Роль государства в экономике

ru-monthly-map

Реальный круг экономических функций государства очень широк, и тема эта всегда является предметом ожесточенных споров экономистов, политиков, коммер­сантов. Чтобы разобраться в причинах таких споров, следует рассмотреть роль го­сударства в экономике и механизмы ее реализации более подробно. Какие условия нужны любой стране, чтобы ее граждане хотели и могли вести активную хозяйственную деятельность? Ответ на этот вопрос дал еще Адам Смит (1723—1790) — один из крупнейших представителей классической политэкономии. Он писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варвар­ства до вышей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». Иными словами, го­сударство не должно чрезмерно вмешиваться в хозяйственную деятельность людей, но обязано защищать их мирную жизнь от врагов. По сути это означает экономическую свободу, которая обеспечивается на ос­нове законодательных государственных норм и неотделима от экономической от­ветственности граждан за то, как они этой свободой пользуются. В современном понимании экономическая свобода предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности и непротиворечии законам свободу:

  • производить то, что человек или фирма считает для себя выгодным;
  • торговать с теми, с кем считаешь выгодным;
  • сберегать полученные доходы в тех формах, которые человек выбирает для себя сам;
  • вкладывать сбережения для получения дохода в будущем в те проекты, которые человек выбирает сам;
  • пользоваться созданным и заработанным любым способом, не ущемляю­щим интересы окружающих;
  • вступать в любые выгодные экономические контакты с соотечественниками и иностранцами;
  • по своему усмотрению устанавливать цены на плоды своего труда или то­вары, созданные своей фирмой;
  • пользоваться для расчетов с партнерами по торговле денежными средствами любой страны, если на это согласны все участники сделки.

Но любая свобода требует защиты, иначе ее отбирают силой. И именно такая защита свобод, в том числе и экономических (т. е. их гарантирование), — главная и постоянная задача любого государства. Поиск наилучших способов защиты экономических свобод занял многие века и в конце концов привел к созданию стройного механизма, включающего: правовое закрепление права собственности, гражданское законодательство, суды, арбитражные суды и государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических сво­бод и правил хозяйственной жизни (прокуратура, контрольные службы и т. д.).

Правовое закрепление права собственности означает, что общество и государство признают права людей (физических лиц) и фирм (юридических лиц) на имущество любого вида, которое ими создано, куплено, получено в виде подарка или унаследовано. Государство с помощью правовых служб (милиции, суда, прокуратуры) защи­щает такие права личности. Правда, и это очень важно, современное цивилизован­ное общество признает право собственника делать со своим имуществом все что угодно лишь до той поры, пока такое использование имущества не начинает при­носить вред окружающим. Правила поведения людей в хозяйственной жизни сегодня обычно регулируются массой государственных норм и законов, которые образуют важнейшую часть гражданского законодательства. Например, принятый в России Гражданский кодекс регулирует допускаемые в стране формы хозяйственных организаций, правила заключения хозяйственных договоров, порядок выполнения обязательств по договорам и т. д.

Если кто-то из участников хозяйственной деятельности нарушает прави­ла, установленные гражданским законодательством, то пострадавшая сторона мо­жет обратиться в государственный суд за защитой. В гражданском судопроизводстве нет кары в виде тюремного заключения или ссылки. Здесь наказанием обычно являются изъятие незаконно полученного имущества или выгод, а также всевоз­можные штрафы. Осуществление хозяйственной деятельности часто порож­дает споры между ее участниками. Для их разрешения могут быть использованы арбитражные суды. Это специальный орган, который разбирает споры фирм между собой. Чаще всего это споры по поводу выполнения хозяйственных договоров. Реше­ния арбитражных судов являются столь же обязательными для исполнения, как и решения судов, разбирающих уголовные и гражданские дела. Для защиты устоев нормальной хозяйственной жизни и экономических свобод государство обычно создает специальные организации. К их числу относится прежде всего прокуратура, которая надзирает за правильностью использования законов. Немало­важную роль играют и многочисленные государственные контрольные службы. Достаточно назвать, например, службу мер и весов, следящую за тем, чтобы кило­граммовая гиря у всех торговцев страны весила ровно 1000 граммов, а не 950 или тем более 800 граммов. Если бы государство решало одни только перечисленные выше задачи, то и этого было бы достаточно, чтобы считать его одним из важнейших участников экономической жизни страны.

