и, наконец, нежелательные — «отверженные». В неформальных группах в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п. В формальных группах, например трудовых объединениях, на первый план выходят организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий). Отвергаемыми и в формальных, и в неформальных группах могут стать люди неприятные, агрессивные, конфликтные, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты.

Лидерство — это система взаимоотношений в группе, при которой один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия. Выделяются две фундаментальные лидерские роли — роль инструментального (делового, целевого) лидера и роль лидера социально-эмоционального (экспрессивного). Первая роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. Инструментальный лидер — лидер, обладающий наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей.

Вторая роль представляет действия, относящиеся в основном к межличностным отношениям и регулирующие их. Экспрессивный лидер — лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. Его отличает способность откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы. Описание лидерских ролей связывают с двумя процессами лидерства. Это формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности (именно в этом смысле употребляют и термин «руководство») и неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов. Формальный лидер несет ответственность за положение дел в группе и обладает официальным правом поощрения и наказания. Неформальный лидер не обладает властными полномочиями и официальными обязанностями. Его влияние и авторитет основаны на отношении к нему группы, а не на его служебном положении, должности, статусе.  Если должностное влияние сочетается с неофициальным лидерством, в группе формируются благоприятные взаимоотношения. Если же этого совпадения нет, то взаимоотношения в группе будут зависеть от отношений между официальным и неофициальным лидерами. Наименее благоприятна ситуация, при которой отрицательно направленный неформальный лидер состоит в конфликтных отношениях с формальным лидером. В этом случае группа будет подвержена внутренним противоречиям и конфликтам.

Лидерство в социальной группе

Большое значение для характера отношений и организации деятельности в группе имеет стиль лидерства. Стилем лидерства называют совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы. Выделяется три стиля: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и анархический (либеральный).

Лидер-демократ советуется с коллегами, поощряет их инициативу, прислушивается к их аргументам, ориентируется на мнение группы, проводит обсуждение задач, часть полномочий делегирует другим членам группы. Авторитарный лидер устанавливает жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, навязывает свое мнение. Лидер-анархист руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите». Он не предъявляет требований, не настаивает, принимает все предложения членов группы, избегает столкновений, конфликтов. Группа практически не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.

Разделение стилей лидерства весьма условно. Чаще всего лидер использует разные стили в зависимости от обстоятельств. Тем не менее, анализируя стиль того или иного лидера, можно обнаружить определенные доминирующие черты. Заметим, что проблема многих лидеров (руководителей) в том, что их стиль не соответствует уровню развития группы или характеру решаемой задачи. В частности, это касается многих авторитарных лидеров. Вначале они из разрозненной массы людей создают единую группу, а потом эта группа начинает таких лидеров отвергать — группа вышла на новый уровень своего развития и перестала нуждаться в авторитарном лидерстве.

Асоциальные группы

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях. Во всех неформальных подростковых группах достаточно четко прослеживаются лидерские процессы. Авторитет лидера держится на уважении к опытности, «бывалости», волевых качествах, а зачастую и физической силе. Изолированные от внешнего мира группы с узкогрупповыми ценностями легко подвержены негативному влиянию лидеров из числа бывших преступников. Они увлекают ложной романтикой преступного мира, чувством вседозволенности и легкого отношения к моральным ценностям, закону, жизни.

Влияние опытных преступников является одним из путей криминализации подростковых и молодежных групп. Другой путь — без непосредственного влияния опытных преступников, вследствие внутренних социально-психологических механизмов и закономерностей развития группы.  В первую очередь отметим, что условия неформальной молодежной группы усиливают проявление конформности. Чем с большей готовностью члены группы отдают себя в ее распоряжение и чем большее удовлетворение приносит им их единение с другими, тем выраженнее становится конформное поведение. Помимо этого, в группе действует еще один механизм влияния — социальное «заражение», проявляющееся как подпитываемое окружающими возбуждение, утрата сдерживающих механизмов.

Трудно представить себе любителя рок-музыки, который кричит в одиночку во время концерта для небольшого количества зрителей, но никого не удивит орущая группа на гала-концерте. Путем социального «заражения» группы усиливают и агрессивные склонности отдельных людей, приводят в действие механизмы деиндивидуализации — утраты человеком собственного «я».