Но реально круг задач, которыми занимается государство, куда шире. Это свя­зано с несостоятельностью (несовершенством) механизма рынка — неспособностью рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообше или наи­лучшим образом. Причины несостоятельности рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механиз­мам почти идеально решать главные экономические проблемы общества. Назовем наиболее важные из них:

  • всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о свой­ствах и ценах товаров или услуг. Между тем обычно потребители такой полной информацией не обладают и потому производители могут их обма­нывать, скрывая вредные или преувеличивая полезные свойства продавае­мых благ, чтобы продавать их больше и дороже, чем они того заслуживают. Кто-то — и это обычно бывает государство, а не рынок — должен взять на себя заботу о защите прав потребителя на правдивую и полную информацию о товарах (например, о том, что табачные изделия вредны для здоровья);
  • в современном цивилизованном обществе есть блага, доступ к которым же­лательно предоставить всем гражданам без учета их возможности за это заплатить. К таким благам относится охрана общественного порядка (мили­ция, прокуратура и суды), оборона страны, пограничная, таможенная и ве­теринарная охрана границ страны и т. п. Соответственно рыночные меха­низмы не способны обеспечить распределение этих благ — здесь они мало­пригодны;
  • рынок хорошо работает, когда его задача — согласовать интересы двух сторон сделки: продавца и покупателя. Но бывают случаи, когда факт купли-продажи какого-то блага затрагивает интересы совсем иных людей или организаций, не имевших к факту купли-продажи данного блага никакого отношения. Скажем, когда химическая компания покупает земельный участок, чтобы построить там завод, то эта сделка оказывает существенное (как положительное, так и отрицательное) влияние на жителей близлежащих населенных пунктов. С одной стороны, это влияние положительное — будет больше рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет, а с другой — отрицательное (воз­растет загрязненность окружающей среды и люди станут больше болеть). Рыночный механизм учесть эти внешние последствия (эффекты) сделок не может.

И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономиче­скую жизнь общества. Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение в том числе и следующих задач: устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка и смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перерас­пределения. Слабости (несовершенства) рынка проявляются в возможности монополизации рынков, трудности создания на коммерческой основе общественных благ, возникновении отрицательных внешних эффектов или внешних затрат. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к раз­личным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче. Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу экономического преимущества или различных сговоров или уничтожения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возник­нуть за счет того, что она смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена/качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров. Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу — обеспечивает наилучшее распределение ограничен­ных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов доста­ется фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат. Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попы­тается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затра­ты, за счет предложения более низких цен.

Совсем иное дело — монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или органи­зации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее ис­пользование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

  • разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
  • создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи недобросовестной конкуренции (в России такую дея­тельность ведет Федеральная антимонопольная служба);
  • помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать моно­полизации рынков или разрушить ее.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, чтобы ограни­чить монополизацию рынка и восстановить нормальную конкуренцию, когда ры­ночные механизмы снова смогут работать успешно. Иными словами, правительство обязано разрабатывать и проводить в жизнь политику защиты конкуренции — так называемое антимонопольное законодательство. Главная задача — не позволить особо крупным фирмам получить монопольную власть над рынком и диктовать покупателям свои условия продаж, включая цены. Почти вековой мировой опыт использования антимонопольного законодатель­ства показал, что лучший способ борьбы с монополизацией рынков — поддержка развития малых и средних фирм, которые конкурируют с гигантами и потому обес­печивают нормальное функционирование рынков.

В ассорти­менте человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу ис­ключительности, т. е. если потребляет один, то другой этого сделать уже не может. Такие блага, доступные одновременно для всех, называются общественными. Реаль­ные примеры таких благ: обеспечение обороны страны с помощью армии, бесплат­ное образование, бесплатные парки, музеи, уличное освещение и т. п. В отличие от частных благ, приобретаемых людьми исключительно для собственного потребле­ния, общественные блага неконкурентны — потребление такого блага одним человеком не сокращает общего количества блага, и оно доступно другим людям (идя по освещенной улице, вы не снижаете ее освещенности для других пешеходов), носят неисключающий характер (нельзя сделать так, чтобы для кого-то из пешеходов улица не освещалась или армия, охраняя страну в целом, не охраняла кого-то из ее граждан). Такая общедоступность порождает сложную экономическую проблему: с одной стороны, на такие блага невозможно установить цену и продавать право пользова­ния ими к выгоде конкретных фирм, а с другой — никому из предпринимателей и владельцев фирм невыгодно создавать такие блага, и их предоставление обществу оказывается возможно только усилиями государства.

Выделяют общенациональные и местные (локальные) общественные блага. Пер­вые создаются за счет усилий и расходов правительства страны в целом (армия, охрана границ, ветеринарная служба и т. п.), вторые — муниципальных организа­ций, финансируемых из местных бюджетов (освещение улиц, уборка мусора и снега с улиц, поддержание порядка в городских парках и т. д.). Представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг просто невозможно. Никакая фирма не станет создавать систему противоракетной оборо­ны, которая автоматически защищает все города страны. Решить эту проблему может только особая «фирма» под названием «государство», которая существует на налоги, выплачиваемые всеми имеющими доходы гражданами страны. Ассорти­мент общественных благ невелик (сюда, кроме того, о чем мы уже говорили выше, относятся такие услуги, как проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий, надзор за добро­совестностью рекламы, соблюдением в торговле правильных стандартов массы и длины и т. д.). Дня создания общественных благ государство формирует систему законов, защищающих права граждан и фирм на полу­чение достоверной информации (именно к такой категории юридических документов относятся федеральные законы «О рекламе» и «Реклама меди­цинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств») и создает организации, обеспечивающие предоставление населению страны общественных благ (например, армию, пограничную и таможенную служ­бы, «Скорую помощь» и т. д.).

Если, к примеру, химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого гибнут пче­лы, то это никак не беспокоит его дирекцию, но очень волнует пчеловодов. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым. Однако пчеловоды никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может.

Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополни­тельных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупае­мого товара. В результате загрязнение полей оказывается внешним эффектом, посто­ронним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании цен на нем. Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц за счет рекламы и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. Значит, он также не может быть учтен рынком при регулировании распределе­ния ограниченных ресурсов (в данном случае ресурсов, используемых для производ­ства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещенными витринами и световой рекламой). Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйствен­ной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов.

Если рыночные решения принимаются без учета всех затрат и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказы­ваются далекими от совершенства. Более того, игнорирование потерь или выгод определенных групп граждан или фирм может породить общественные конфликты. Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы отрица­тельных внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовер­шенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций. Решая задачу регулирования проблем, связанных с возникновением отрицательных внешних эффектов, государство:

  • формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфлик­ты, связанные с возникновением внешних эффектов (например, законы об охране окружающей среды);
  • создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения отри­цательных внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанавливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);
  • стимулирует деятельность по сокращению нежелательных (негативных) внеш­них эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприя­тиям, активно создающим очистные сооружения или системы замкнутого водооборота).

В последние десятилетия цивилизованные страны, включая Россию, стали возлагать на государство еще одну заботу — защиту прав потребителей. Это связано с тем, что рыночные механизмы не вполне способны решать задачу защиты потре­бителей от недобросовестности или обмана со стороны продавца (изготовителя). В Российской Федерации в 1992 г. принят специальный Закон о защите прав потребителей и созданы государственные органы, которые добиваются от фирм— продавцов товаров и услуг соблюдения требований этого Закона. Многие экономисты считают, что решение перечисленных выше задач является максимально допустимой сферой вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Но не менее многочисленная группа экономистов и политиков полагает, что такое мешательство надо расширить для решения и иных задач. При этом чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и спада производства. В одних странах такое государственное регулирование осуществляется достаточно активно и успешно, в других к нему относятся крайне осторожно, считая, что оно может привести к слишком серьез­ному нарушению нормального функционирования рыночных механизмов. Свою модель государственного участия в экономической деятельности ищет сегодня и Россия.

В начале 90-х гг., когда главной задачей было разрушение ко­мандной системы, многим казалось, что нашей стране нужно «маленькое и дешевое государство», которое практически не будет вмешиваться в экономическую жизнь. Но опыт последующих лет показал, что нарождающиеся рыночные механизмы еще слишком слабы, чтобы взять на себя задачу регулирования всей хозяйственной жизни, и российскому государству придется вернуться в экономику. Сейчас в среде отечественных экономистов и политиков идут ожесточенные споры о том, что государство может и должно делать, чтобы помочь выходу хозяй­ства из кризиса и при этом не помешать укреплению рыночной системы. Поиск наилучшей модели государственной экономической политики России затрудняется тем, что для решения даже минимального круга задач (компенсация несовершенств рынка и смягчение неравенства доходов и богатства) государство должно располагать огромными денежными средствами.

Неравенство доходов и направления социальной политики

Различия в уровне доходов населения называются диф­ференциацией или неравенством доходов. Неравенство до­ходов характерно для всех экономических систем.

Основными причинами неравенства населения по уров­ню получаемых доходов являются:

  • различия цен на факторы производства;
  • включенность в предпринимательскую деятельность;
  • владение собственностью, а также размер этой соб­ственности;
  • место работы;
  • род деятельности;
  • уровень образования;
  • социально-профессиональный статус.

В переходной экономике неравенство в уровне жизни и величине получаемых доходов связано с преобладанием у зна­чительной части населения старых стереотипов поведения. При этом начинает формироваться новый общественный слой, ориентирующийся в своем поведении на принципы ры­ночной экономики, т. е. на свободное предпринимательство. Поэтому первоначально неравенство усиливается, но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства будут сокращаться.

Неравенство оценивается показателями: коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) и коэф­фициент Джини (индекс концентрации доходов). Первый характеризует степень социального расслоения и показыва­ет соотношение между средними уровнями доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных.

Неравенство доходов, как правило, в экономической практике ассоциируется с социальной несправедливостью. Категория социальной справедливости затрагивает такие общенациональные проблемы, как распределение и пере­распределение доходов.

Чрезмерное государственное вмешательство выражается либо в увеличении госрасходов, либо в росте налогов. Как известно, это приводит, с одной стороны, к увеличению на­грузки на государственный бюджет, а с другой — снижению экономической эффективности, замедлению темпов окупае­мости инвестиций и заинтересованности бизнеса в расшире­нии своей деятельности. В результате социальное неравенство не снижается, а масштабы теневой экономики расширяются.

В то же время высокие качественные показатели эконо­мического развития позволяют расширять и модернизиро­вать социальную компоненту государственного регулирова­ния, т. е., чем более экономически развито общество, тем больше средств выделяется на социальное развитие.

В настоящее время активно развивается концепция со­циальной ответственности бизнеса и государства, которая заключается в создании условий для участия успешно раз­вивающихся компаний в социальных программах и благо­творительных мероприятий, направленных на поддержку не только внутрикорпоративных социальных проектов, но и, прежде всего, на социальное развитие всего общества, снижение уровня неравенства. Социальная ответственность трактуется широко и опирается на этические нормы и прин­ципы поведения.

Деятельность государства по обеспечению относитель­ной социальной справедливости в обществе включает сле­дующие направления:

  • помощь беднейшим и неспособным обеспечивать себя материальными благами людям и борьба с бедностью;
  • поддержка временно безработных и оказание им со­действия в трудоустройстве, в повышении их профес­сионального уровня, в переквалификации (если это необходимо);
  • выплата пособий на детей, пособий по инвалидности, потери трудоспособности, пособий по потере кор­мильцев и др.;
  • обеспечение гарантии занятости, оплата отпусков по беременности и родам и больничных листов (обяза­тельный социальный пакет);
  • создание целостной системы защиты населения на основе справедливого распределения национального дохода;
  • организация обязательного медицинского страхова­ния граждан и финансирования всеобщего бесплатно­го здравоохранения;
  • содержание системы бесплатного начального и сред­него образования, предоставление льгот при получе­нии профессионального и высшего образования;
  • функционирование государственной системы пенси­онного обеспечения в сочетании с деятельностью не­государственных пенсионных фондов;
  • льготирование жилищно-коммунального обслужи­вания;
  • развитие системы гарантирования государством сбе­режений населения в частных банках, пенсионных фондах и страховых компаниях, а также инвестиций граждан в ценные бумаги.

Социальная защита осуществляется в рамках социаль­ной политики государства и представляет собой совокуп­ность мероприятий, направленных на выравнивание дохо­дов и решение проблемы бедности.

Эффективность мер социальной защиты определяется, с одной стороной, уровнем социальной стабильности, сни­жением социальной напряженности, а с другой — соци­альная политика не должна подрывать экономической за­интересованности предпринимателей в деятельности.

Основными инструментами социальной политики вы­ступает перераспределение доходов посредством налогов и дотаций.

Направлениями социальной защиты населения являются:

  • перераспределение доходов, индексация доходов;
  • стимулирование занятости, выплата пособий по без­работице;
  • пенсионное обеспечение;
  • выплата трансфертов;
  • социальное страхование.

Методы государственного регулирования доходов

Чтобы смягчить процессы расслоения общества на бед­ных и богатых, государство проводит ряд мер по регулиро­ванию доходов. Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной к рынку экономики могут быть различными.

  1. Государство устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое зна­чение регулирования заработной платы определяет­ся тем, что ее изменение оказывает влияние на сово­купный спрос и издержки производства. Такая мера используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек произ­водства, повышения конкурентоспособности нацио­нальной продукции, поощрения инвестирования и сдерживания инфляции.
  2. Государство использует методы добровольного согла­сия работодателей и работников. Не исключается применение административных мер государственно­го контроля за повышением заработной платы с уче­том финансовых возможностей предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые пределы ее повышения, зафиксированные в общена­циональных программах.
  3. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыноч­ной экономикой является определение ее гарантиро­ванного минимума.
  4. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инф­ляции. С этой целью применяется индексация — увели­чение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Индексация может осуществляться на двух уровнях:

а)   на общегосударственном уровне на основе соответ­ствующего законодательства;

б)   на уровне отдельных предприятий через коллектив­ный договор.

Система индексации предусматривает дифференциро­ванный подход в зависимости от величины доходов: от пол­ной компенсации самых низких до близкой к нулю компен­сации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на зара­ботную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных катего­рий занятых государство регулирует только размер мини­мальной заработной платы. Индексация должна произво­диться при росте розничных цен свыше 6%.

Индексация доходов с экономической точки зрения име­ет и существенные недостатки:

  • способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может сни­зить мотивацию к более напряженному труду;
  • индексация доходов снижает эффективность анти­инфляционных мер.

Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения

Разрешение такой острой социальной проблемы, как бедность, есть одно из направлений деятельности государ­ства. Для этого государство использует различные формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

  1. Оказание помощи социально уязвимым группам на­селения через предоставление различных выплат, льгот и компенсаций:

а)   субсидии на оплату жилищно-коммунальных ус­луг для групп населения с низкими доходами;

б)   предоставление социальных льгот. В настоящее время в России действует более тысячи норматив­ных актов, предусматривающих льготы для 200 ка­тегорий населения;

в)   усиление адресного характера социальной помощи.

  1. Поддержание размера доходов малообеспеченных групп населения на уровне прожиточного минимума.
  2. Развитие системы управления охраной труда, которая соответствовала бы новым экономическим и трудо­вым отношениям. Социальная защита требует охра­ны труда на производстве. На частных предприяти­ях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.
  3. Страхование от безработицы. Для решения этой проб­лемы в России необходимо в ближайшее время осу­ществить меры по созданию новых рабочих мест, в том числе за счет стимулирования инвестиций.

Однако чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов обусловливают снижение деловой активности в обществе и сокращение эффективности производства в целом. С дру­гой стороны, снижение роли государства в регулировании доходов населения ведет к углублению дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению соци­альных конфликтов и в итоге к падению производства.

Таким образом, социальная политика государства в ры­ночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструмен­том. С одной стороны, она призвана способствовать социаль­ной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов пред­принимательства и