Различение «мы» — «они» в криминогенных группах начинает заменяться противопоставлением «свои»— «чужие». Если ты «свой», то во всем должен походить на «своих»: в одежде, стиле поведения, нравственных принципах. Подражание (а это тоже результат группового влияния) в молодежных группах нередко принимает характер эпидемии. Это заметно, к примеру, в увлечении эстрадной музыкой, дискотеками, групповой символикой, музыкальном, спортивном фанатизме.

В Скандинавских странах таким группам присвоено особое название — «стаи». Феномен «стаи» — заметное явление в неформальных молодежных группах. «Стая» полностью подчиняется вожаку, доверяет его мнению. В «стае» подросток легко идет на правонарушение и даже преступление, о чем свидетельствуют факты группового вандализма, хулиганств и других преступлений. Отмечают, что преступления в «стае» совершаются с особым цинизмом. Включается механизм состязательности: кто изобретет более изощренные методы издевательства над жертвой. Это явление в криминологии называют групповым затмением сознания или групповым «ослеплением». От конформности в первую очередь страдают более культурные и интеллектуально развитые молодые люди. Чем ниже интеллектуальный уровень неформального сообщества, тем более нетерпимы его члены к индивидуальным различиям. Действие социально-психологических механизмов криминализации усугубляет алкоголь и другие психоактивные вещества, приводящий к снятию социального контроля, «выключению» осознаваемых регуляторов поведения. Здесь актуально вспомнить понятие «антисоциальная субкультура», которая употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле под ним понимают все социально-психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам. В более узком смысле под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. К ним относится скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации.

Антисоциальные нормы направлены на выделение вожаков и их превосходства, а также на формирование извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий. Смелость искаженно понимается как риск и бравада, требовательность — как придирчивость, дружба и товарищество — как укрывательство и недоносительство, сострадание — как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. Труд перестает быть единственным источником достижения благосостояния и критерием оценки личности. Другие источники и способы приобретения всяческих благ перестают восприниматься как незаконные и безнравственные. Общечеловеческие ценности заменяются ценностями преступного мира, где жизнь — «копейка», труд не котируется, статус зависит не от уровня образования и знаний, а от соблюдения правил и законов антисоциальной группы. Особый феномен антисоциальной субкультуры — круговая порука, предполагающая взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах.

Антисоциальная субкультура имеет свою материальную основу в виде «общего котла». «Общий котел» был широко распространен в дореволюционных царских тюрьмах, с его помощью заключенные сообща питались, распределяли между собой вещи. В современных условиях на основе «общего котла» происходит сплочение правонарушителей. Стремление группы пополнить «общий котел» толкает ее на правонарушения, вымогательства и поборы с людей, не входящих в данную группу. Принципы распределения из «общего котла» отражают права на материальные блага в соответствии с занимаемым в группе статусом.

Система отношений к новичкам в антисоциальной субкультуре называется «дедовщиной». История «дедовщины» уходит во времена Петра I, когда по воинскому уставу к каждому новобранцу прикреплялся опытный старослужащий наставник — «дядька». На него возлагалась ответственность за подготовку новобранца к бою. За это новобранец должен был обслуживать «дядьку» — чистить его оружие, стирать обмундирование. Со временем «дедовщина» приняла негативную окраску. Психологической основой «дедовщины» является разностатусное положение в группе «новичков» и «дедов». Действует правило: «Я обращаюсь с ближним так, как обращались со мной». Унижая новичков, «деды» изживают прошлое собственное унижение.

Среди носителей антисоциальной субкультуры особой опасностью отличаются криминальные группы. Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами. Постепенно преступная группа переходит к более сложным организованным группам и наиболее опасной форме соучастия — преступным сообществам, основными признаками которых являются сплоченность и целевая установка на совершение особо тяжких преступлений, наличие сложных организационно-иерархических связей с тщательной конспирацией, системой защитных мер, внутренней контрразведкой, охранниками, боевиками и т. д.

Организованные преступные группы имеют коллегиальный орган руководства, информационную базу, устав в виде перечня неформальных норм, традиций, законов, санкций. Исследователи преступных групп выделяют в их структуре «внутренний круг», состоящий из ядра, куда входят главарь-лидер и его ближайшие помощники, а также «внешнее кольцо», состоящее из рядовых членов, или «попутчиков». В группах всегда имеет место жесткая зависимость членов друг от друга. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы.